Следующий
защитный механизм - это образование
противоположной реакции. Здесь
имеется в виду изменение неприемлемой,
непереносимой для сознания тенденции
на противоположную. Примеров
можно привести более чем достаточно.
Скажем, подросток чувствует влечение
к девочке, что в его среде,
мнение которой для него в
этот возрастной период слишком
значимо, вызывает насмешки и
воспринимается крайне отрицательно.
Тогда происходит как бы перемена
знака "плюс" на "минус". Подросток
становится агрессивным именно
по отношению к объекту привязанности.
Становится "преследователем, гонителем,
мучителем" именно этой девочки.
Как раз чрезмерная подчеркнутость
чувства или поведения (не просто
игнорирует, а преследует) служит
подтверждением механизма образования
противоположной реакции. Возможно,
этот механизм лежит в основе
появления неприязненных чувств
по отношению к тому, кто сделал
много доброго и важного, но
был свидетелем не самых приятных
свойств человека и не лучших
периодов его жизни. Безотчетная,
не имеющая разумных оснований
неприязнь к человеку может
оборачиваться особой предупредительностью
к нему, посредством которой субъект
старается преодолеть собственные
агрессивные чувства.
Проекция
- это бессознательная попытка
освободиться от каких-то навязчивых
тенденций, оцениваемых личностью
как отрицательные, путем приписывания
их другому или другим. Подмечено,
что скупой склонен отмечать
в других людях жадность, агрессивный
- жестокость и т.п. Традиционный
пример механизма проекции - это
представление об аморальности и сексуальной
распущенности окружающих старой девой
с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными
сексуальными устремлениями и влечениями.
Именно этим механизмом объясняется такое
широко распространенное явление как
ханжество, когда ханжа провоцирует на
других собственные стремления глубинного
уровня, противоречащие его моральному
самосознанию, его "Сверх-Я". Механизм
проекции универсален в сфере национальных
и расовых предубеждений (ксенофобия),
когда ненавидимой этнической группе
приписываются собственные, но не осознаваемые
отрицательные черты и свойства. Таким
путем эти тенденции получают определенный
выход, напряжение разряжается при том,
что оценочные, моральные установки самосознания
не страдают, остаются исходными. И.С.Кон
в статье "Психология предрассудка"
("Новый мир", 1966, № 9) сопоставляет
стандартные обвинения американскими
белыми расистами негров в "изнасиловании
белой женщины" и явно садистический
характер большинства линчеваний.
Одной
из форм проекции является
механизм вымещения, иногда описываемый
отдельно. Здесь имеется в виду
бессознательная ориентация импульса
или чувства с одного объекта
на другой, чаще более доступный.
Этот механизм весьма распространен
в обыденной жизни - эмоции
выплескиваются либо на более
близкого человека, либо - на более
слабого (например, неприятности
на работе и унижения со
стороны начальника приводят
к вымещению накопившихся эмоций
на жене, детях). В рамках этого
механизма возникла расхожая
идиома "козел отпущения". Это
именно та фигура, на которую
ориентирован механизм вымещения
определенного лица, либо группы
лиц.
Защитный
механизм, получивший название "рационализация",
предусматривает определенного
рода самообман (когда имеет
место бессознательная попытка
рационально обосновать нелепый,
абсурдный импульс или идею. Человеку
свойственно когнитивное отношение
к своему поведению, т.е. рационально
его объяснять себе и окружающим,
даже если оно иррационально.
Рационализация повсеместно встречается
в обыденной жизни человека. Например,
человек, не вступившийся за
несправедливо обиженного, спасая
свое самоуважение, заявляет, что
он "не знал", "не успел"
и т.п. Очень часто встречается
ссылка на некие "интересы
дела" (совершал неблаговидные
поступки, но не из-за собственных
изъянов, а во имя каких-то
общих интересов). Возможно, в рамках
этого механизма станет более
ясным смысл пословицы "с
волками жить, по-волчьи выть".
Интересно, что рационализация
ярко себя проявляет в феномене,
так называемого, постгнпнотического
внушения, когда гипнолог внушает
испытуемому в состоянии гипнотического
транса какое-то нелепое действие,
которое тот должен совершить
после того, как будет выведен
из этого состояния. Например,
испытуемый должен предложить
гипнологу потанцевать. Когда
постгипнотнческое явление осуществлено,
и испытуемого спрашивают, почему
он предложил столь неадекватное
обстановке действие, ответ всегда
звучит в плоскости механизма
рационализации ("А мне показалось,
что объявили танцы" и т.п.).
Иначе и для самого человека
собственное поведение нелепо
и предрассудительно. Рационализация
призвана снять это противоречие.
Отрицание
определяется как процесс устранения,
игнорирования травмирующих восприятий
внешней реальности. Этот механизм
защиты обнаруживает себя в
конфликтах, связанных с появлением
мотивов, разрушающих основные
установки личности; с появлением
сведений, которые угрожают самосохранению,
престижу, самоуважению. Основная формула
отрицания - "нет опасности,
этого нет"; "не вижу, не слышу"
и т.п. В житейском обиходе
подобный механизм обозначают
как "позицию страуса". Например,
клиническая практика свидетельствует,
что первой реакцией пациента
на сообщение врача о выявленном
серьезном заболевании является
отрицание такого диагноза, неверие
в него.
Последним
из основных защитных механизмов,
описанных Фрейдом, является сублимация.
Здесь предполагается превращение
социально и морально неприемлемого
импульса в приемлемый, допустимый.
Можно говорить о переадресовке
потока энергии из одного канала
в другой. Согласно автору, основной энергией,
подлежащей переориентировке, является
libido. Так, например, человек, не имеющий
возможность получать адекватную сексуальную
разрядку, переключается на другой вид
деятельности (наука, спорт, политика,
искусство и т.д.).
В целом
защитные механизмы призваны
поддерживать известную целостность,
устойчивость и идентичность
индивидуального самосознания в
условиях, когда конфликт различных
установок ставит его под угрозу.
Важность указанного хорошо ясна
психиатрам, т.к. неустойчивость
самооценок, разорванное самосознание,
и отсутствие последовательных
и адекватных представлений о
самом себе обуславливают симптоматику
многих психических заболеваний.
В истории
психоанализа поражает не только
разнообразие его толкований
и оценок, но и какое-то навязчивое
стремление к его неприятию
и критике. Десятилетиями в
отечественной критике шло негласное
соревнование по наиболее изощренной
ругани 3.Фрейда. Почему не произошло
то, что происходит с ложными
теориями? Почему психоанализ не
забыт? Причину сопротивления
психоанализу Фрейд видел именно
в существовании защитных механизмов
у каждого из нас: "В деле
признания психоанализа обстоятельства
чрезвычайно неблагоприятны... всякий
судящий о психоанализе - сам по
себе человек, у которого также
существуют вытеснения и который,
может быть, с трудом достиг
такого вытеснения. Следовательно,
психоанализ должен вызывать
у этих лиц то же самое
сопротивление, которое возникает
и у больного. Это сопротивление
очень легко маскируется как
отклонение разумом... Потому-то так
трудно привести людей к убеждению
в реальности бессознательного
и научить их тому новому, что
противоречит их сознательному
знанию".
Разрабатывая
учение о неврозах, Фрейд пришел
к выводу о сексуальности их
этимологии. Обращаясь за подтверждением
своей гипотезы к мифологическим
сюжетам, художественным и литературным
памятникам истории, Фрейд особое
внимание уделяет древнегреческому
мифу о царе Эдипе.
Эдипов
комплекс - согласно 3. Фрейду, это комплекс
детских переживаний, состоящий
из влечения мальчика к матери
с ревностью и недоброжелательством
по отношению к отцу. В дальнейшем
этот комплекс вытесняется в
сферу бессознательного, является
универсальным для мужчин и
определяет многие аспекты их
сексуальности и невротизма (подобное
явление у девочек обозначается
комплексом Электры).
Название
комплекса основано на древнегреческой
мифологии. Эдип - сын царя Фив
Лайя и царицы Иокасты, которым
было предсказано, что их сын
убъет отца и станет мужем
собственной матери. Когда родился
Эдип, царь приказал проколоть
ему ступни (Эдип - значит пухлоногнй,
с распухшими ногами) и бросить
на съедение зверям. Раб пожалел
мальчика и отдал его пастуху
коринфского царя Полиба. Эдип
вырос в уверенности, что царь
Полиб ему отец. Вновь Дельфийский
оракул предсказывает уже самому
Эдипу, что тот убьет своего
отца и женится на матери. Устрашенный
этим предсказанием, Эдип решает
покинуть дом, который он считал
родным. В пути Эдип встречает
Лайя и, вступив с ним в
спор, убивает его. Так исполнилась
первая часть пророчества: Эдип
становится убийцей своего отца.
