Исследование страхов у детей 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование наличия страхов у детей 6-7 лет.
Объект исследования: особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей 6- 7 лет.
Задача исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования страхов у детей в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
Теоретико-методологический анализ литературы.
Методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Тест тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей 6-7 лет. 5
1.1 Общая характеристика эмоциональной сферы детей 6-7 лет. 15
1.2 Причины и особенности возникновения страхов у детей 6-7 лет. 23
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………...31
2.1 Результаты проведенного исследования…………………………………32
Заключение………………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая. Не удалять..docx

— 123.81 Кб (Скачать файл)

Кроме того, стоит заметить, что у детей кошмарные сны  и страх их испытать находятся  в тесной взаимосвязи. Даже если ребенок  не помнит своих кошмаров, то отвечая  на вопрос о том, боится ли он страшных снов, ребенок отвечает положительно.

Наиболее подвержены ночным страхам дети старшего дошкольного  возраста. Это можно объяснить  тем, что именно в этом возрасте детям  присущ страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у детей  инстинкт самосохранения. Количество ночных страхов больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, они чаще наблюдаются у девочек, отражая природно более выраженный инстинкт самосохранения.

Количество ночных страхов  при неврозах больше, чем у здоровых в своем большинстве сверстников. Это неудивительно, если учесть характерные для неврозов повышенное беспокойство, эмоциональную ранимость, неустойчивость настроения, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях.

В моменты засыпания  многих дошкольников начинают преследовать различные навязчивые видения и  образы, ребенку могут казаться различные  злодей, пришедшие за ними ночью. Дети судорожно сжимаются у себя в  кроватках, прижимая к груди своих  любимых игрушек. Я думаю, что  именно поэтому дети 6 – 7 лет так  любят брать с собой в кровать  игрушки, стараясь затмить тем самым  свое одиночество перед опасностью. Свет и звуки, доносящиеся из соседней комнаты, несколько облегчают их состояние, но не решают проблему страхов  до конца. В состоянии физической покоя сознание и, в частности, воображение детей увеличивают свою активность. Воображение, и порождает пугающие ребенка переживания.

Известный отечественный  психолог Лев Семенович Выготский еще в тридцатые годы сформулировал закон реальности чувств в деятельности воображения. Даже если по опыту ребенок твердо знает, что за занавеской никто не прячется, под кроватью никого нет, а Бабка Яга и Кащей — литературные герои, страх, порожденный фантазией, абсолютно реален. Уговоры родителей, их уверения в необоснованности детских страхов не дают положительных результатов. Страх живет и побеждает рассудок.

Воображение не прекращает свою работу и во сне, оно лишь принимает  форму сновидений. И когда ребенок  заснул, его начинают мучить ночные страхи, кошмары. Если в состоянии бодрствования он мог убежать от чего-то пугающего, позвать на помощь или как-то защитить себя, то во сне ребенок лишаются этой возможности. Именно полное бессилие перед лицом опасности заставляет детей кричать во сне, беспричинно плакать, метаться в кроватках. Как правило, наутро дети ничего не помнят о свои ночных страхах. Поэтому лучше лишний раз не травмировать их расспросами о том, почему они так страшно кричали ночью или как оказалось, что их подушка мокрая  от слез. Только уверенность, спокойствие и любовь родителей ободрят малышей, помогут им быстрее избавится от этой напасти.

Как сказал знаменитый французский  писатель Ларошфуко: "Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам". Последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх, подобно опухоли, разрастается в психике человека, затормаживая ее. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего. Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями.[8, стр.20]. Для того, чтобы страх не стал проблемой для жизни ребенка и более того не перерос в «хроническую» форму, нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка и отношениями в семье. В противном случае ребенок может сам не справится со своим страхом и стать нервозной, боязливой, неуверенной в себе личностью, что, конечно же, не лучшим образом скажется как на физическом, так и душевном здоровье ребенка.

Вывод. Из данной главы можно сделать вывод о том, что на становление и развитие страхов в старшем дошкольном возрасте играет, прежде всего, семья, отношение родителей к ребенку и друг к другу. Так же причинной страха могут травмирующие события, из-за которых ребенок испытал моральный удар. Это может быть развод родителей. Дети старшего дошкольного возраста очень нуждаются в полной семье, поскольку именно в этом возрасте дети начинают сопоставлять себя с родителем того же пола, что и они. Если такая возможность у ребенка отсутствует, то он может начать испытывать чувство страха, проявляющихся по-разному. Наиболее сильным страхом в таком возрасте является страх смерти, поскольку ребенок осознает, что все конечно. Страх смерти может быть следствием других страхов, таких как трах стихийных бедствий, животных, темноты, заражения, то есть тех, которые могут привести к смерти. Неблагоприятная обстановка в семье может сказаться и на ночных кошмарах. Ребенку может снится его смерть, различные опасности, даже родитель в виде какого-то злого персонажа.

