Исторические этапы развития психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

Содержание работы

1. История античной психологии.
2. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период
Возрождения.
3. Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху Просвещения
(XVIII ВЕК).
4. Зарождение психологии как науки.
5. Возникновение психологии в России.

Файлы: 1 файл

Исторические этапы развития психологической науки.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

 Стоики ("стоя" - портик в Афинских храмах) объявили  вредными любые аффекты, усматривая  в них порчу разума. По их  мнению удовольствие и страдание  - ложные суждения о настоящем,  желание и страх - ложные суждения  о будущем. Только разум, свободный  от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить  поведением. Именно это позволяет  человеку выполнять своё предназначение, свой долг.

 С этической  ориентации на поиски счастья  и искусства жить, но на других  космологических началах сложилась  школа безмятежности духа Эпикура,  который отошёл от версии Демокрита  о "жёсткой" причинности,  царящей во всём, что совершается  в мире (и, стало быть, в душе). Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный  характер. Запечатлев ощущение непредсказуемости  того, что может произойти с  человеком в потоке событий,  делающих существование непрочным,  эпикурейцы закладывали в природу  вещей возможность самопроизвольных  отклонений и тем самым непредсказуемость  поступков, свободу выбора. Они  подчёркивали индивидуализацию  личности как величины, способной  действовать самостоятельно, избавившись  от страха перед уготованным  свыше. "Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет". Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.

 Одновременно  с построениями этих научных  школ проводились важные исследования  в медико-биологических областях  знания. Врачи Александрийского  научного центра Герофил и  Эразистрат установили анатомо-физиологические  различия между чувствительными  нервами, идущими от органов  чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами,  идущими от мозга к мышцам. Открытие было забыто, но через  две с лишним тысячи лет  вновь установлено и легло  в основу важнейшего для психологии  учения о рефлексах.

 Позже  древнеримский врач Гален (II век  н. э.) в труде "О частях  человеческого тела), описал зависимость  жизнедеятельности целостного организма  от нервной системы. В те  времена запрещались анатомические  исследования, но Гален, врачующий  гладиаторов, наблюдавший открытые  раны головного мозга, считал  его производителем и хранителем  разума. Гален развивал, вслед за  Гиппократом, учение о темпераментах.  Он утверждал, что первичными  при аффектах являются изменение  в организме ("кипение крови"), субъективные, душевные переживания  (например, гнев), вторичны.

 Без эмпирической  ткани психологической мысли  античности не могли появиться  теоретические успехи, приведшие  естествознание к современной  психологии. Древние греки выдвинули  идею об определяющей зависимости  душевных проявлений от общего  строя вещей, их физической  природы (проблема психического  в материальном мире). Во-вторых, определили психику как форму  жизни (психобиологическая проблема). В-третьих, поставили душевную  деятельность в зависимость от  форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая  проблема). Таким образом были  сформулированы проблемы, веками  направлявшие развитие науки  о человеке.

 Вместе  с тем, бедствия, которые переживали  народы Востока в жестоких  войнах с Великим Римом, а  затем под его владычеством, способствовали  развитию идеалистических учений  о душе, которые подготовили воззрения,  ассимилированные позже христианской  религией. К этим учениям относятся,  например, взгляды Филона (I век н.  э.), что тело это прах, который  получает жизнь от дыхания  божества. Это дыхание и есть "пневма", о которой мы говорили выше.

 

2. История развития психологической  мысли в эпоху феодализма и  в период    Возрождения

 

 Победившее  в Европе Христианство привнесло  воинственную нетерпимость ко  всем "языческим" знаниям. В  IV веке был уничтожен научный  центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа.  Христианство культивировало неприятие  всякого знания, основанного на  опыте, греховность попытки понять  устройство и предназначение  человеческой души, отличное от  библейского понимания. Естественно-научное  исследование природы приостановилось.  В интеллектуальной жизни Европы  постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному  обоснованию христианского вероучения. Накопление знаний о природе  происходило в недрах арабоязычной  культуры, ориентированной на сближение  философского мышления с эмпирическим  опытом.

 В VII веке  на фундаменте ислама произошло  объединение арабских племён. Вскоре  арабами были покорены народы  Востока, обладавшие знаниями  древних культур (эллины, народы  Индии и др.). Возникло арабоязычное  государство Халифат. Сочинения  Платона и Аристотеля сжигались  в Европе. Но на Востоке переводились  на арабский язык, переписывались  и распространялись - от Пиренейского  полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный  строй, в котором проявились  крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.

 Ибн Сина  был одним из первых исследователей  в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим  развитием организма и его  психологическими особенностями  в различные возрастные периоды.  При этом важное значение им  придавалось развитию теории  воспитания, определяющего воздействие  психического состояния организма  на его структуру. По мнению  Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.

