Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 00:01, курсовая работа
Цель: исследовать творческое мышление в современной психологии. Задачи:1) рассмотреть понятие творческого мышления в психологии; 2) изучить критерии и методы исследования творческого мышления;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Творческое мышление в современной психологии…………….4
1.1.Понятие мышления в психологии…………………………………….4
1.2.Изучение методов творческого мышления…………………………...6
1.3Основные составляющие творческого мышления……………………10
Глава 2.Психология в истории творческого мышления………………...12
2.1.Психология мышления за рубежом…………………………………..12
2.2. Отличительные черты творческого мышления наших психологов от зарубежных…………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………………..24
подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи
разного уровня (от повседневных до научно-технических
и т.д.). Тем не менее, не каждого
человека мы можем назвать личностью
творческой.
культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так,
как не думал никто; смелость быть
открытым восприятию изнутри и извне;
смелость следовать интуиции, а не
логике; смелость вообразить невозможное
и попытаться его реализовать; смелость
стоять в стороне от коллективности
и, если это необходимо, конфликтовать
с ней; смелость становиться и
быть самим собой»8.
Пункаре писал, что бессознательная
работа «возможна или, по крайней
мере, плодотворна лишь в том случае,
если ей предшествует и за ней следует
сознательная работа».
Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.
Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.
Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности. Пономарёв Я.А. выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством.
В настоящей работе был произведен обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, были рассмотрены отличительные особенности творческого мышления личности.
На основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:
Творчество все больше и больше специализируется, и творцы, как птицы, сидящие на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Большинство же вынуждено принимать на веру их открытия и пользоваться плодами их ума в быту, не отдавая себе
отчета, что и капиллярную авторучку,
и застежку – «молнию», и видеоплеер кто-то
когда-то изобрел.
Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой.
Несмотря на многочисленные исследования,
многие вопросы до сих пор остаются
дискуссионными.
1. Богоявленская Д.Б.
2. Богоявленская Д.Б.
3. Голицын Г.А. Информационный
подход в психологии творчества
// Исследование проблем
4. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 2004
5. Дружинин В.Н. Психология
6. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
7. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - Мн.: БГУ, 2008 - 124. с.: ил.
8. Маслоу А.Г. Мотивация и
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 688 с.
10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2009. - 607 с.
11. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Издательство "Наука", 2007. - 302 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: "Питер", 2004. - 720 с.: (Серия «Мастера психологии»)
13. Солсо Р.Л. Когнитивная
14. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 2007. - 126 с.
15. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: МГУ, 2004. - 270 с.
16. Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 2006. С.234-248.
17. Арнхейм Р. Визуальное мышление
// Хрестоматия по общей
1 Дункер К. Подходы
к исследованию продуктивного мышления
// Хрестоматия по общей психологии. Психология
мышления. — М.. 2007. — С. 37.
2Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Издательство "Наука", 2007. – С.164
Информация о работе Исследование творческого мышления в современной психологии