Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 00:01, курсовая работа
Цель: исследовать творческое мышление в современной психологии. Задачи:1) рассмотреть понятие творческого мышления в психологии; 2) изучить критерии и методы исследования творческого мышления;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Творческое мышление в современной психологии…………….4
1.1.Понятие мышления в психологии…………………………………….4
1.2.Изучение методов творческого мышления…………………………...6
1.3Основные составляющие творческого мышления……………………10
Глава 2.Психология в истории творческого мышления………………...12
2.1.Психология мышления за рубежом…………………………………..12
2.2. Отличительные черты творческого мышления наших психологов от зарубежных…………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………………..24
Филиал негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
по дисциплине «Психология
на тему: «Исследования творческого мышления в современной психологии»
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Творческое мышление в современной психологии…………….4
1.1.Понятие мышления в психологии…………………………………….4
1.2.Изучение методов творческого мышления…………………………...6
1.3Основные составляющие творческого мышления……………………10
Глава 2.Психология в истории творческого мышления………………...12
2.1.Психология мышления за рубежом…………………………………..12
2.2. Отличительные
черты творческого мышления наших психологов
от зарубежных……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..24
«У здравого смысла
прекрасный нюх, но зато
Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Цель: исследовать творческое мышление в современной психологии. Задачи:1) рассмотреть понятие творческого мышления в психологии; 2) изучить критерии и методы исследования творческого мышления;
Актуальность темы обусловлена потребностью общества в личности, обладающей творческим мышлением, личности, способной к творческому восприятию различной информации. Имеется насущная потребность организации еще более развернутого научного поиска, направленного на определение путей, условий развития творческого мышления.
1.Творческое мышление в современной психологии
1.1.Понятие мышления в психологии.
Творчество обычно определяют
как деятельность, порождающую нечто новое.
Эта продуктивная деятельность есть определение
творчества вообще.
Мышление, создающее реальность, знание, идеальный образ, как нечто принципиально отличное от предмета (хотя этот образ и является отражением предмета), может быть названо творческим мышлением.
Э. Фромм понимает под творческим мышлением способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Р. О. Гут понимает творческое мышление (процесс творчества) как продуктивную мыслительную деятельность, приносящую нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат.
С. Д. Смирнов отмечает, что разделение мышления на творческое и воспроизводящее достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и в любом познавательном процессе. "Творческое", или "продуктивное", мышление является устойчивым словосочетанием для обозначения мыслительных актов, в которых порождающая, генеративная сторона имеет как бы больший удельный вес, доминирует над исполнительной и контрольной частями по своей значимости.
По С. Д. Смирнову "творческость"2 не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, а представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Творческое мышление есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Вернее даже сказать, что творчество есть способ "личностного" существования, в противоположность обезличенному действованию.
Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью (от англ. creativity - способность к творчеству).
Креативность -- это способность осознавать новое в бытии, создание нового творческого продукта; зависит от личности творца; специфическим свойством креативного процесса, продукта и личности является их оригинальность; креативные продукты могут быть очень различны по природе: проблемы в математике, открытие химического
процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем.
Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой личности, обладающей творческим мышлением, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность - это свободная личность; а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое "Я", по определению К. Роджерса.
К числу ключевых характеристик креативности относят интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию и работоспособность. Личность, обладающая этими качествами, находит удовлетворение не столько в достижении цели, сколько в самом процессе творчества.
Л. Я. Дорфман и Г. В. Ковалева считают, что среди перечня характеристик креативных личностей улавливается один, самый главный -- противоречие. Абсолютно во всем креативные личности противоречивы, т.е. потенциально остроумны, сочетая в себе несочетаемое: физическую энергию и состояние покоя, суровость и наивность, игривость и ответственность, фантазии и чувство реальности, признаки экстраверсии и интроверсии, скромность и гордость, отсутствие стереотипов в области половых ролей, бунтарский дух и консерватизм, открытость и чувствительность и т.д.
Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре3 и ряд других
авторов выделили четыре фазы любого творческого
решения
Другие авторы выделяют большее количество фаз или стадий, но принципиальная схема протекания творческого акта остается такой же.
Эмпирическое изучение творческого
мышления в современной психологии проводится
с использованием следующих методов.
6. Некоторые шкалы личностных
опросников и проективных
7. Специальные тесты креативности
(творческости), основанные на решении
задач так называемого
Итак, к основным критериям творческого (продуктивного) мышления, отличающего его от репродуктивного (воспроизводящего) относят: критерий новизны продукта; критерий новизны процесса получения продукта; присутствие интуиции, иррационального начала в творческом мыслительном акте; умение не столько решать готовые задачи, сколько умение видеть и формулировать задачи и проблемы; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения; требование со стороны творческого мыслительного акта сильной мотивации.
К основным методам изучения творческого мышления можно отнести: задачи на смекалку, наводящие задачи, многослойные задачи, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов, специальные тесты креативности.
Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К личностным факторам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.
К ситуативным факторам, отрицательно
влияющим на творческие возможности человека,
относятся лимит времени; состояние стресса;
состояние повышенной тревожности; желание
быстро найти решение; слишком сильная
или слишком слабая мотивация; наличие
фиксированной установки на конкретный
способ решения; неуверенность в своих
силах, вызванная предыдущими неудачами;
страх; повышенная самоцензура; способ
предъявления условий задачи, провоцирующий
неверный путь решения, и др.
Информация о работе Исследование творческого мышления в современной психологии