Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа
Цель исследования - провести теоретическое и эмпирическое изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1
В первой главе нашей курсовой работы мы рассмотрели сущность понятия творческие способности. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности заложены в каждом ребёнке и реализуются в меру наличия тех или иных специальных способностей.
Творческие
способности состоят из ряда
компонентов, важнейшими из которых
являются творческое
Дошкольный
возраст дает прекраснейшие
В данной курсовой работе мы, на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме, попытались определить основные направления в изучении творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Нами были выделены такие направления для изучения, как важнейшие компоненты творческих способностей - творческое мышление и воображение в старшем дошкольном возрасте.
Глава II Исследование творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста
2.1. База и методы исследования
С целью изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ № 45 «Радуга» Забайкальского края. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста, посещающие подготовительную группу. Экспериментальную группу составили 10 девочек и 8 мальчиков в возрасте 6-7 лет.
Для исследования
были использованы две
1. Методика" Солнце в комнате" (разработчики: В. Синельников, В. Кудрявцев) Основание: реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению: Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислению деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие
задания ("Не знаю, как исправить",
"Картинку исправлять не нужно"
2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
2. Методика "Складная картинка" (разработчики: В. Синельников, В. Кудрявцев) Основание: умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению: Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных. В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю") - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.
3. Ответы комбинирующего
типа: сохранение целостности
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
2.2. Исследование уровня
развития творческих
Нами было проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента были использованы две диагностические методики В. Синельникова и В. Кудрявцева: методика" Солнце в комнате" и методика "Складная картинка".
В процессе проведения диагностики нами были получены следующие результаты.
Изучение
уровня развития творческих
Данные, полученные по методике " Солнце в комнате" представлены в таблице №1
Таблица 1
№п/п |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Адэлина Ж |
5 |
В |
2 |
Анастасия Я. |
5 |
В |
3 |
Влада В. |
3 |
С |
4 |
Виктория С. |
4 |
ВС |
5 |
Дина И. |
4 |
ВС |
6 |
Данил В. |
3 |
С |
7 |
Елизавета Ш. |
5 |
В |
8 |
Егор И. |
4 |
ВС |
9 |
Евгения Ф. |
4 |
ВС |
10 |
Игнат С. |
3 |
С |
11 |
Иван С. |
5 |
В |
12 |
Кристина К. |
5 |
В |
13 |
Никита В. |
3 |
С |
14 |
Оля В. |
4 |
ВС |
15 |
Павел П. |
4 |
ВС |
16 |
Роман М. |
3 |
С |
17 |
Степан В. |
5 |
В |
18 |
Софья П. |
4 |
ВС |
Высокий уровень развития творческих способностей характеризуется наличием умения отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, способностью ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное", развитостью воображения.
Уровень выше среднего характеризуется умением содержательно устранить несоответствия, дав при этом сложный ответ.
Средний
уровень характеризуется
Таким образом, у детей отмечается в 33,3% высокий уровень развития творческих способностей, в 39% уровень выше среднего, у 27,7% средний уровень развития творческих способностей.
Изучение
уровня развития творческих
Данные, полученные по методике "Складная картинка" представлены в таблице №2
Таблица 2
№п/п |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Адэлина Ж |
15 |
В |
2 |
Анастасия Я. |
15 |
В |
3 |
Влада В. |
9 |
С |
4 |
Виктория С. |
12 |
ВС |
5 |
Дина И. |
12 |
ВС |
6 |
Данил В. |
8 |
С |
7 |
Елизавета Ш. |
12 |
ВС |
8 |
Егор И. |
9 |
С |
9 |
Евгения Ф. |
9 |
С |
10 |
Игнат С. |
10 |
С |
11 |
Иван С. |
15 |
В |
12 |
Кристина К. |
15 |
В |
13 |
Никита В. |
8 |
С |
14 |
Оля В. |
12 |
ВС |
15 |
Павел П. |
10 |
ВС |
16 |
Роман М. |
9 |
С |
17 |
Степан В. |
12 |
ВС |
18 |
Софья П. |
12 |
ВС |
Высокий уровень развития творческих способностей характеризуется наличием умения видеть целое раньше частей, умением сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Уровень
выше среднего характеризуется
сохранением целостности
Средний
уровень характеризуется
Таким образом, у детей отмечается в 22% высокий уровень развития творческих способностей, в 39% уровень выше среднего, у 39% средний уровень развития творческих способностей.
В ходе
исследования творческих
Высокий – развитый реализм воображения, творческие решения носят
надситуативно-
Выше среднего - сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию, построение новых композиций, умение содержательно устранить несоответствия, дав при этом сложный ответ.
Средний уровень - умение содержательно устранить несоответствия, дав при этом простой ответ, описательный тип ответов, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения и частичной утрате контекста изображения.
Низкий
– ребенок не принимает
Проведя
исследование по двум
Таблица 3
№п/п |
Ф.И. ребенка |
Уровень развития творческих способностей по методике №1 " Солнце в комнате" |
Уровень развития творческих способностей по методике №2 "Складная картинка" |
Обобщенный уровень развития творческих способностей |
1 |
Адэлина Ж |
В |
В |
В |
2 |
Анастасия Я. |
В |
В |
В |
3 |
Влада В. |
С |
С |
С |
4 |
Виктория С. |
ВС |
ВС |
ВС |
5 |
Дина И. |
ВС |
ВС |
ВС |
6 |
Данил В. |
С |
С |
С |
7 |
Елизавета Ш. |
В |
ВС |
В |
8 |
Егор И. |
ВС |
С |
С |
9 |
Евгения Ф. |
ВС |
С |
С |
10 |
Игнат С. |
С |
С |
С |
11 |
Иван С. |
В |
В |
В |
12 |
Кристина К. |
В |
В |
В |
13 |
Никита В. |
С |
С |
С |
14 |
Оля В. |
ВС |
ВС |
ВС |
15 |
Павел П. |
ВС |
ВС |
ВС |
16 |
Роман М. |
С |
С |
С |
17 |
Степан В. |
В |
ВС |
ВС |
18 |
Софья П. |
ВС |
ВС |
ВС |
Информация о работе Изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста