Исторические этапы развития психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

Содержание работы

1. История античной психологии.
2. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период
Возрождения.
3. Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху Просвещения
(XVIII ВЕК).
4. Зарождение психологии как науки.
5. Возникновение психологии в России.

Файлы: 1 файл

Исторические этапы развития психологической науки.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

 И.Кант  говорил о бессознательном в  психике человека, описывая "смутные"  представления, которыми рассудок  пытается овладеть, т.к. он не  способен "избавиться от тех  нелепостей, к которым его приводит  влияние этих представлений...". Гегель рассматривает бессознательный  тайник, в котором "сохраняется  мир бесконечно многих образов  и представлений без наличия  их в сознании". А.Шопенгауэр  продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате  бессознательного над сознанием  в своем произведении "Мир как  воля и представление". Ф.Ницше  уже пытается наполнить бессознательное  определенными сюжетными механизмами,  такими как "бессознательная  воля к власти". К концу XIX века проблемой бессознательного  занимаются не только философы, но и представители экспериментального  направления в науке. В 1868 году  английский физиолог Карпентер  выступает с сообщением, посвященным  бессознательной мозговой деятельности  человека. Доклад, прослушанный в  Лондонском королевском институте  вызвал оживленную дискуссию.  В 1886 году Майерс высказывает  мысль о существовании "подкоркового  сознания", функционирующего во  многих актах жизнедеятельности  человека. Эти факты и послужили  объективным фоном для создания 3.Фрейдом знаменитой психоаналитической  теории.

   Зигмунд  Фрейд родился 6 мая 1856 г. в  г.Фрайбурге (бывшая Моравия), входившим  в состав Австро-Венгрии (ныне - Чехословакия). Рос в буржуазной  семье среднего достатка. В 1873 году поступает на медицинский  факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким  наукам, как сравнительная анатомия, гистология, физиология. Будучи студентом,  под руководством Брюкке, выполняет  ряд вполне самостоятельных исследований  по перечисленным дисциплинам.  С 1882 года работает врачом в  отделении внутренних болезней  Венской общей клиники, далее  - в психиатрической клинике под  руководством Мейнерта.

 В 1885 году  уезжает на годичную стажировку  к Шарко в неврологическую  клинику "Сальпетриер" (Париж). Там же овладевает методом  гипнотерапии. По возвращении прослушал  курс лекций по психологии  философа Франца Брентано, после  чего отмечает возникновение  интереса к психической жизни  человека и ее законам. Начинает  заниматься вопросами патогенеза  истерии, публикует первые клинические  статьи, работает вместе с Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает исследования  чисто неврологического характера  (проблемы детского паралича, афазий, локализации мозговых функций).

 К 1895 г., совместно с Брейером, разработал  метод гипнокатарсиса. После ряда  клинических публикаций в 1895 году  пишет монографию "Проект", в  которой совершается первая попытка  умозрительно разработать закономерности  деятельности мозга человека.

 В 1886 году  женится на Марте Бернэй. К  1901 году (год публикации монографии "Толкование сновидений") полностью  отказывается от метода гипноза  и разрабатывает оригинальную  методику свободных ассоциаций. В 1904-1905 годах публикует "Психопатологию  обыденной жизни", "Остроумие  и его отношение к бессознательному", "Три очерка в теории сексуальности"  и другие известные монографии. К моменту I Мировой войны 3.Фрейд  сосредотачивается на разработке  философских и историко-социологических  аспектов жизни общества, т.е.  начинает создавать "метапсихологическую"  теорию. В 1908 г. проходит I Международный  психоаналитический конгресс в  г.Зальцбурге. В 1909 г. выходит в  свет первый I международный психоаналитический  журнал. В 1909 г. совместно с  К.Юнгом посещает США, читает  курс из 5 лекций в Массачусетском  университете, по окончании курса  получает степень почетного доктора права. В 1910 году создается международная психоаналитическая ассоциация. В 1920 году открывается первый психоаналитический институт в Берлине. В 1930 году 3.Фрейд получает международную премию им.Гете. В 1936 году становится почетным иностранным членом Королевского научного общества Англии. В 1939 году публикует последний крупный труд "Моисей и единобожие", в котором продолжает развитие своих культурно-исторических концепций.

 После  оккупации нацистами Австрии  подвергается предследованиям, домашнему  аресту. По ходатайству ряда коронованных  особ и крупному выкупу, заплаченному  нацистам Международным союзом  психоаналитических обществ, смог  выехать в Лондон, где и скончался  после активной эфтаназии (рак  нижней челюсти) 23 сентября 1939 года. Не сумел вызволить из Австрии  сестер, которые погибли в газовых  камерах.

 Структура  личности по 3.Фрейду. До создания  фрейдовской теории  психология  в качестве объекта исследования  имела лишь феномен сознания, что не давало возможности  постичь скрытые мотивы поведения  и особенностей человека, а следовательно  и более глубинное изучение  структуры личности, Фрейд встал  перед необходимостью исследования  природы психического, в том числе  и тех пластов психики, которые  не вписывались в представление  о "сознательном". Исходя из  этих задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению  о том, что человеческая психика  представляет собой некий сложный  конгломерат, состоящий из различных  уровней и компонентов, отражающих  как сознательные, так и бессознательные  процессы.

 Фрейд,  ставя перед собой задачу выявления  содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому  расчленению. Здесь Фрейд высказывает  важную мысль о существовании  двух форм бессознательного. Это  - во-первых, скрытое, "латентное"  бессознательное, т.е. то, что ушло  из сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное,  т.е. те психические образования,  которые не могут стать сознательными  потому, что им противодействует  какая-то мощная незримая сила.

 Первый  вид бессознательного в дальнейших  работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным  (БСЗ, или "Оно", или "Id"). Вырабатывая психоаналитические  представления о бессознательном,  Фрейд подобно мыслителям прошлого  ставит вопрос о том, каким  образом человек может судить  о том, что скрыто от его  сознания. И если философы говорили  о том, что невозможно определять  то, что мы не осознаем, то Фрейд  достаточно решительно кладет  учение о бессознательном в  основу своих теоретических постулатов  о психической жизни человека. В отличие от умозрительных  рассуждений философов он пользуется  конкретным материалом, полученным  из внимательных клинических  наблюдений над пациентами, страдающими  неврозом. Кроме констатации самого  факта существования в психике  человека бессознательных представлений,  Фрейд старается вскрыть особенности  механизма переключения психических  актов из сферы бессознательного  в сознание. И здесь он пытается  идти от обратного путем переформулирования  задачи исследования: "Каким образом  сознательные процессы становятся  бессознательными?". Возможность  осознания бессознательных механизмов  осуществляется тогда, когда имеющееся  предметное представление облекается  в словесную форму. Отсюда и  то важное значение, которое Фрейд  придавал роли языка и законов  лингвистики в раскрытии болезненной  симптоматики пациента.

 Выделенные  Фрейдом психические уровни собственно  бессознательного и предсознательного  объединяются автором в одну  систему в тех случаях, когда  анализируются взаимоотношения  бессознательного и сознания  в структуре психики человека. Причем, начиная с ранних своих  работ, Фрейд подчеркивает, что  бессознательное он считает центральным  компонентом, составляющим суть  психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой,  базирующейся и произрастающей  из сферы бессознательного.

 Структура  личности в законченном виде  представлена Фрейдом в работах  "По ту сторону принципа  удовольствия" (1920); "Массовая психология  и анализ человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая  модель личности представляет  собой взаимодействия трех уровней,  находящихся между собой в  определенных соотношениях. Это  - "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень  бессознательных влечений, своеобразный  резервуар бессознательных иррациональных  психических реакций и импульсов,  биологических по своей природе.  Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая  руководствуется своими собственными  законами. "Оно" является единственным  источником психической энергии  и руководствуется только принципом  удовольствия.

 Но, понятно,  что безоглядная тяга к наслаждению,  удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных  условий, привела бы человека  к гибели. Поэтому в процессе  эволюции у человека появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа  реальности и выполняющее функции  посредника между иррациональными  стремлениями и желаниями "Оно"  и требованиями человеческого  сообщества. "Я", как сфера сознательного,  соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью,  целесообразностью и необходимостью. Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego)" - это  внутриличностная совесть, т.е.  инстанция, олицетворяющая собой  ценности и установки общества.

