Психоаналитический
взгляд на историю развития
человечества, начиная с его первобытного
состояния, впервые был дан
3.Фрейдом в работе "Тотем и
табу" (1913), где он детально анализирует
процесс становления и эволюции
психической жизни примитивного
человека. Его последняя работа "Моисей
и единобожие" (1939) также возвращается
к этим положениям. Объяснения
типичных явлений, характерных
для первобытного общества, таких
как определенных механизмов
функционирования психики примитивного
человека, процессов образования
первобытных запретов - табу и
др., выводились автором на основе
материала, полученного при анализе
детских неврозов. Возникающие у
детей неврозы чаще выражаются
в виде определенных страхов
- фобий, нередко проявляющихся
в изначальном страхе какого-либо
животного. При этом, как отметил
Фрейд, в этом страхе наличиствует не только
сам страх и попытка избежать контакта
с пугающим объектом, по и определенный
интерес и даже влечение к нему. Эти амбивалентные
чувства к животному являются ни чем иным,
как бессознательным замещением в психике
ребенка тех скрытых амбивалентных чувств,
которые ребенок описывает к родителям
в рамках описанного Эдипова комплекса.
Это бессознательное замещение призвано
скрыть истинные причины детского страха
от осознания. В рассуждениях Фрейда о
первобытной орде присутствует аналогия
между первобытным человеком и ребенком,
который как бы повторяет в предельно
убыстренном и замаскированном виде основные
этапы развития человека в филогенезе.
Фрейдовская
картина первобытпоп ярды выглядит
следующим образом: на заре
своей истории примитивный человек
жил в орде, где безраздельно
главенствовал вожак. Этот сильный
самец, обладая любой из приглянувшихся
ему самок был по сути отцом
всех молодых членов орды. Его
силе и воле беспрекословно
подчинялись все сыновья. Если
подросшие сыновья пытались предъявить
права на обладание какой-либо
самкой, они жестоко карались
отцом, либо изгонялись из орды.
Отец отстаивал монопольное право
на самок, пользуясь своим авторитетом
и физической силон. Естественно,
такое противостояние не могло
продолжаться долго. Однажды обиженные
сыновья объединились в одном
порыве и убили отца. В связи
с тем, что описываемый эпизод
происходил в период каннибализма,
они же съели убитого отца.
На этом первый этап первобытной
орды закончился. Но, совершив описанное,
находились по отношению к
отцу под властью амбивалентных
чувств: ненависть - восхищение. Эта
амбивалентность отмечается повсеместно
у детей и невротиков. Удовлетворив
чувство ненависти убийством
отца, они остались наедине со
вторым компонентом - любовью
и восхищением к нему же. Это
вызвало возникновение мучительных
чувств вины и раскаяния. Для
снижения насыщенности этих чувств
образ отца был запечатлен
в виде тотема, священного символа.
Убийство отца (родителей) стало
недопустимо и предельно аморально.
Это же чувство вины за содеянное
привело к отказу от желанных
самок, большинство которых были
единокровными сестрами этих
самцов, что далее побудило создать
запрет на инцест (кровосмесительные
контакты). Так возникли основные
табу (запреты) этого периода истории
человечества. Именно с этого
момента по Фрейду, начинается
собственно культура общества. "Общество
покоится теперь на соучастии
в совместно совершенном преступлении,
религия - на сознании вины
и раскаивания, нравственность -
отчасти на потребностях этого
общества, отчасти на раскаянии,
требуемом сознанием вины".
В рамках
психоанализа любое общество
имеет два варианта развития,
в зависимости от репрессивного
(подавляющего) отношения общественной
морали к сексуальности индивида,
или пермиссивного (разрешающего)
отношения.
В первом
случае общество с помощью
всех социальных механизмов воспитывает
человека в ханжески-ограничивающей
атмосфере по отношению к проявлениям
сексуальности. Человек в таком
обществе глубинно несчастней, невротичен,
т.к. постоянно блокирует массу
своих потребностей, внутренних
импульсов. Общество же имеет
много шансов на прогрессивное
развитие, т.к. масса неотработанной
сесуальной энергии индивида
постоянно переключается (сублимируется)
на общественно полезные виды
деятельности: наука, производство,
искусство, бизнес и т.п.
Второй
вариант зеркально отражает описанное.
Благодаря разрешительным по
отношению к человеческой сексуальности
установкам общества, индивид в
этом случае счастлив, раскован,
лишен невротического напряжения.
Само же общество обречено
на застой, т.к. механизм сублимации
не выражен, энергии на развитие
необходимых для развития общественно-необходимых
сфер деятельности фактически
нет.
Психоанализ
никогда не выдвигал ни единого
постулата в защиту раскрепощения
общественно вредных тенденций
личности; напротив, он всегда призывал
к осознанию глубинных механизмов
бессознательного, к сознательному
овладению влечениями человека,
разоблачая всевозможные мифы и иллюзии,
будь то политические, религиозные или
психологические.
5. Возникновение психологии в
России
Основоположником
отечественной научной психологии
считается доктор И.М.Сеченов
(1829-1905). В своей книге "Рефлексы
головного мозга" (1863) основные
психологические процессы получают
физиологическую трактовку. Их
схема такая же, что и у рефлексов:
они берут начало во внешнем
воздействии, продолжаются центральной
нервной деятельностью и заканчиваются
ответной деятельностью - движением,
поступком, речью. Такой трактовкой
Сеченов предпринял попытку "вырвать"
психологию из круга внутреннего
мира человека. Однако при этом
была недооценена специфика психической
реальности в сравнении с физиологической
ее основой, не учтена роль
культурно-исторических факторов
в становлении и развитии психики
человека.
Экспериментальное
направление в психологии с
использованием объективных методов
исследования развивал академик
В.М.Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П.Павлова
(1849-1936) были направлены на изучение
условно-рефлекторных связей в
деятельности организма. Его работы
плодотворно повлияли на понимание
физиологических основ психической
деятельности, однако собственной
психологической концепции И.П.Павлов
не создал. Значительный вклад
в развитие психологии XX в. внесли
наши ученые Л.С.Выготский (1896-1934),
А.Н.Леонтьев (1903-1979), А.Р.Лурия (1902-1977)
и П.Я.Гальперин (1902-1988).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ждан А.Н.
История психологии. От античности
до наших дней. - М., 1990.
2. Немов Р.
С. Психология (учебник). Кн. 1. М., 1994.
3. Психология.
Словарь. - М., 1990.
4. ЯрошевскиЙ
М.Г. История психологии. - М., 1985.
5. Ничипоров
Б.В. Введение в христианскую
психологию. М., 1994.
6. Фрейд 3.
Введение в психоанализ. Лекции.
М.: Наука, 1989.
7. Фромм Э.
Душа человека. М., 1992.