Изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - провести теоретическое и эмпирическое изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)

     Выводы по  главе 1

      В первой  главе нашей курсовой работы  мы рассмотрели  сущность понятия  творческие способности. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

     Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

     Творческие  способности  заложены в каждом ребёнке и реализуются в меру наличия тех или иных специальных способностей.

     Творческие  способности состоят из ряда  компонентов, важнейшими из которых  являются творческое воображение  и творческое мышление.

     Дошкольный  возраст дает прекраснейшие возможности  для развития этих компонентов  и способностей к творчеству.

     В данной курсовой работе мы, на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме, попытались определить основные направления    в изучении  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Нами были выделены такие направления для изучения, как важнейшие компоненты творческих способностей - творческое мышление и воображение в старшем дошкольном возрасте.

 

Глава II  Исследование творческих способностей детей

 старшего дошкольного  возраста

2.1. База и методы исследования

      С целью  изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ № 45 «Радуга» Забайкальского края. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста, посещающие подготовительную группу. Экспериментальную группу составили 10 девочек и 8 мальчиков в возрасте 6-7 лет.

     Для исследования  были использованы две методики, направленные на диагностику  универсальных творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста. Авторы методик В.Кудрявцев и В.Синельников. С помощью этих методик возможно определить уровень развития творческих способностей у каждого ребенка по таким основаниям как способность ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия, реализация воображения,  умение видеть целое раньше частей, творческое мышление. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

       1. Методика" Солнце в комнате" (разработчики: В. Синельников, В. Кудрявцев)   Основание: реализация воображения.

     Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

    Инструкция к  проведению: Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислению деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

      Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие  задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение  несоответствия (стереть, закрасить  солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение  несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить  несоответствующий элемент от  других, сохранив его в контексте  заданной ситуации ("Картинку  сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

          2. Методика "Складная картинка" (разработчики: В. Синельников, В. Кудрявцев)    Основание: умение видеть целое раньше частей.

      Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

     Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению: Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

    Обработка данных.  В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю") - 1 балл.

2. Ответ описательного  типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения  или вне его, т.е. утеря контекста  изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась  на части" и т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего  типа: сохранение целостности изображения  при сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую  ситуацию ("Утка нырнула", "Утка  заплыла за лодку"), построение  новых композиций ("Как будто  сделали трубу и на ней нарисовали  утку") и т. д. - 3 балла.

       Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

 

2.2. Исследование уровня  развития творческих способностей  у детей старшего дошкольного  возраста (констатирующий эксперимент)

   

     Нами было проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента были использованы две диагностические методики В. Синельникова и  В. Кудрявцева:  методика" Солнце в комнате" и  методика "Складная картинка".

   

    В процессе проведения диагностики нами были получены следующие результаты.

       Изучение  уровня развития творческих способностей  у детей старшего дошкольного  возраста по методике «Солнце  в комнате»

        Данные, полученные по методике " Солнце в комнате" представлены в таблице №1

Таблица 1

№п/п

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития творческих способностей

1

Адэлина Ж

5

В

2

Анастасия Я.

5

В

3

Влада В.

3

С

4

Виктория С.

4

ВС

5

Дина И.

4

ВС

6

Данил В.

3

С

7

Елизавета Ш.

5

В

8

Егор И.

4

ВС

9

Евгения Ф.

4

ВС

10

Игнат С.

3

С

11

Иван С.

5

В

12

Кристина К.

5

В

13

Никита В.

3

С

14

Оля В.

4

ВС

15

Павел П.

4

ВС

16

Роман М.

3

С

17

Степан В.

5

В

18

Софья П.

4

ВС


 

         Высокий уровень  развития творческих способностей характеризуется  наличием умения отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, способностью  ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное", развитостью воображения.

       Уровень  выше среднего характеризуется  умением содержательно устранить несоответствия, дав при этом сложный ответ.

       Средний  уровень характеризуется умением  содержательно устранить несоответствия, дав при этом простой  ответ.

        Таким образом, у детей отмечается в 33,3% высокий уровень развития творческих способностей, в 39% уровень выше среднего, у 27,7% средний уровень развития творческих способностей.

       Изучение  уровня развития творческих способностей  у детей старшего дошкольного  возраста по методике "Складная картинка"

        Данные, полученные по методике "Складная картинка" представлены в таблице №2

Таблица 2

№п/п

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития творческих способностей

1

Адэлина Ж

15

В

2

Анастасия Я.

15

В

3

Влада В.

9

С

4

Виктория С.

12

ВС

5

Дина И.

12

ВС

6

Данил В.

8

С

7

Елизавета Ш.

12

ВС

8

Егор И.

9

С

9

Евгения Ф.

9

С

10

Игнат С.

10

С

11

Иван С.

15

В

12

Кристина К.

15

В

13

Никита В.

8

С

14

Оля В.

12

ВС

15

Павел П.

10

ВС

16

Роман М.

9

С

17

Степан В.

12

ВС

18

Софья П.

12

ВС


 

        Высокий уровень развития творческих способностей характеризуется наличием умения видеть целое раньше частей, умением сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

      Уровень  выше среднего характеризуется  сохранением целостности изображения  при сгибании рисунка, включением  нарисованного персонажа в новую  ситуацию, построением новых композиций

      Средний  уровень характеризуется описательным  типом ответов, перечислением деталей  рисунка, находящихся в поле зрения  и частичной утратой контекста  изображения.

       Таким образом, у детей отмечается в 22% высокий уровень развития творческих способностей, в 39% уровень выше среднего, у 39% средний уровень развития творческих способностей.

      В ходе  исследования творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста  по двум диагностическим методикам  нами были выявлены 4 уровня развития творческих способностей детей.

       Высокий – развитый реализм воображения, творческие решения носят

 надситуативно-преобразовательный  характер, развитая  способность  видеть целое раньше частей  умение сохранить целостный контекст  изображения в ситуации его  разрушения,  умение отделить  несоответствующий элемент от  других, сохранив его в контексте  заданной ситуации,  способность  ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное".

      Выше среднего - сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую ситуацию, построение новых композиций, умение содержательно устранить несоответствия, дав при этом сложный ответ.

      Средний  уровень - умение содержательно устранить несоответствия, дав при этом простой  ответ, описательный тип ответов, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения и частичной утрате контекста изображения.

      Низкий  – ребенок не принимает задание, не дает ответов.

       Проведя  исследование по двум методикам  мы получили следующие результаты, представленные в сводной таблице  №3

 

Таблица 3

№п/п

Ф.И. ребенка

Уровень развития творческих способностей

по методике №1

" Солнце в комнате"

Уровень развития творческих способностей

по методике №2

"Складная картинка"

Обобщенный уровень развития творческих способностей

1

Адэлина Ж

В

В

В

2

Анастасия Я.

В

В

В

3

Влада В.

С

С

С

4

Виктория С.

ВС

ВС

ВС

5

Дина И.

ВС

ВС

ВС

6

Данил В.

С

С

С

7

Елизавета Ш.

В

ВС

В

8

Егор И.

ВС

С

С

9

Евгения Ф.

ВС

С

С

10

Игнат С.

С

С

С

11

Иван С.

В

В

В

12

Кристина К.

В

В

В

13

Никита В.

С

С

С

14

Оля В.

ВС

ВС

ВС

15

Павел П.

ВС

ВС

ВС

16

Роман М.

С

С

С

17

Степан В.

В

ВС

ВС

18

Софья П.

ВС

ВС

ВС

Информация о работе Изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста