Исследование страхов у детей 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование наличия страхов у детей 6-7 лет.
Объект исследования: особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей 6- 7 лет.
Задача исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования страхов у детей в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
Теоретико-методологический анализ литературы.
Методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Тест тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей 6-7 лет. 5
1.1 Общая характеристика эмоциональной сферы детей 6-7 лет. 15
1.2 Причины и особенности возникновения страхов у детей 6-7 лет. 23
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………...31
2.1 Результаты проведенного исследования…………………………………32
Заключение………………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая. Не удалять..docx

— 123.81 Кб (Скачать файл)

Есть и еще одна, пожалуй, наиболее важная особенность эмоционального развития шести - семилетнего ребенка: все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют  четкую выраженную мотивацию. Слободчиков, в своей статье «Эмоциональное развитие ребенка» выделяет несколько видов мотивов, играющих роль на эмоциональный фон ребенка. Он пишет о том, что мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Далее он приводит такой пример: «Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик - чтобы помочь матери по хозяйству». И в том, и в другом случае - это эмоционально окрашенный поступок, однако эмоциональный ответ ребенка на оценку его поступка взрослым будет разным. В случае запрета взрослым трехлетний малыш просто огорчится - его оторвали от интересного занятия, шестилетний обидится - его неправильно поняли. Этот говорит о том, что у старшего дошкольника уровень развития эмоций выше, чем у ребенка младшего возраста, сами эмоции становятся более глубокими и сложными по структуре. В своей статье Слободчиков выделил и другие мотивы поведения, влияющие на эмоциональную сферу ребенка. Он пишет о том, что можно выделить мотивы поведения детей, играющие роль на их эмоциональную сферу. В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Исходный пункт этих мотивов - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению - притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

В период дошкольного детства  происходит формирование новых видов  мотивов, связанных с усложнением  деятельности детей. К ним относятся  познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста преобладающим у детей становится вопрос "Почему?", и это один из самых эмоционально окрашенных вопросов, который является к тому же источником-акцептором эмоционального отношения к миру. Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести эксперимент. Постепенно под влиянием взрослых ребенок начинает все больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действия ребенка, начинает направлять его поведение. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро  переживают неудачи. Среди нравственных мотивов поведения все большее  место начинают занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для  других людей, принести им пользу. Ребята 6-7 лет по собственной инициативе выполняют  работу для других, к ним приходит осознание того, что они своими действиями могут помочь окружающим.

На наш взгляд, стоит отметить, что к шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К шести-семи годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Но этот сложный процесс еще впереди, а пока симпатия и антипатия более значимы для малыша, чем нормы и правила. 
Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей. Эмоциональные реакции ребенка пяти - семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком.

В этот период у старшего дошкольника происходит развитие интеллектуальных чувств, то есть растет любознательность, при удовлетворении которой ребенок  испытывает эмоции восторга, восхищения. Дети этого возраста могут испытывать довольно стойкие и продолжительные  чувства от рассказа, книги, спектакля.

Таким образом, старший  дошкольник уже переживает эмоции и  чувства более осознанно, обобщенно, произвольно. И именно в этом возрасте изменяется содержание эмоций и экспрессивная  сторона.

Вывод. Эмоциональное состояние дошкольников придерживает значительные изменения. Ребенок в таком возрасте осваивает социальные нормы и в соответствии с ними использует различные эмоции уже осознанно. Кроме того, у дошкольника формируются так называемые эстетические чувства – чувства, прекрасного, долга, товарищества. Дети дошкольники уже могут не только рефлектировать над собственными эмоциями, но и различать эмоции окружающих по внешнем признакам (мимика, жесты, голос). Они также могут сдерживать порывные, импульсивные эмоции, такие как раздражение, страх, могут сдерживать свои слезы. Дети 6-7 лет переживают не только за реальными людьми, но так же и за вымышленными героями, сопоставляя себя с ними.

Тем не менее, на развитие эмоций ребенка играет социум, прежде всего  семья.  Атмосфера, в которой растет ребенок определяет его эмоции и вследствие этого и поведение. Если эмоциональный фон в семье пропитан лаской, любовью, теплом, то у ребенка формируется чувство защиты, уверенности в себе. Если же, напротив, в семье частые конфликты, безразличие или апатия по отношению к ребенку, то у него могут проявиться страхи, неуверенность, чувство отчужденности и опустаношенности. Именно поэтому в семье должен быть мирный устрой как по отношению к ребенку, так и родителей между собой.