На пути в Фивы Эдип встречает
Сфинкса, который стережет город
и пожирает всех путников, не
разгадавших его загадку. Эдип
решает загадку, Сфинкс бросается
в пропасть, и дорога в Фивы
становится свободной. Эдип входит
в город, и благодарные фиванцы
избирают его царем и дают
в жены вдову прежнего царя
Иокасту. От этого брака родились
сыновья Этеокл и Полиник и
дочери Йемена и Антигона. Так
сбывается вторая часть пророчества
- Эдип становится мужем своей
матери. Через несколько лет в
Фивах начался свирепый голод,
и вспыхнула эпидемия чумы. Дельфийский
оракул предсказывает, что бедствия
прекратятся после того, как
будет обнаружен убийца Лайя.
В результате расследования Эдип
с ужасом узнает правду, ослепляет
себя и покидает Фивы, Иокаста
кончает жизнь самоубийством.
Таков
миф о Эдипе. Интересно, что
подобные легенды распространены
у многих народов. Кара, постигшая
Эдипа, отражает восходящее к глубокой
древности запрещение брачных отношений
между прямыми родственниками (инцест).
Нечто подобное, происшедшее с женщиной,
описано в мифе об Электре.
В этом
мифологическом сюжете Фрейд
усматривает не только доказательства
того, что сексуальные влечения
являются основой деятельности
человека, но и подтверждение
идеи о существовании тех сексуальных
комплексов, которые якобы с детства
заложены в человеке. Эдипов комплекс,
являясь одним из базовых образований,
определяет далее специфику сексуальной
жизни человека, особенности его
склонностей, странностей, вкусов
и привычек. Преформации этого
комплекса лежат и в основе
неврозов и невротических реакций
человека.
Следует
сказать, что не вдаваясь в
критический анализ этого изложения,
можно фиксировать опыт клинических
наблюдений, когда действительно
отмечалась бессознательная тенденция
пациента осуществлять выбор
сексуального партнера на основе
неосознаваемого "сличения" его
с каким-либо символическим признаком
(физическим или психологическим)
родителя противоположного пола.
Задолго
до Фрейда многие философы
задумыватась над тем, что именно
определяет жизнедеятельность человека
и какую роль в ней играют
влечения. Фрейд также поставил
задачей определиться в отношении
того, что он назвал "первичными
влечениями". В первых публикациях
в качестве "первичных" он
рассматривал лишь сексуальные
влечения. Далее он приходит к
выводу, что "первичные влечения"
составляют полярную пару созидательной
любви и влечения к деструкции.
Эти размышления приводят к
созданию концепции о том, что
деятельность человека обусловлена
переплетением сил "инстинкта
жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти"
(Танатос). Эти полярные силы являются
основными бессознательными влечениями,
предопределяющими всю жизнедеятельность
человека. И, если "инстинкт жизни"
(Эрос) более ясен читателю в
качестве животворящей силы, то
в отношении "инстинкта смерти"
(Танатос) требуются дополнительные
разъяснения.
Предположение
о существовании в человеке
этого инстинкта Фрейд выводит
из эволюции всего живого, которое,
достигнув максимума органического
бытия, со временем начинает
обратный путь и в результате
смерти возвращается к неорганическому
состоянию. В рамках этой гипотезы
влечение к сохранению жизни
лишь обеспечивает живому организму
собственный путь к смерти, что
было сформулировано Фрейдом
в виде положения "целью
всякой жизни является смерть",
причем жизненный путь является
ареной борьбы между Эросом
и Танатосом. Понимая относительность
аргументации в пользу этого
положения, сам Фрейд подчеркивал,
что эти мысли являются только
лишь гипотезой. Бедствия, принесенные
человечеству первой мировой
войной, натолкнули Фрейда на
размышления о склонности индивида
к агрессии и деструктивности.
Социальные институты, пытаясь
регулировать отношения в обществе
в целях самого общества, противостоят
индивиду как чуждая и сдерживающая
сила. Развитие культуры рассматривается
с этого периода Фрейдом как
борьба общества с разрушительными
тенденциями индивида и непрерывно
протекающее противоборство "инстинкта
жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти"
(Танатос).