Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа
Цель исследования - провести теоретическое и эмпирическое изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность
высказывать максимальное
2. Гибкость - способность
высказывать широкое
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми). 4.Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить
навыки, приобретённые при решении
одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки
деталей, к совершенствованию
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения
– образное схватывание
2. Умение видеть целое раньше частей.
3.Надситуативно–
4. Экспериментирование - способность
сознательно и целенаправленно
создавать условия, в которых
предметы наиболее выпукло
Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.
Таким образом, анализируя представленные
выше точки зрения по вопросу
о составляющих творческих
1.2 Развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Путь познания,
который проходит ребенок от 3
до 7 лет, огромен. За это время
он много узнает об окружающем
мире. Его сознание не просто
заполнено отдельными образами,
представлениями, но характеризуется
некоторым целостным
Творческие способности заложены в каждом ребёнке и реализуются в меру наличия тех или иных специальных способностей в той или иной конкретной деятельности как некоторый специфический её стиль. В самом общем виде творческие установки мышления характеризуются продуцированием множества разнообразных гипотез, стремлением избежать общепринятых и очевидных решений.
В качестве основных показателей наличия творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста обычно выделяют следующие признаки:
наличие интеллектуальной творческой инициативы;
широта категоризации (отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предмета, предание ему функционального или переносного значения);
беглость мышления (богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула);
гибкость мышления (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому);
оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения).
Эти признаки творческого мышления являются общими для детей и взрослых и служат фундаментом для любого вида творческой деятельности (научной, художественно-эстетической, конструкторской и т.д.).
Главным психическим процессом, который регулирует творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие.
В качестве специфических особенностей сенсорной сферы творческой личности обычно называют:
умение видеть неточность, необычность и уникальные свойства объекта;
своеобразная комплектность, синтетичность восприятия (способность видеть хаотичное пересечение признаков предметов, которые формально изолированы и между которыми нет очевидной связи);
особое интуитивное видение главного, существенно для «будущего преобразования» объекта или явления;
спонтанность восприятия, способность воспринимать мир таким, какой он есть в данный конкретный момент, а не только через призму сов и понятий;
Второй психический процесс, отличающий творческую индивидуальность, – это воображение, фантазия. Продуктивное воображение выступает в качестве психологической основы, средства реализации творческого процесса в любой области деятельности. В качестве универсальной творческой способности, присущей творцу в любой сфере деятельности, исследователи нередко называют и эмпатию – способность идентифицировать, отождествлять себя как с живыми существами, так и с неодушевлённым предметным миром и его явлениями (эта способность обозначается в литературе и другими терминами: вживание, вчувствование, перенесение и т.д.). Однако в основе процесса идентификации лежит воображение, фантазия. Поэтому отделить эту способность от воображения не всегда представляется возможным.
Третий
психический процесс, который лежит
в основе творческих
Одним
из крупнейших отечественных
исследователей творческого
Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность.
П. Торренс выделил уровни творчества: экспрессивное творчество (например, спонтанное рисование у детей), продуктивное творчество (научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой), инвентивное (изобретательское) творчество – изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках, инновационное творчество (улучшение через модификацию), порождающее творчество (выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникать новые движения и школы).
Л.С. Выготский, исследуя детское творчество, определил его как «натуральное», отличающееся открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Ребенок старшего дошкольного возраста ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.
Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного. Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. представляется возможным выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым
шагом к успешному развитию
творческих способностей
Вторым
важным условием развития
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Пятое условие
успешного развития творческих
способностей детей – это
Шестое
условие – благоприятный
Информация о работе Изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста