Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
2. Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ
3. Доказать воздействие занятий рисованием на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

дипл.docx

— 155.82 Кб (Скачать файл)

Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Проведенная диагностика выявила, что адаптация дошкольников прошла более успешной в экспериментальной группе, где была проведена предварительная работа с родителями, а с детьми воспитатели углубленно занимались художественной деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.

Список использованных источников

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 452 с.

  1. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. – 368 с.

  1. Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994. – 390 с.

  1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.

  1. Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.

  1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.: Просвещение, 1996. – 278 с.

  1. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.

  1. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

  1. Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.

  1. Камаров М.М. Психология педагогического мышления / М.М. Камаров. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 238 с.

  1. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Политиздат, 1969. – 298 с.

  1. Компенсирующее дошкольное учреждение: опыт социальной адаптации детей с туберкулезной интоксикацией. Красноярск: КВПУ№2, 1997. – 103с.

  1. Куркина И. Адаптация без угроз и обещаний. // Детский сад со всех сторон. 2000. №6

  1. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. / В.И. Лубовский – М.: Педагогика, 1978.

  1. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

  1. Михайлова А. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание. 1995. №8. – с.13-15.

  1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

  1. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

  1. Петровская А.В. Возрастная психология. / А.В. Петровская. – М.: Наука, 1979. – 348 с.

  1. Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.

  1. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; 2000.

  1. Прохорова А. Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей // «Мама и малыш», 2004, №5.

  1. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.к.Акимова, Г.А.Берулава, Е.М.Борисова и др. / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  1. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной М.: Педагогика, 1988. – 125 с.

  1. Репина Т.А. , Стеркина, Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение. 1990. – 160 с.

  1. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. / В.В. Рубцов. – М.: Педагогика, 1987. – 267 с.

  1. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / А.Г. Рузская. – М.: Карапуз, 1989. – с.189.

  1. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 1998. с.85-94.

  1. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 160 с.

  1. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. –1998. – №5. – с.39-54.

  1. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980. – 122 с.

  1. Шаграева О.А. Детская психология. / О.А. Шаграева. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 375 с.

  1. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

  1. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 478 с.

Приложения

Приложение 1

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

№ п/п

Параметры

Дополнительный вопрос к матери

Оценка в баллах или словесно

I. Поведение

1.1

Настроение:

бодрое, уравновешенное,

раздражительное, неустойчивое,

подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?

3

2

1

1.2

Сон

   

1.2.1

Засыпание

   

1.2.1.2

Длительность:

быстрое до 10 минут, медленное

Как засыпает ребенок?

3

2

1.2.1.3

Характер:

спокойный,

неспокойный

 

3

1

1.2.1.4

  1. использую дополнительные воздействия;
  2. без дополнительных

воздействий

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

1

3

1.2.1.5

Сон:

длительность соответствует возрасту,

не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

3

1

1.3

Аппетит:

хороший,

избирательный, неустойчивый,

плохой

Какой аппетит у ребенка?

3

2

1

1.4

Отношение к высаживанию на горшок:

положительное,

отрицательное

Как ребенок относится к этой процедуре?

3

1

1.5

Навыки опрятности:

просится на горшок,

не просится, но бывает сухой,

не просится, ходит мокрый

 

3

2

1

1.6

Отрицательные привычки:

есть (какие?), нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и др.

1

II. Нервно-психическое развитие

2.1

Возраст 1 г. 6 мес.— 1 г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки

Выявляются методом диагностики

 

2.2

Возраст 1 г. 9 мес. — 2 г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки

Соответствует возрасту

Ниже на один эпикризисный срок

Ниже на 2—3 эпикризисных срока

3

2

1

III. Личность

3.1

Проявление познавательных потребностей

Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

 

3.1.1

В повседневной жизни:

недостаточно проявляет,

не проявляет

а) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив?

2

1

3.1.2

При обучении:

проявляет интерес, активность;

недостаточно проявляет;

не проявляет

 

3

2

1

3.2

Инициативность

   

3.2.1

Инициативность в игре:

проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет сам найти для себя дело:

Да,

нет

 

3

1

 

Есть фаза подготовки игры самостоятельно,

с помощью взрослого

Есть элементы воображения;

Да,

нет

 

3

2

3

1

3.2.2

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт

 

3

2

3.2.3

Инициативность во взаимоотношениях с детьми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт

 

3

2

3.3

Результативность:

доводит начатое дело до конца,

не всегда,

не доводит

 

3

2

1

3.4

Самостоятельность в игре:

умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого,

не всегда,

не играет сам

 

3

2

1

3.5

Социальные связи

   

3.5.1

Социальные связи со взрослыми:

легко идет на контакт,

избирательно,

трудно

 

3

2

1

3.5.2

Контакты с детьми:

вступает легко,

избирательно,

трудно

 

3

2

1

3.5.3

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

есть,

недостаточные,

нет

 

3

2

1

3.5.4

Уверенность в себе:

есть,

не всегда,

нет

 

3

2

1

3.5.5

Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:

Да,

не всегда,

нет

 

3

2

1

3.5.6

Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.). Как перенес:

легко,

нет

 

3

1

3.5.7

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

К кому именно

 
 

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

3 - 2,6 б. – готов

2,5 - 2 б. – условно готов

1,9 - 1,6 б. – не готов

   

 

Приложение 2

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка_______________________________

Дата рождения_____________________________________

Возраст при поступлении ____________________

Дата поступления

Дни наблюдений

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Адаптационные данные:

                 

Настроение

                 

Аппетит

                 

Завтрак

                 

Обед

                 

Полдник

                 

Сон: засыпание, длительность

                 

Активность: в игре, в речи

                 

Взаимоотношения с детьми

                 

Взаимоотношения со взрослыми

                 

 

Условные обозначения: положительно + ; неустойчиво + –; отрицательно – ; болел – б; дома – д.

Приложение 3

Вопросы к родителям адаптационного периода у детей, начавших посещать детский сад.

Подготовленность к детскому саду. Прогноз и анализ периода адаптации (после первых дней-недель в детском саду)

Информация о работе Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