Страх или совокупность страха отрицательно скажется на психики ребенка. Важно, чтобы ребенок рос в здоровой семейной атмосфере, в которой бы родители (в первую очередь мать) не передавали свои страхи и не навязывали новые.

 

Глава 2. Методы и организация исследования

Экспериментальными базами исследования послужила средняя образовательная  школа № 155 (ул. Ключ - Камышенское плато 1а)

В исследовании принимало участие 10 детей 6-7 лет с нормой в развитии.

Для исследования было использовано две методики:

  1. «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой, диагностирующая уровень страхов. Для критерия оценки была использована таблица возрастных норм Захарова. (см. Приложение *).
  2. Тест тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Предназначен для выявление детей с подлинной школьной тревожностью. Для критерия оценки уровня тревожности был использован индекс тревожности, рассчитанный по формуле : ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100% (см. Приложение **).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Результаты проведенного исследования

В результате проведения диагностики выяснилось, что у большинства детей 6 –7 лет повешенный уровень страхов и тревожности, которые не соответствуют возрастной норме.

1.1 Количество страхов  по методике «Страхи в домиках»  М. А. Панфиловой представлены  в виде таблицы 1. и рис. 1

Таблица 1.

Мальчики

Девочки

Имя ребенка

Кол-во страхов

Имя ребенка

Кол-во страхов

Никита

14

Настя Р.

9

Илья

8

Полина

17

Гоша

9

Настя К.

13

Максим

10

Лера

5

Слава

15

Саша

12

Ср.показатель по гр.

11,2

Ср.показатель по гр.

11,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Сравнение средних показателей уровня страхов у мальчиков и девочек с нормой развития 6- 7 лет.

 

Как видно из выше представленных результатов, уровни страхов как у мальчиков, так и у девочек завышен в сравнении с нормой для данного возраста. Нормой для мальчиков данного возраста является наличие 6 страхов, а у девочек 9 (см. приложение *).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Уровень тревожности  по методике Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена представлен в виде таблицы 2 и рис. 2.

Таблица 2.

Мальчики

Девочки

Имя ребенка

Уровень тревожности (%)

Имя ребенка

Уровень тревожности (%)

Никита

28

Настя Р.

50

Илья

57

Полина

57

Гоша

28

Настя К.

50

Максим

64

Лера

78

Слава

64

Саша

71

Ср.показатель по гр.

42,8

Ср.показатель по гр.

61,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Сравнение средних показателей уровня тревожности у мальчиков и девочек с нормой развития 6- 7 лет.

Как видно из приведенных  данных, уровень тревожности у  мальчиков и девочек различен. У мальчиков он считается среднем – 48,2 %, а у девочек он завышен – 61,2 % (см. приложение **)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

На основе проведенного исследования наличия страхов и тревожности  детей 6 - 7 лет можно сделать следующие  выводы:

  1. В данной выборке детей младшего школьного возраста количество страхов завышено по сравнению с нормой. Причем, стоит отметить, что у девочек и у мальчиков, средние показатели страха одинаковы, что так же не соответствует возрастной норме (как правило, в этом возрасте девочки имеют большее количество страхов по сравнению с мальчиками).
  2. Уровни тревожности у мальчиков и девочек не одинаковы. Было выявлено, что девочки более тревожны, нежели мальчики, и это можно считать возрастной нормой.

В связи с этим устранение страхов и тревожности, являясь составной частью в работе по формированию нормальному психическому развитию, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы с детьми 6 – 7 лет с нормой в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

*Возрастные нормы 
(по А. И. Захарову) 
Среднее число страхов 
В дошкольном возрасте: — у девочек =10,3; - у мальчиков — 8,2; 
В школьном возрасте: — у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2. 
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту). Таблица возрастных норм наличия страхов Захарова А.И.  [8; с 430]

Возраст

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7 дошкольники

9

12

7 школьники

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9


 

** Количественный анализ

На  основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости  от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немов, Р. С. Психология в 3 ч. – Ч. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М., 2004.-269 с.
  2. Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учеб. Пособие для вузов / Н.          С. Ефимова. – М.: Инфра – М, 2009.-288 с.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе./Л.И.Божович. - М.: Изд. МГУ, 1992.- 200с.
  4. 3анков Л. В. О начальном обучении./Л.В.Занков. — М.: Изд-во. МГУ, 1963. -300с.
  5. И.М. Слободчиков. Эмоциональное развитие ребенка. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301115.shtml
  6. Любина Г. И. Обучение дошкольников «языку чувств»./ Г. И. Любина. – М.: Просвещение, 1996. – 239 с.
  7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений. –М.: издательский центр «Академия», 1999. -336 с.
  8. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей./А. И. Захаров. -.М.: Изд. Союз, 2000.- 448с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исследование страхов у детей 6-7 лет