Таким образом,
обобщенные данные, полученные по двум
диагностическим методикам, свидетельствую
о наличии у 28% детей высокого уровня развития
творческих способностей, у 33 % детей уровень
выше среднего и у 39% детей средний уровень
Выводы по
главе 2.
Во второй
главе нашей работы были описаны база
и методы исследования. Проведен анализ
данных, полученных в ходе исследования
детей по двум диагностическим методикам.
У большинства детей (39% - 7 человек) выявлен
средний уровень развития творческих
способностей, у 33% (6 человек) выше среднего
и только у 28 % (5человек) высокий уровень
развития творческих способностей.
Заключение
Нами было
проведено исследование с целью
изучения творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической
литературы показал, что творческие
способности представляют собой сплав
многих качеств. И вопрос о компонентах
творческого потенциала человека остается
до сих пор открытым, хотя в настоящий
момент существует несколько гипотез,
касающихся этой проблемы. Многие ученые
связывают способности к творческой деятельности,
прежде всего с особенностями мышления
и воображения (Богоявленская Д.П., Велиева
С.В., Дубровина И. В. И др.)
Анализируя представленные
выше точки зрения по вопросу о составляющих
творческих способностей можно сделать
вывод, что, несмотря на различие подходов
к их определению, исследователи единодушно
выделяют творческое воображение и качество
творческого мышления как обязательные
компоненты творческих способностей.
Дошкольный
возраст дает прекраснейшие возможности
для развития этих компонентов
и способностей к творчеству.
В ходе исследования
нами были подобраны две диагностические
методики для изучения развития
творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на
базе ДОУ №45 «Радуга» Забайкальского
края. В исследовании приняли
участие 18 детей старшего дошкольного
возраста. Полученные в ходе
диагностики данные показали, что
у большинства детей (39% - 7 человек) имеет
место средний уровень развития творческих
способностей, у 33% (6 человек) выше среднего
и только у 28 % (5человек) высокий уровень
развития творческих способностей.
Таким образом
нами установлено, что творческие
способности есть у всех детей
старшего дошкольного возраста,
компоненты творческих способностей
также присутствуют у всех, различается
только уровень развития творческих
способностей.
Список литературы
- Антонова, Ю.А. Весёлые игры
и развлечения для детей и родителей
[Текст] / Ю.А. Антонова.
М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом
21 век», 2007. 288с.
- Бабаева Ю.Д. Психологический
тренинг для выявления одаренности. М.:
Молодая гвардия, 2008. - 198с.
- Белкин А.С. Основы возрастной
педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2006. - 357с.
- Богоявленская Д.П. Основные
современные концепции творчества и одаренности.
М.: Пресс. 2007. - 203с.
- Богоявленская Д.П. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2007. - 302с.
- Белова, С. Уроки воспитания
для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное
образование. – 2004. № 3. – С. 102109.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:
Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 289с.
- Велиева С.В. Диагностика психических
состояний детей дошкольного возраста.
- М.: - Речь, 2005
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М.: Апрель - Пресс. 2008. - 405с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2007. - 367с.
- Головин С.Ю. Словарь практического
психолога. Минск: Харвест, 2008. - 274с.
- Даль В. И. Толковый словарь
русского языка. Современное написание.
М., Астрель, АСТ, 2008 - 984стр.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей,
Спб, 2009. - 405с.
- Дыбина О.В. Творчество - как сущность характеристики человеческого бытия. Изд. Педагогическое общество России. М., 2009. - 167с.
- ДьяченкоО.М., Кириллова А.И.
О некоторых особенностях развития воображения.
Вопросы психологии № 2, 2006. - 187с.
- 16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., Просвещение, 2006. - 503с.
- Игра дошкольника [Текст] / Под.
ред. Новоселовой С.Л. М.: Просвещение, 2003.
286с.
- Комарова, Т. С. Школа творческого
воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.:
Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с.
- Концепция дошкольного воспитания
[Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. – 54 с.
- Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке
волшебника. [Текст] / Е.Е. Кравцова. М., 1996.
118 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология
(развитие ребенка от рождения до семнадцати
лет) [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 1996.
– 186с.
- Кудрина, Г.Я., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. [Текст] /
Г.Я. Кудрина, Е.Б. Ковалева Иркутск, 2000. – 350 с. Библиогр.: 338348 с.
- Кузин, М. В. Детская психология
в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин.
– 2е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 253
с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность
и индивидуальные различия. - Москва - Воронеж,
2007. - 256с.
- ЛезгинаН.Л. «Алгоритм» творчества
или творческий потенциал? Сб. «Философия
детства и творчества», С-Пб. Изд. СПГТУ,
2008. - 85с.
- Лук А.Н. Психология творчества.
- М.: Наука, 2008. - 275с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии
творчества и разработка подхода к изданию
одаренности. Вопросы психологии № 5, 2006.
- 86с.
- Мамайчук, И.И. Развитие ребенка
от рождения до семи лет. Методика наблюдения
ребенка. Документы психолога и педиатра.
[Текст] / И.И. Мамайчук СПб., 2008. – 126 с. Библиогр.:
124126 с.
- Матюшкин A.M., Снек Д.А. Одаренные
и талантливые дети. Вопросы психологии
№ 4, 2008. - 95с.
- Немов, Р.С. Психология. Книга
2: Возрастная психология. Педагогическая
психология. [Текст] / Р.С. Немов – М.: Просвещение,
2003. – 442 с.
- Николаева Е.И. «Психология
детского творчества» СПб.: Речь, 2006
- Освальд. Типология творчества.
М. Школа-Пресс. - 2009. - 189с.
- Одаренные дети. Перев. с англ. Под ред. Бурменской Н., М. Владос 2008. - 135с.
- Правдов, М. А. Особенности организации
двигательной и познавательной деятельности
детей дошкольного возраста [Текст] / М.
А. Правдов. – М.: Канон+, 2006. – 183 с.
- Психологический словарь под
ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, М.: Астрель:
АСТ: Транзиткнига, 2006
- Развитие общения дошкольников
со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской.
М: Педагогика, 2003. 216 с.
- Репина, Т.А. Психология дошкольника.
Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина М.: Академия,
2005. – 248 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология.
[Текст] / Е.О. Смирнова М.: Владос, 2003. –
386 с.
- Теплов М.Б. Избранные труды
в 2-х т. Т.1., М., Просвещение, 2008. - 278с.
- Урунтаева Г.А. Диагностика
психологических особенностей дошкольника
[Текст] / Г.А. Урунтаева. М.: Издательский
центр « Академия», 1997.- 96с.
- Ушачев В.П. Обучение основам
творческой деятельности: Учеб. пособие.
- Магнитогорск, 2009. - 189с.