И.Кант
говорил о бессознательном в
психике человека, описывая "смутные"
представления, которыми рассудок
пытается овладеть, т.к. он не
способен "избавиться от тех
нелепостей, к которым его приводит
влияние этих представлений...".
Гегель рассматривает бессознательный
тайник, в котором "сохраняется
мир бесконечно многих образов
и представлений без наличия
их в сознании". А.Шопенгауэр
продвигается несколько дальше,
формулируя вывод о примате
бессознательного над сознанием
в своем произведении "Мир как
воля и представление". Ф.Ницше
уже пытается наполнить бессознательное
определенными сюжетными механизмами,
такими как "бессознательная
воля к власти". К концу XIX
века проблемой бессознательного
занимаются не только философы,
но и представители экспериментального
направления в науке. В 1868 году
английский физиолог Карпентер
выступает с сообщением, посвященным
бессознательной мозговой деятельности
человека. Доклад, прослушанный в
Лондонском королевском институте
вызвал оживленную дискуссию.
В 1886 году Майерс высказывает
мысль о существовании "подкоркового
сознания", функционирующего во
многих актах жизнедеятельности
человека. Эти факты и послужили
объективным фоном для создания
3.Фрейдом знаменитой психоаналитической
теории.
Зигмунд
Фрейд родился 6 мая 1856 г. в
г.Фрайбурге (бывшая Моравия), входившим
в состав Австро-Венгрии (ныне
- Чехословакия). Рос в буржуазной
семье среднего достатка. В 1873
году поступает на медицинский
факультет Венского университета,
где проявляет интерес к таким
наукам, как сравнительная анатомия,
гистология, физиология. Будучи студентом,
под руководством Брюкке, выполняет
ряд вполне самостоятельных исследований
по перечисленным дисциплинам.
С 1882 года работает врачом в
отделении внутренних болезней
Венской общей клиники, далее
- в психиатрической клинике под
руководством Мейнерта.
В 1885 году
уезжает на годичную стажировку
к Шарко в неврологическую
клинику "Сальпетриер" (Париж).
Там же овладевает методом
гипнотерапии. По возвращении прослушал
курс лекций по психологии
философа Франца Брентано, после
чего отмечает возникновение
интереса к психической жизни
человека и ее законам. Начинает
заниматься вопросами патогенеза
истерии, публикует первые клинические
статьи, работает вместе с Брейером,
в основном используя гипнотерапию.
Параллельно продолжает исследования
чисто неврологического характера
(проблемы детского паралича, афазий,
локализации мозговых функций).
К 1895 г.,
совместно с Брейером, разработал
метод гипнокатарсиса. После ряда
клинических публикаций в 1895 году
пишет монографию "Проект", в
которой совершается первая попытка
умозрительно разработать закономерности
деятельности мозга человека.
В 1886 году
женится на Марте Бернэй. К
1901 году (год публикации монографии
"Толкование сновидений") полностью
отказывается от метода гипноза
и разрабатывает оригинальную
методику свободных ассоциаций.
В 1904-1905 годах публикует "Психопатологию
обыденной жизни", "Остроумие
и его отношение к бессознательному",
"Три очерка в теории сексуальности"
и другие известные монографии.
К моменту I Мировой войны 3.Фрейд
сосредотачивается на разработке
философских и историко-социологических
аспектов жизни общества, т.е.
начинает создавать "метапсихологическую"
теорию. В 1908 г. проходит I Международный
психоаналитический конгресс в
г.Зальцбурге. В 1909 г. выходит в
свет первый I международный психоаналитический
журнал. В 1909 г. совместно с
К.Юнгом посещает США, читает
курс из 5 лекций в Массачусетском
университете, по окончании курса
получает степень почетного доктора права.
В 1910 году создается международная психоаналитическая
ассоциация. В 1920 году открывается первый
психоаналитический институт в Берлине.
В 1930 году 3.Фрейд получает международную
премию им.Гете. В 1936 году становится почетным
иностранным членом Королевского научного
общества Англии. В 1939 году публикует последний
крупный труд "Моисей и единобожие",
в котором продолжает развитие своих культурно-исторических
концепций.
После
оккупации нацистами Австрии
подвергается предследованиям, домашнему
аресту. По ходатайству ряда коронованных
особ и крупному выкупу, заплаченному
нацистам Международным союзом
психоаналитических обществ, смог
выехать в Лондон, где и скончался
после активной эфтаназии (рак
нижней челюсти) 23 сентября 1939 года.
Не сумел вызволить из Австрии
сестер, которые погибли в газовых
камерах.
Структура
личности по 3.Фрейду. До создания
фрейдовской теории психология
в качестве объекта исследования
имела лишь феномен сознания,
что не давало возможности
постичь скрытые мотивы поведения
и особенностей человека, а следовательно
и более глубинное изучение
структуры личности, Фрейд встал
перед необходимостью исследования
природы психического, в том числе
и тех пластов психики, которые
не вписывались в представление
о "сознательном". Исходя из
этих задач и предпосылок исследования,
Фрейд и пришел к заключению
о том, что человеческая психика
представляет собой некий сложный
конгломерат, состоящий из различных
уровней и компонентов, отражающих
как сознательные, так и бессознательные
процессы.
Фрейд,
ставя перед собой задачу выявления
содержательной стороны бессознательного,
подвергает эту сферу аналитическому
расчленению. Здесь Фрейд высказывает
важную мысль о существовании
двух форм бессознательного. Это
- во-первых, скрытое, "латентное"
бессознательное, т.е. то, что ушло
из сознания, но может в дальнейшем
"всплыть" в сознании; во-вторых,
это вытесненное бессознательное,
т.е. те психические образования,
которые не могут стать сознательными
потому, что им противодействует
какая-то мощная незримая сила.
Первый
вид бессознательного в дальнейших
работах Фрейд называет предсознательным
(ПСЗ), а второй - собственно бессознательным
(БСЗ, или "Оно", или "Id").
Вырабатывая психоаналитические
представления о бессознательном,
Фрейд подобно мыслителям прошлого
ставит вопрос о том, каким
образом человек может судить
о том, что скрыто от его
сознания. И если философы говорили
о том, что невозможно определять
то, что мы не осознаем, то Фрейд
достаточно решительно кладет
учение о бессознательном в
основу своих теоретических постулатов
о психической жизни человека.
В отличие от умозрительных
рассуждений философов он пользуется
конкретным материалом, полученным
из внимательных клинических
наблюдений над пациентами, страдающими
неврозом. Кроме констатации самого
факта существования в психике
человека бессознательных представлений,
Фрейд старается вскрыть особенности
механизма переключения психических
актов из сферы бессознательного
в сознание. И здесь он пытается
идти от обратного путем переформулирования
задачи исследования: "Каким образом
сознательные процессы становятся
бессознательными?". Возможность
осознания бессознательных механизмов
осуществляется тогда, когда имеющееся
предметное представление облекается
в словесную форму. Отсюда и
то важное значение, которое Фрейд
придавал роли языка и законов
лингвистики в раскрытии болезненной
симптоматики пациента.
Выделенные
Фрейдом психические уровни собственно
бессознательного и предсознательного
объединяются автором в одну
систему в тех случаях, когда
анализируются взаимоотношения
бессознательного и сознания
в структуре психики человека.
Причем, начиная с ранних своих
работ, Фрейд подчеркивает, что
бессознательное он считает центральным
компонентом, составляющим суть
психики человека, а сознательное
- лишь определенной надстройкой,
базирующейся и произрастающей
из сферы бессознательного.
Структура
личности в законченном виде
представлена Фрейдом в работах
"По ту сторону принципа
удовольствия" (1920); "Массовая психология
и анализ человеческого "Я"
(1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая
модель личности представляет
собой взаимодействия трех уровней,
находящихся между собой в
определенных соотношениях. Это
- "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень
бессознательных влечений, своеобразный
резервуар бессознательных иррациональных
психических реакций и импульсов,
биологических по своей природе.
Это основа деятельности личности,
та психическая инстанция, которая
руководствуется своими собственными
законами. "Оно" является единственным
источником психической энергии
и руководствуется только принципом
удовольствия.
Но, понятно,
что безоглядная тяга к наслаждению,
удовлетворению эгоистических потребностей,
не учитывающая реальных жизненных
условий, привела бы человека
к гибели. Поэтому в процессе
эволюции у человека появляется
"Я" (Ego) как сознательное начало,
действующее с учетом принципа
реальности и выполняющее функции
посредника между иррациональными
стремлениями и желаниями "Оно"
и требованиями человеческого
сообщества. "Я", как сфера сознательного,
соизмеряет требования бессознательного
"Оно" с конкретной реальностью,
целесообразностью и необходимостью.
Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego)" - это
внутриличностная совесть, т.е.
инстанция, олицетворяющая собой
ценности и установки общества.
"Сверх-Я"
воплощает в себе интернализованные
индивидом "родительские образы",
моральные запреты и нормы,
внушенные в детстве, образы
первых учителей и значимых
для ребенка взрослых. В определенном
смысле - это результат "дрессировки"
индивида обществом. "Сверх-Я"
описывается как своего рода
моральная цензура, которая призвана
обуздать эгоцентрические бессознательные
порывы, стремления и желания
человека и подчинить их требованиям
культурной и социальной реальности
конкретного общества. В процессе
эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой
частью, внутренним элементом личности.