 В это  время в европейской схоластике  стали адаптироваться некоторые  положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального  наследия Аристотеля. Они наиболее  убедительно раскрыты в учении  Фомы Аквинского (1225-1274), которое  было канонизировано как истинно  католическая философия (и психология). Это учение получило название  томизма (несколько модернизированное  в наши дни - неотомизма). Фома  Аквинский распространил иерархический  шаблон на описание душевной  жизни: каждое явление имеет  своё место; в ступенчатом ряду  расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души  иерархически располагаются способности  и их продукты (ощущение, представление,  понятие).

 Идеологи  переходного периода от феодальной  культуры к буржуазной - эпохи  Возрождения считали главной  задачей возрождение античных  ценностей.

 Один  из титанов этого периода Леонардо  да Винчи (XV - XVI в.), считал, что  человек может воплощать свои  духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим  творчеством. Испанский врач Х.  Вивес в книге "О душе  и жизни" писал, что природа  человека им познаётся путём  наблюдения и опытом; на природу  ребёнка можно влиять, если правильно  его воспитывать. Другой испанский  врач, Х. Уарте, в книге "Исследование  способностей к наукам" впервые  в истории психологии поставил  задачу изучить индивидуальные  различия между людьми с целью  определения их пригодности к  различным профессиям.

 

3. Развитие психологической мысли  в XVII веке и в эпоху Просвещения  (XVIII ВЕК)

 

 С утверждением  простых технических устройств  в общественном производстве  принцип их действия всё больше  привлекал научную мысль, для  объяснения по их образу и  подобию функций организма. Первым  большим достижением в этом  аспекте стало открытие Гарвеем  системы кровообращения, в которой  сердце представлялось своего  рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия  души.

 Новый  набросок психологической теории, ориентированной на объяснение  принципов Галилея и новой  механики Ньютона, принадлежал  французскому естествоиспытателю  Рене де Карту (1596 - 1650гг.). Он  представил теоретическую модель  организма как механически работающего  автомата.

При таком  понимании живое тело, которое  ранее рассматривалось как управляемое  душой, освобождалось от её влияния  и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления ... совершаются в этой машине как  движения часов".

 Позднее  де Карт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для  психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов  внутренних органов, то де Карт "покончил" с ней на уровне  целостного организма. Схема рефлекса  сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема де Карта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

 Одно  из важнейших для психологии  сочинений де Карта называется "Страсти души". В нём учёный  не только "лишил" душу царственной  роли во Вселенной, но и "возвёл" в степень субстанции, равноправной  другим субстанциям природы. Произошёл  поворот в понятии о душе. Предметом  психологии стало сознание. Полагая,  что машина тела и занятое  собственными мыслями, идеями  и желаниями сознание - это две  независимые друг от друга  сущности (субстанции), де Карт столкнулся  с необходимостью объяснить, как  же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил,  было названо психофизическим  взаимодействием. Оно состояло  в следующем: тело влияет на  душу, пробуждая в ней страсти  в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая  мышлением и волей, воздействует  на тело, понуждая его работать  и изменять свой ход. Орган,  где эти две несовместимые  субстанции общаются, - одна из  желёз внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз).

 Вопрос  о взаимодействии души и тела  поглотил на столетия интеллектуальную  энергию множества умов. Освободив  тело от души, де Карт "освободил"  и душу (психику) от тела; тело  может только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы  тела - рефлекс (т.е. мозг отражает  внешние воздействия); принцип работы  души - рефлексия (от лат. - "обращение  назад", т.е. сознание отражает  собственные мысли, идеи, ощущения).

 Де Карт  создал новую форму дуализма  в виде отношения души и  тела, разделил чувства на две  категории: коренящиеся в жизни  организма и чисто интеллектуальные. В своём последнем сочинении  - письме к шведской королеве  Христине - он объяснял сущность  любви как чувства, имеющего  две формы - телесную страсть  без любви и интеллектуальную  любовь без страсти. По его  мнению, причинному объяснению поддаётся  только первая, поскольку она  зависит от организма и биологической  механики; вторую можно только  понять и описать. Де Карт  полагал, что наука как познание  причин явлений бессильна перед  высшими и наиболее значимыми  проявлениями психической жизни  личности. Результатом его подобных  рассуждений стала концепция  "двух психологий" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряжённым  с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только  тело мы объясняем, тогда как  душу - понимаем.

 Попытки  опровергнуть дуализм де Карта,  утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного  и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих  мыслителей XVII века. Одним из был  голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется  единая вечная субстанция - Бог,  или Природа, - с бесконечным множеством  атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему  ограниченному разумению открыты  только два - протяжённость и  мышление; из этого явствует, что  бессмысленно представлять человека  как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное  существо.

 Попытка  построить психологическое учение  о человеке как целостном существе  запечатлена в его главном  труде - "Этика". В нём поставлена  задача объяснить всё многообразие  чувств (аффектов) как побудительных  сил человеческого поведения  с точностью и строгостью геометрических  доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её уменьшает.

 Спиноза  воспринял от немецкого философа  и математика Лейбница (1646-1716), открывшего  дифференциальное и интегральное  исчисление, следующее представление  о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является  духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом), но наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в оборот понятие бессознательной психики.

Информация о работе Исторические этапы развития психологической науки