Исследование творческого мышления в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать творческое мышление в современной психологии. Задачи:1) рассмотреть понятие творческого мышления в психологии; 2) изучить критерии и методы исследования творческого мышления;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Творческое мышление в современной психологии…………….4
1.1.Понятие мышления в психологии…………………………………….4
1.2.Изучение методов творческого мышления…………………………...6
1.3Основные составляющие творческого мышления……………………10
Глава 2.Психология в истории творческого мышления………………...12
2.1.Психология мышления за рубежом…………………………………..12
2.2. Отличительные черты творческого мышления наших психологов от зарубежных…………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Филиал негосударственного образовательного учреждения.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

    К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;

 

                                                                                                                         8

отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания  неудачи над мотивацией стремления к успеху; сильные механизмы 

личностной защиты; высокую тревожность  как личностную черту и ряд других . Так, в результате исследований было выявлено, что деструктивное влияние, оказываемое ситуативной тревожностью на продуктивность творческой деятельности, обнаруживается при высокой интенсивности тревоги на всех этапах творческого процесса и

недостаточной выраженности или отсутствии тревоги на этапе принятия решения.

  Еще одним необходимым условием формирования творческого мышления является соблюдение принципов гуманистической психологии ? безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы учащегося. В отличие от обычного обучения, где ошибки исправляются, при формировании творческого мышления ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть атмосфера взаимного доверия.

    Творчество обычно определяют  как деятельность, порождающую нечто  новое. Эта созидающая, продуктивная  деятельность есть определение  творчества вообще. Большинством  авторов принято считать, что  творческое мышление проявляется  в создании некоторого продукта (материального или мыслительного), если этот продукт является  новым, оригинальным, то есть творческим. К настоящему времени можно  говорить о сложившейся традиции  понимания творческого мышления  как способности, отражающей глубинное  свойство индивидов создавать  оригинальные ценности, принимать  нестандартные решения, выходить  за пределы известного; как интегрального  свойства личности, воплощающего  ее творческие возможности. Понятие  "творческое мышление" охватывает  мыслительные процессы, приводящие  к получению решений, созданию  необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных  форм.

   К методам стимуляции творчества обычно относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счет использования алкоголя, барбитуратов и наркотических веществ; применения техники гипноза; применения методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении.

  

                                                                                                                         9

Более широкое распространение  получила методика мозгового штурма А. Осборна, основной смысл которой  заключается в разделении между  разными людьми генеративной части

мыслительного акта и части контрольно-исполнительной (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость). На ее основе был создан метод синектики (соединение разнородного в одном), предполагающий обучение испытуемых умению генерировать аналогии разного типа и другим приемам, позволяющим увидеть  знакомое в незнакомом и незнакомое в знакомом. Используются также метод  составления таблиц, метод гирлянд, метод контрольных вопросов и  др.

   А. В. Хуторской среди креативных методов, способствующих формированию творческого мышления, выделил:

-Метод  придумывания - это способ создания  неизвестного ученикам ранее  продукта в результата их определенных  творческих действий.                                      -Метод «Если бы...». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова и т. д.                                                                                                   -Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества.                                                                                                  -Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов.                                                     -Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются нерезультативными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения.                                                                      Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др. Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                10

1.3Основные составляющие творческого мышления

1. Психология импровизации

   Человек присел к роялю и задумчиво перебирает клавиши. Еще ничего нет - ни идеи, ни темы, ни замысла. Ничего конкретного. Есть только настроение и прорастающая из него тоска по мелодическому познанию себя в мире и мира в себе. Есть смутная потребность творческого самоосуществления. Перебирая клавиши, человек нащупывает точку приложения этой потребности, направление этого чувства, контуры этого музыкального состояния. Из непреднамеренного сцепления звуков постепенно возникает логика их движения. Она несет в себе ритмический рисунок, проблески мысли, зачатки мелодии. Импровизация является важной составляющей творческого мышления.                                                                                         Импровизация, как "первотворчество", как самая непосредственная попытка извлечь порядок из беспорядка, как чисто интуитивное самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, как свободный полет своевольной фантазии - все это знакомо представителям разных видов искусства. И все же импровизация импровизации рознь. Например, в музыке она направлена преимущественно на себя. В кинематографе, напротив, вовне. Да и самое понятие "импровизация" вовсе не однозначно - его семантика далеко не во всяком контексте соответствует его этимологии. Настолько, что оно может содержать в себе как позитивный, так и негативный смысл.