 

1.2 ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [8, стр.6]. Это определение страха, которое обосновал Захаров, на мой взгляд, подразумевает то, что бывает так, что человек не до конца поняв ситуацию может испытать чувство страха. Ребенок еще более чувствителен к внешнем раздражителям. В дошкольном возрасте ребенок просто «живет эмоциями», и их негативное влияние крайне отрицательно сказываются на его душевном здоровье.

Прежде всего, стоит рассказать о причинах страха, которые присущи  детям дошкольникам. Во-первых, это внушенные страхи детей. Взрослые могут заражать ребенка страхами, подчеркивая на наличие опасности такими фразами как: «не лезь туда - упадешь», «Не трогай - обожжешься» и тому подобные. Если такие фразы использовать постоянно, даже если опасности не существует ребенок становится неуверенным в себе, скованным, замкнутым, боязливым. К числу внушенных страхов относят страхи самих родителей. Разговоры родителей в присутствии ребенка о смерти или опасности пугает его и оставляет крайне негативный след на психики малыша. Захаров в своей книги подмечает такую тенденцию, что дети, живущих в отдельных квартирах, подвержаны страхам чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочки. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контактов друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.[8, стр.21].

Еще одна причина страха это постоянно испытываемые матерью  нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Такая тенденция может привести к негативному эмоциональному фону ребенка, который может проявится в двух признаках: дети в этих условиях эмоционально "закаляются" до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Стоит сказать, что наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей именно дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие.

Другая причина детских страхов - состав семьи. Если семья неполная, то количество страхов у детей дошкольного возраста очень возрастает. Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на отца как представителя мужского пола, а девочки — на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего же пола. Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Но даже, если оба родителя находятся в семье с ребенком, на количество его страхов будет  влиять и такой фактор, как отсутствие братьев или сестер. Единственные дети в семье — эпицентр родительских забот и тревог.   Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном  контакте с родителями и легко  перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся «развивать» ребенка, чтобы он соответствовал социальным нормам, не обращая внимания на эмоциональную сферу малыша. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным родителями.

Возраст родителей может  быть также причиной страхов ребенка. К примеру, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У "пожилых" родителей дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Такие родители стараются настолько сильно отгородить свое чадо от опасностей, что развивают у него чувство беспокойства и страха.

Кроме вышесказанных причин существует и такая тенденция  как «страх по наследству». Было установлено, что родители и дети часто имеют  общие страхи – темноты, одиночества, огня, высоты. Все переживания родителей (особенно мамы) передаются и без  того неустойчивой психики ребенка  и он начинает испытывать те же страхи.

Все эти причины по отдельности  или в совокупности могут развить  страх у ребенка, и плохо отразится  на формировании и развитии психики.

Стоит отметить, что детские  страхи меняются с возрастом ребенка. Дети старшего дошкольного возраста могут боятся своего будущего, они начинают беспокоится за свою судьбу. Также их характерен такой страх, как боязнь опоздать куда-либо, то есть мнительность. Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе. Если в семье произошла вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развиию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.[8, стр,65].

В дошкольном возрасте дети часто боятся страшных сновидений и  смерти во сне. Интересно то, что  сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Так же в  страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям. Например, властный и строгий родитель может присниться ребенку в роле злодея или даже чудовища.

Но все-таки, ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться.[8, стр.71]

Страх наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения.

Наиболее распространенными  для старшего дошкольника являются такие страхи как страхам нападения, темноты, сказочных, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Поскольку именно эти страхи несут в себе потенциальную угрозу для жизни ребенка и очень связаны со страхом смерти.

Формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невроических страхов.

Выше названные причины  и виды страхов отражают дневные  страхи. Но ребенок в дошкольном возрасте часто может и испытывать так называемые ночные страхи, которые  возникают практически по тем  же причинам, что и дневные –  нарушенные семейные отношения, неправильное воспитание и неадекватное поведение  взрослых по отношению к ребенку.

Чаще всего кошмарные  сны бывают у детей, ночной сон  которых имеет те или иные отклонения. Без них кошмары тоже возможны, если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства, обстановка или налицо какое-либо болезненное расстройство. Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании встречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервной системы [8, стр.214].

Информация о работе Исследование страхов у детей 6-7 лет