Для образного
описания взаимоотношений между
"Я" и "Оно" Фрейд
прибегает к аналогии отношений
между всадником и лошадью,
подобно тому как ранее А.Шопенгауэр
использовал эту же аналогию
для раскрытия взаимоотношений
между интеллектом и волей.
Движется всадник только благодаря
энергии лошади, но формально
управляет ею именно он. Всадник
должен сдерживать и направлять
лошадь, иначе есть вероятность
погибнуть. И все же есть
отдельные моменты, когда лошадь
не только дает энергию передвижения,
но и сама определяет путь
и направление (всадник заснул
или тяжело болен). Положение "Я"
существенно сложнее, чем положение
лошади ("Оно"). Во-первых, "Я"
должно учитывать требования
и условия реального окружающего
мира, т.е. следовать принципу
реальности. Во-вторых, "Я" испытывает
постоянное давление со стороны
мощного "Оно", и этот конфликт
между требованиями внешнего
мира ("Сверх-Я") и потребностями
глубинных уровней личности ("Оно")
порождает у "Я" постоянную
внутреннюю тревогу и беспокойство.
В-третьих, "Я" подвергается
отдельному нажиму "Сверх-Я", как
моральному прессу, совести. И
это, в свою очередь, вызывает
у человека глубинное чувство
вины. Эти конфликтные взаимоотношения
уровней личности, по мнению Фрейда,
являются по сути неразрешимыми,
и именно в них лежит ключ
ко всем психологическим и
патологическим проблемам как
личности, так и общества. По своему
положению и функциям в психике
человека "Сверх-Я" призвано
осуществлять сублимацию бессознательных
влечений, т.е. переключение антикультурных
порывов "Оно" в социально
приемлемые виды деятельности "Я".
Согласно Фрейду, "Сверх-Я" является
"наследником Эдипова комплекса
и, следовательно, выражением
самых мощных движений "Оно"
и самых важных судеб его".
Жесткая
моральная цензура "Сверх-Я"
мешает осознанию собственных
глубинных мотивов и устремлений,
осуществление которых несовместимо
с требованиями общества и
морали. Это проявляется далеко
не только в сфере сексуального,
но и в обыденных поведенческих
актах. Почему, скажем, завистник далеко
не всегда осознает истинные причины своей
ненависти к объекту зависти? Потому, что
им с раннего детства усвоено, что зависть
- чувство недостойное, неприличное, низменное.
Если это осознать, то резко понизится
своя самооценка, самоуважение. Существенно
легче
объяснить себе
и окружающим собственные чувства
действительными или мнимыми
пороками и недостатками объекта
зависти. Таким образом и отрицательные
чувства сохранены и объяснены,
и самоуважение не страдает. Этот итог
конфликта обеспечивается действием
открытых Фрейдом, так называемых, "защитных
механизмов".
Что такое
"защитные механизмы"? В связи
с тем, что как уже описывалось,
согласно 3.Фрейду, в человеческой
психике происходит постоянный
конфликт между уровнями личности,
для смягчения вызываемой этим
конфликтом чувства напряженности
и вины человеческая психика
выработала ряд защитных механизмов,
призванных бессознательно подавлять
или не допускать в сознание
ту информацию, которая противоречит
требованиям цензуры "Сверх-Я"
и может травмировать личность.
Прежде
всего - это вытеснение. Под этим
понятием предполагается механизм
подавления и последующего исключения,
изгнания из сознания импульса,
стимулирующего у индивида чувство
напряжения, беспокойства и тревоги.
Этот механизм отличается от
сознательного подавления какого-то
вида осознанного желания ("находясь
в обществе, я осознаю желание
почесаться, но умышленно и осознанно
его подавляю"). Механизм вытеснения
имеет дело с неосознанными
импульсами. Феномены забывания
чего-либо очень часто связаны
с вытеснением. Например, особенно
неудобные для нас факты легко
забываются. Ущемленное самолюбие,
задетая гордость, катастрофическое
сообщение вытесняются и маскируются
другими содержаниями, приемлемыми
для самого субъекта. Например, мать,
получившая извещение о гибели
сына, убеждена, что такого извещения
она не получала, она не помнит
об этом. Наоборот, готова рассказывать
о том, где сейчас ее сын,
чем он занимается и т.д.
Или, например, человеку необходимо
принять какое-то трудное, мучительное
для него решение. Он долго
собирается, готовится к этому
решению, тщательно все обдумывает,
не может решиться на конкретное
действие. Все это наполняет его
напряжением, беспокойством, тревогой.
И вот "вдруг" он "забывает"
об этом деле. Имеет место временное
"третье" решение, причем речь
идет не о сознательном уклонении
от принятия решения. Это - не
лицемерие. За счет механизма
вытеснения нежелательная информация,
тревожащая и напрягающая человека,
на время исчезает, освобождая
его психику.