2. Психология воображения

  Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами,сопереживать...                                                                                                                            Активное воображение. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В

                                                                                                                       11

активном  воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее  и оперирует временем как вполне определенной категорией.                                                   Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.                                                                                    Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. "Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Цель достигается в связи с тем, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему, как нам известно, от влияния аффектов" (Блейлер)4. Важнейшую роль в пассивном воображении Блейлер придает именно эффективности, выступающей как тенденция.                                                                                   Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения, как подчеркивает Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом человек может считаться с требованиями действительности. Продукты пассивного воображения "имеют отношение к реальности лишь постольку, поскольку она дает им материал, которым связаны аутистические механизмы или с которым они оперируют".

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 12

2.Психология в истории  творческого мышления

2.1.Психология мышления за рубежом

Психология мышления, одно из наиболее влиятельных направлений в зарубежной психологии XX века, оформившееся в начале века. Для Дж. Уотсона предмет психологии - это поведение, которое должно изучаться строго объективно. Основная структурная единица поведения, по Уотсону, связь стимула и реакции (знаменитая формула S-R ). Достижение полезного результата (подкрепление) не является необходимым условием образования этой связи. В сложном поведении образуются целые серии (системы) связей между      стимулами и реакциями.                                                                                                                             Мышление человека Дж. Уотсон понимал очень расширительно, отождествляя его с внутренней речью и даже средствами невербальной коммуникации. "Понятие мышления, - писал Дж. Уотсон, - должно быть расширено включением в него всех видов скрытой речевой деятельности, а также и других замещающих ее деятельностей. В этом случае мышление охватывало бы беззвучное пользование языком или любым другим родственным материалом... Понятие "словесный" в данном случае должно быть достаточно широким, чтобы охватить процессы, замещающие словесную деятельность, как, например, пожимание плечами или поднятие бровей... Таким образом, мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение"                                                                                                                              Дж. Уотсон выделял три основные формы мышления: а) простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов); б) решение задач неновых, но редко встречающихся, так что они требуют пробующего словесного поведения (попытки вспомнить полузабытые стихи); в) решение новых задач, которые ставят организм в тяжелое положение, требующее словесного решения до того, как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие. Третья форма мышления, по Дж. Уотсону, "представляет собой лишь небольшую часть поведения человеческого существа, которое, будучи освобождено от несущественных, привходящих моментов, тождественно с поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт . Человек есть животное речевого поведения" 5.Приход к выводу после рассуждения есть эквивалент получения пищи после поисков в лабиринте. Навык (как

                                                                                                                       13

всякое индивидуально приобретенное  и заученное действие) - центральное  явление для всей психологии поведения. Мышление сближается с навыком (воспроизведение  стихов тоже интерпретируется как мышление). Вместе с тем как особая первая стадия выработки навыка выделяется поведение на этапе, когда навык еще не выработан (поведение крысы, впервые помещенной в лабиринт).                                                                                                                        Психология поведения Дж. Уотсона была внутренне противоречива. Объективный анализ поведения первоначально не включал изучение познавательной или ориентировочной деятельности как опосредствующей процесс образования сложного навыка. Важная идея генетического подхода реализуется в механистической форме: процесс приобретения новых форм поведения понимается как простой механический процесс закрепления случайно удавшихся реакций. Одна из наиболее ярких особенностей психологии поведения - ее натурализм. Родившись из исследований поведения животных, американский бихевиоризм непосредственно перенес методы и принципы этого исследования на человека. При трактовке природы мышления и речи Дж. Уотсон не учитывал общественной обусловленности усвоения языка, качественных отличий этого процесса от выработки навыков, не раскрывал сложной структуры самой речи и ее развития. Очень широко трактуя внутреннюю речь (как все "безгласное" поведение), Дж.Уотсон подчеркивал связь речи с другими функциями, но в то же время утрачивал специфику собственно мышления. Мышление и сознание рассматривались как особый вид поведения, т.е. как реальная деятельность субъекта, которая подлежит столь же объективному изучению, как и другие виды поведения. По аналогии с двигательным поведением речевая деятельность рассматривается как пробующая, поисковая. Этим подчеркивается общее в речи и поведении, их единство, вопрос же о качественном своеобразии поведения не получил разработки.                                                    После Дж.Уотсона бихевиоризм как направление имел сложную историю своего развития. Одно из направлений экспериментального исследования поведения, непосредственно продолжающее линию Дж.Уотсона, характеризуется тем, что его представителей, несмотря на существенные различия во взглядах, объединяет принятие формулы "стимул - реакция" (S-R ) в качестве основной структурной единицы поведения. Второе направление рассматривало поведение как целенаправленный процесс, как включающее познавательную (ориентировочную) активность в качестве опосредствующего звена. В рамках первого направления (Э. Газри, К. Халл, Б. Скиннер) проблематика мышления не получила дальнейшей разработки.

Информация о работе Исследование творческого мышления в современной психологии