"Сверх-Я"  воплощает в себе интернализованные  индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы,  внушенные в детстве, образы  первых учителей и значимых  для ребенка взрослых. В определенном  смысле - это результат "дрессировки"  индивида обществом. "Сверх-Я"  описывается как своего рода  моральная цензура, которая призвана  обуздать эгоцентрические бессознательные  порывы, стремления и желания  человека и подчинить их требованиям  культурной и социальной реальности  конкретного общества. В процессе  эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой  частью, внутренним элементом личности.

 Для образного  описания взаимоотношений между  "Я" и "Оно" Фрейд  прибегает к аналогии отношений  между всадником и лошадью,  подобно тому как ранее А.Шопенгауэр  использовал эту же аналогию  для раскрытия взаимоотношений  между интеллектом и волей.  Движется всадник только благодаря  энергии лошади, но формально  управляет ею именно он. Всадник  должен сдерживать и направлять  лошадь, иначе есть вероятность  погибнуть. И все же есть  отдельные моменты, когда лошадь  не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь  и направление (всадник заснул  или тяжело болен). Положение "Я"  существенно сложнее, чем положение  лошади ("Оно"). Во-первых, "Я"  должно учитывать требования  и условия реального окружающего  мира, т.е. следовать принципу  реальности. Во-вторых, "Я" испытывает  постоянное давление со стороны  мощного "Оно", и этот конфликт  между требованиями внешнего  мира ("Сверх-Я") и потребностями  глубинных уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную  внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается  отдельному нажиму "Сверх-Я", как  моральному прессу, совести. И  это, в свою очередь, вызывает  у человека глубинное чувство  вины. Эти конфликтные взаимоотношения  уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми,  и именно в них лежит ключ  ко всем психологическим и  патологическим проблемам как  личности, так и общества. По своему  положению и функциям в психике  человека "Сверх-Я" призвано  осуществлять сублимацию бессознательных  влечений, т.е. переключение антикультурных  порывов "Оно" в социально  приемлемые виды деятельности "Я". Согласно Фрейду, "Сверх-Я" является "наследником Эдипова комплекса  и, следовательно, выражением  самых мощных движений "Оно"  и самых важных судеб его".

 Жесткая  моральная цензура "Сверх-Я"  мешает осознанию собственных  глубинных мотивов и устремлений,  осуществление которых несовместимо  с требованиями общества и  морали. Это проявляется далеко  не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче

объяснить себе и окружающим собственные чувства  действительными или мнимыми  пороками и недостатками объекта  зависти. Таким образом и отрицательные  чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием  открытых Фрейдом, так называемых, "защитных механизмов".

 Что такое  "защитные механизмы"? В связи  с тем, что как уже описывалось,  согласно 3.Фрейду, в человеческой  психике происходит постоянный  конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим  конфликтом чувства напряженности  и вины человеческая психика  выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять  или не допускать в сознание  ту информацию, которая противоречит  требованиям цензуры "Сверх-Я"  и может травмировать личность.

 Прежде  всего - это вытеснение. Под этим  понятием предполагается механизм  подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство  напряжения, беспокойства и тревоги.  Этот механизм отличается от  сознательного подавления какого-то  вида осознанного желания ("находясь  в обществе, я осознаю  желание  почесаться, но умышленно и осознанно  его подавляю"). Механизм вытеснения  имеет дело с неосознанными  импульсами. Феномены забывания  чего-либо очень часто связаны  с вытеснением. Например, особенно  неудобные для нас факты легко  забываются. Ущемленное самолюбие,  задетая гордость, катастрофическое  сообщение вытесняются и маскируются  другими содержаниями, приемлемыми  для самого субъекта. Например, мать, получившая извещение о гибели  сына, убеждена, что такого извещения  она не получала, она не помнит  об этом. Наоборот, готова рассказывать  о том, где сейчас ее сын,  чем он занимается и т.д.  Или, например, человеку необходимо  принять какое-то трудное, мучительное  для него решение. Он долго  собирается, готовится к этому  решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное  действие. Все это наполняет его  напряжением, беспокойством, тревогой. И вот "вдруг" он "забывает" об этом деле. Имеет место временное  "третье" решение, причем речь  идет не о сознательном уклонении  от принятия решения. Это - не  лицемерие. За счет механизма  вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая  его психику. 

Информация о работе Исторические этапы развития психологической науки