Стоики ("стоя"
- портик в Афинских храмах) объявили
вредными любые аффекты, усматривая
в них порчу разума. По их
мнению удовольствие и страдание
- ложные суждения о настоящем,
желание и страх - ложные суждения
о будущем. Только разум, свободный
от любых эмоциональных потрясений,
способен правильно руководить
поведением. Именно это позволяет
человеку выполнять своё предназначение,
свой долг.
С этической
ориентации на поиски счастья
и искусства жить, но на других
космологических началах сложилась
школа безмятежности духа Эпикура,
который отошёл от версии Демокрита
о "жёсткой" причинности,
царящей во всём, что совершается
в мире (и, стало быть, в душе).
Эпикур допускал самопроизвольность,
спонтанность изменений, их случайный
характер. Запечатлев ощущение непредсказуемости
того, что может произойти с
человеком в потоке событий,
делающих существование непрочным,
эпикурейцы закладывали в природу
вещей возможность самопроизвольных
отклонений и тем самым непредсказуемость
поступков, свободу выбора. Они
подчёркивали индивидуализацию
личности как величины, способной
действовать самостоятельно, избавившись
от страха перед уготованным
свыше. "Смерть не имеет к нам никакого отношения;
когда мы есть, то смерти ещё нет, когда
же смерть наступает, то нас уже нет".
Искусство жить в водовороте событий связано
с избавлением от страхов перед загробным
наказанием и потусторонними силами, ибо
в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.
Одновременно
с построениями этих научных
школ проводились важные исследования
в медико-биологических областях
знания. Врачи Александрийского
научного центра Герофил и
Эразистрат установили анатомо-физиологические
различия между чувствительными
нервами, идущими от органов
чувств (глаза, уши, кожа и др.)
к мозгу и двигательными волокнами,
идущими от мозга к мышцам.
Открытие было забыто, но через
две с лишним тысячи лет
вновь установлено и легло
в основу важнейшего для психологии
учения о рефлексах.
Позже
древнеримский врач Гален (II век
н. э.) в труде "О частях
человеческого тела), описал зависимость
жизнедеятельности целостного организма
от нервной системы. В те
времена запрещались анатомические
исследования, но Гален, врачующий
гладиаторов, наблюдавший открытые
раны головного мозга, считал
его производителем и хранителем
разума. Гален развивал, вслед за
Гиппократом, учение о темпераментах.
Он утверждал, что первичными
при аффектах являются изменение
в организме ("кипение крови"),
субъективные, душевные переживания
(например, гнев), вторичны.
Без эмпирической
ткани психологической мысли
античности не могли появиться
теоретические успехи, приведшие
естествознание к современной
психологии. Древние греки выдвинули
идею об определяющей зависимости
душевных проявлений от общего
строя вещей, их физической
природы (проблема психического
в материальном мире). Во-вторых,
определили психику как форму
жизни (психобиологическая проблема).
В-третьих, поставили душевную
деятельность в зависимость от
форм, которые создаются не природой,
а человеческой культурой (психогностическая
проблема). Таким образом были
сформулированы проблемы, веками
направлявшие развитие науки
о человеке.
Вместе
с тем, бедствия, которые переживали
народы Востока в жестоких
войнах с Великим Римом, а
затем под его владычеством, способствовали
развитию идеалистических учений
о душе, которые подготовили воззрения,
ассимилированные позже христианской
религией. К этим учениям относятся,
например, взгляды Филона (I век н.
э.), что тело это прах, который
получает жизнь от дыхания
божества. Это дыхание и есть "пневма",
о которой мы говорили выше.
2. История развития психологической
мысли в эпоху феодализма и
в период Возрождения
Победившее
в Европе Христианство привнесло
воинственную нетерпимость ко
всем "языческим" знаниям. В
IV веке был уничтожен научный
центр в Александрии, в начале
VI века закрывалась Афинская школа.
Христианство культивировало неприятие
всякого знания, основанного на
опыте, греховность попытки понять
устройство и предназначение
человеческой души, отличное от
библейского понимания. Естественно-научное
исследование природы приостановилось.
В интеллектуальной жизни Европы
постепенно воцарилась схоластика,
которая сводилась к рациональному
обоснованию христианского вероучения.
Накопление знаний о природе
происходило в недрах арабоязычной
культуры, ориентированной на сближение
философского мышления с эмпирическим
опытом.
В VII веке
на фундаменте ислама произошло
объединение арабских племён. Вскоре
арабами были покорены народы
Востока, обладавшие знаниями
древних культур (эллины, народы
Индии и др.). Возникло арабоязычное
государство Халифат. Сочинения
Платона и Аристотеля сжигались
в Европе. Но на Востоке переводились
на арабский язык, переписывались
и распространялись - от Пиренейского
полуострова до Средней Азии.
Появлялся мощный культурно-научный
строй, в котором проявились
крупнейшие умы. Среди них особо
следует выделить среднеазиатского врача
XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе
как Авиценна.
Ибн Сина
был одним из первых исследователей
в области возрастной психологии.
Он изучал связь между физическим
развитием организма и его
психологическими особенностями
в различные возрастные периоды.
При этом важное значение им
придавалось развитию теории
воспитания, определяющего воздействие
психического состояния организма
на его структуру. По мнению
Авиценны, взрослые, вызывая у детей
те или иные аффекты, изменяющие течение
физиологических процессов, формируют
их натуру. Идею о взаимосвязи психического
и физиологического - не только зависимость
психики от телесных состояний, но и её
способность (при психических травмах,
деятельности воображения) влиять на них
- он разрабатывал, исходя из своего обширного
медицинского опыта в области психофизиологии
эмоциональных состояний.
В это
время в европейской схоластике
стали адаптироваться некоторые
положения античного естествознания,
прежде всего - интеллектуального
наследия Аристотеля. Они наиболее
убедительно раскрыты в учении
Фомы Аквинского (1225-1274), которое
было канонизировано как истинно
католическая философия (и психология).
Это учение получило название
томизма (несколько модернизированное
в наши дни - неотомизма). Фома
Аквинский распространил иерархический
шаблон на описание душевной
жизни: каждое явление имеет
своё место; в ступенчатом ряду
расположены души (растительная, животная,
человеческая); внутри самой души
иерархически располагаются способности
и их продукты (ощущение, представление,
понятие).
Идеологи
переходного периода от феодальной
культуры к буржуазной - эпохи
Возрождения считали главной
задачей возрождение античных
ценностей.
Один
из титанов этого периода Леонардо
да Винчи (XV - XVI в.), считал, что
человек может воплощать свои
духовные силы в реальные ценности,
преобразовывать природу своим
творчеством. Испанский врач Х.
Вивес в книге "О душе
и жизни" писал, что природа
человека им познаётся путём
наблюдения и опытом; на природу
ребёнка можно влиять, если правильно
его воспитывать. Другой испанский
врач, Х. Уарте, в книге "Исследование
способностей к наукам" впервые
в истории психологии поставил
задачу изучить индивидуальные
различия между людьми с целью
определения их пригодности к
различным профессиям.
3. Развитие психологической мысли
в XVII веке и в эпоху Просвещения
(XVIII ВЕК)
С утверждением
простых технических устройств
в общественном производстве
принцип их действия всё больше
привлекал научную мысль, для
объяснения по их образу и
подобию функций организма. Первым
большим достижением в этом
аспекте стало открытие Гарвеем
системы кровообращения, в которой
сердце представлялось своего
рода помпой, перекачивающей жидкость,
для чего не требуется участия
души.
Новый
набросок психологической теории,
ориентированной на объяснение
принципов Галилея и новой
механики Ньютона, принадлежал
французскому естествоиспытателю
Рене де Карту (1596 - 1650гг.). Он
представил теоретическую модель
организма как механически работающего
автомата.
При таком
понимании живое тело, которое
ранее рассматривалось как управляемое
душой, освобождалось от её влияния
и вмешательства; функции "машины
тела", к которым относятся "восприятие,
запечатление идей, удержание идей
в памяти, внутренние стремления ...
совершаются в этой машине как
движения часов".
Позднее
де Карт ввёл понятие о рефлексе,
ставшее фундаментальным для
психологии. Если Гарвей "устранил"
душу из разряда регуляторов
внутренних органов, то де Карт
"покончил" с ней на уровне
целостного организма. Схема рефлекса
сводилась к следующему. Внешний
импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные
частицы, "животные духи", заносимые
в мозг по "трубкам", из которых складывается
периферическая нервная система, оттуда
"животные духи" отражаются к мышцам.
Схема де Карта объяснив движущую телом
силу, открыла рефлекторную природу поведения.
Одно
из важнейших для психологии
сочинений де Карта называется
"Страсти души". В нём учёный
не только "лишил" душу царственной
роли во Вселенной, но и "возвёл"
в степень субстанции, равноправной
другим субстанциям природы. Произошёл
поворот в понятии о душе. Предметом
психологии стало сознание. Полагая,
что машина тела и занятое
собственными мыслями, идеями
и желаниями сознание - это две
независимые друг от друга
сущности (субстанции), де Карт столкнулся
с необходимостью объяснить, как
же они сосуществуют в человеке.
Объяснение, которое он предложил,
было названо психофизическим
взаимодействием. Оно состояло
в следующем: тело влияет на
душу, пробуждая в ней страсти
в виде чувственных восприятий,
эмоций и т.п. Душа, обладая
мышлением и волей, воздействует
на тело, понуждая его работать
и изменять свой ход. Орган,
где эти две несовместимые
субстанции общаются, - одна из
желёз внутренней секреции - "шишковидная"
(эпифиз).
Вопрос
о взаимодействии души и тела
поглотил на столетия интеллектуальную
энергию множества умов. Освободив
тело от души, де Карт "освободил"
и душу (психику) от тела; тело
может только двигаться, душа
- только мыслить; принцип работы
тела - рефлекс (т.е. мозг отражает
внешние воздействия); принцип работы
души - рефлексия (от лат. - "обращение
назад", т.е. сознание отражает
собственные мысли, идеи, ощущения).
Де Карт
создал новую форму дуализма
в виде отношения души и
тела, разделил чувства на две
категории: коренящиеся в жизни
организма и чисто интеллектуальные.
В своём последнем сочинении
- письме к шведской королеве
Христине - он объяснял сущность
любви как чувства, имеющего
две формы - телесную страсть
без любви и интеллектуальную
любовь без страсти. По его
мнению, причинному объяснению поддаётся
только первая, поскольку она
зависит от организма и биологической
механики; вторую можно только
понять и описать. Де Карт
полагал, что наука как познание
причин явлений бессильна перед
высшими и наиболее значимыми
проявлениями психической жизни
личности. Результатом его подобных
рассуждений стала концепция
"двух психологий" - объяснительной,
апеллирующей к причинам, сопряжённым
с функциями организма, и описательной,
состоящей в том, что только
тело мы объясняем, тогда как
душу - понимаем.
Попытки
опровергнуть дуализм де Карта,
утвердить единство мироздания,
покончить с разрывом телесного
и духовного, природы и сознания,
предпринял целый ряд великих
мыслителей XVII века. Одним из был
голландский философ Барух (Бенедикт)
Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется
единая вечная субстанция - Бог,
или Природа, - с бесконечным множеством
атрибутов (неотъемлемых свойств).
Из них, считал философ, нашему
ограниченному разумению открыты
только два - протяжённость и
мышление; из этого явствует, что
бессмысленно представлять человека
как место встречи двух субстанций:
человек - целостное телесно-духовное
существо.
Попытка
построить психологическое учение
о человеке как целостном существе
запечатлена в его главном
труде - "Этика". В нём поставлена
задача объяснить всё многообразие
чувств (аффектов) как побудительных
сил человеческого поведения
с точностью и строгостью геометрических
доказательств. Утверждалось, что существуют
три побудительные силы: влечение, радость
и печаль. Доказывалось, что из этих
фундаментальных аффектов выводится всё
многообразие эмоциональных состояний;
при этом радость увеличивает способность тела
к действию, тогда как печаль её уменьшает.
Спиноза
воспринял от немецкого философа
и математика Лейбница (1646-1716), открывшего
дифференциальное и интегральное
исчисление, следующее представление
о единстве телесного и психического.
Основанием этого единства является
духовное начало. Мир состоит из бесчисленного
множества духовных сущностей - монад
(от гр. monos - единое). Каждая из них "психична",
т.е. не материальна (как атом), но наделена
способностью воспринимать всё, что происходит
во Вселенной. В душе непрерывно происходит
незаметная деятельность "малых перцепций"
- неосознаваемых восприятий. В тех же
случаях, когда они осознаются, это становится
возможным благодаря тому, что к простой
перцепции (восприятию) присоединяется
особый акт - апперцепция. Она включает
внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в
оборот понятие бессознательной психики.