Исследование творческого мышления в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать творческое мышление в современной психологии. Задачи:1) рассмотреть понятие творческого мышления в психологии; 2) изучить критерии и методы исследования творческого мышления;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Творческое мышление в современной психологии…………….4
1.1.Понятие мышления в психологии…………………………………….4
1.2.Изучение методов творческого мышления…………………………...6
1.3Основные составляющие творческого мышления……………………10
Глава 2.Психология в истории творческого мышления………………...12
2.1.Психология мышления за рубежом…………………………………..12
2.2. Отличительные черты творческого мышления наших психологов от зарубежных…………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Филиал негосударственного образовательного учреждения.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                       20

подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в  зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи

разного уровня (от повседневных до научно-технических  и т.д.). Тем не менее, не каждого  человека мы можем назвать личностью  творческой.                                               Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.                                                                                                                          Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю7.                                                                    Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их «ходячими библиотеками», и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.                                                                                        На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств) .                                                                                                                             Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем «правильным», «моральным» мотивам, которые признаются допустимыми в данной

                                                                                                                       21

культуре и которые человек  принимает и включает в свою систему  ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит  об этом: «Наиболее выдающийся признак  творческой личности, главная черта  его внутренней сущности, как я  это вижу, - это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания  лучшего; смелость думать так,

как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное  и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать  с ней; смелость становиться и  быть самим собой»8.                                                                                                     Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А.                                                                                                                                                                                                                                                      

Пункаре писал, что бессознательная  работа «возможна или, по крайней  мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует  сознательная работа».                                                                          

   Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 22

                                              Заключение

Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.

Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов.       Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности.        Пономарёв Я.А. выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством.

В настоящей работе был произведен обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, были рассмотрены отличительные особенности творческого мышления личности.

На основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:

    • большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному;
    • несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными; исследователи до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности.
    • наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.

Творчество все больше и больше специализируется, и творцы, как птицы, сидящие на удаленных ветках одного  и того же дерева человеческой культуры, далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Большинство же вынуждено принимать на веру их открытия и пользоваться плодами их ума в быту, не отдавая себе

                                                                                                                       23

отчета, что и капиллярную авторучку,  и застежку – «молнию», и видеоплеер кто-то когда-то изобрел.                                                                                                                    

Большинство авторов согласны, что  в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения  творческих задач, однако большинство  авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как  сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной  структуры к другой.

Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.                                                                                                                                                          Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным (3) предложен следующий критерий: если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым: «…класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества» .                                                                                                                                    Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.                                                                                                       Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

                                                                                                                      24

                                    Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная  активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 2005.С.94 - 173 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная  активность как психологический  аспект изучения творчества // Исследование  проблем психологии творчества  под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2008. С. 182 - 195.

3. Голицын Г.А. Информационный  подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии  творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, .2004 С. 210 - 231.

4. Дружинин В. Диагностика общих  познавательных способностей. // Когнитивное  обучение: современное состояние  и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 2004

5. Дружинин В.Н. Психология общих  способностей - СПб.: Питер Ком, 2007. С.164- 368 с.: (Серия «Мастера психологии»)

6. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

7. Мартьяненко В.Ф. Введение в  философию: Учеб. пособие для студентов  высш. учеб. заведений - Мн.: БГУ, 2008 - 124. с.: ил.

8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия, 2005. - 478 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студентов высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 688 с.

10. Первин Л., Джон О. Психология  личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян  под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2009. - 607 с.

11. Пономарев Я.А. Психология  творчества. - М.: Издательство "Наука", 2007. - 302 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии - СПб.: "Питер", 2004. - 720 с.: (Серия «Мастера психологии»)

13. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - Пер. с англ. - М.: Тривола, 2008. - 600 с.: ил.

                                                                                                                                 25

14. Столяров А.М. Эвристические  приемы и методы активизации  творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 2007. - 126 с.

15. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: МГУ, 2004. - 270 с.

16. Хекахаузен Х. Мотивация и  деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 2006. С.234-248.

17. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. -- М., 2009. -- С. 98. 283

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.. 2007. — С. 37. 

2Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Издательство "Наука", 2007. – С.164

Информация о работе Исследование творческого мышления в современной психологии