Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа
Цель исследования - провести теоретическое и эмпирическое изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Изменения, происходящие в последнее время обществе, коснулись и изменений требования, предъявляемых к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творческий потенциал является одним из новообразований детства. Именно развитие творческого потенциала и творческих способностей детей является одной из важнейших задач воспитания современного человека.
Творческие способности и ранее изучались различными отечественными и зарубежными психологами и педагогами. Способности и возможности человека вызывали огромный интерес людей во все времена. Однако раньше у общества не возникало большой потребности в овладении творчеством. Талантливые люди появлялись как будто сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. Многие культурные ценности, накопленные человечеством, являются результатом именно творческой деятельности человека.
В современном мире ситуация существенным образом изменилась. Жизнь в эпоху научного и технического прогресса становится все многограннее и сложнее. Она требует от человека не стереотипных и привычных действий, а гибкости и подвижности мышления, быстрой ориентации в новых условиях и стремительной адаптации к ним, а также креативного творческого подхода к решению разнообразных задач. Во многих отраслях производства и видах деятельности растет доля умственного труда, большая часть исполнительской деятельности отводится машинам. Настолько вперед в своем духовном, культурном и умственном развитии продвинется человечество в будущем, во многом зависит от развития творческого потенциала человека. Очевидно, что именно творческие способности человека стоит признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу по их изучению и развитию одной из важнейших задач в воспитании и обучении человека.
Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. Творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что развитие творческих способностей и творческого потенциала актуально именно в период детства. Это изучено и находит свое подтверждение в научных работах Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, В.В.Давыдова, Е.Е.Сапоговой, В.Т.Кудрявцева, Т.А.Репиной и другие. А.М.Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С.Лейтис, В.А.Крутецкий, Е.И.Игнатьев, Э.А.Голубева, В.М.Русимов, И.В.Равич-Щербо, И.Н.Поддъяков, А.В.Брушлинский, Дж.Берлайн и многие другие), выдвинул структуру творческой одаренности.
Психологические модели развития творческих способностей были разработаны рядом западных: Дж.Гилфорд, Э.Де.Боно, Дж.Галлаир, Дж.Рензули, П.Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на работы отечественных психологов.
Огромную работу, как теоретик проделал В.А.Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление. Изучение феномена творчества связано с именами Б.М.Теплова, С.Л.Рубенштейна, А.М.Леонтьева, Д.Б.Богоявленской, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов.
Таким образом, можно отметить, что исследований, посвященных данной проблеме достаточно много, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях.
Актуальность исследования обусловлена также наличием достаточного количества методик по данной проблеме, что позволяет эмпирическим путем точно определить наличие и уровень развития у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей.
Цель исследования - провести теоретическое и эмпирическое изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект
исследования - творческие способности
детей старшего дошкольного
Предмет исследования - особенности развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1)Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2) Подбор диагностических методик по изучению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
3) Изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе диагностической работы и анализ ее результатов.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.
1) Библиографический метод (анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, культурологической, лингвистической, методической литературы по теме исследования);
2) Наблюдение за детьми и анализ детских работ.
3) Диагностика творческих способностей детей.
Теоретико-методологическими основами исследования служат концептуальные положения современной науки о формировании и развитии творческой личности, о человеке как высшей ценности социального развития; идеи культурологического, аксиологического, системного, личностно - деятельностного, индивидуально-творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме исследования особенностей творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе дается определение понятию творческие способности, рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе описываются применяемые нами диагностические методики, направленные на изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и анализируются результаты диагностики, описывается проведенный нами констатирующий эксперимент.
В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, музыкальная, техническая и т.д.
Глава I Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.
Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б. М. Теплов).
Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.
Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.
Советский невропатолог,
психиатр, психолог, физиолог и морфолог
Бехтерев В. И. трактует творчество
с рефлексологической точки
В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Американский психолог Э. Фромм в своих работах предположил следующее определение понятия творчества: «Это способ удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Творчество по определению Декарта,- это все то, что «вызывает переход из небытия в бытие».
Известный специалист в области философии образования Е.П.Торенс дал следующее определение творчества: творчество - это процесс обнаружения пробелов и отсутствия каких-то необходимых элементов в наличном знании и связанный с этим поиск их заполнения.
Таким
образом, в общем виде понятие
творчество выглядит следующим
образом. Творчество – всякая
практическая или
В поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.
Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности.
В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Информация о работе Изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста