Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 07:58, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике. 2. Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ 3. Доказать воздействие занятий рисованием на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса
Содержание работы
Введение Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ 1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста 1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ 1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ 1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ 1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста 1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ 2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента 2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ 2.3 Заключительное исследование Заключение Список использованных источников Приложения
Для каждого здорового ребенка
в первые три года жизни характерна высокая
степень ориентировочных реакций на все
окружающее. Эта возрастная особенность
стимулирует так называемые сенсомоторные
потребности. Исследователями доказано,
что если дети ограничены в получении
информации и переработке ее в соответствии
с возрастными возможностями, темп их
развития более замедленный. Поэтому важно,
чтобы жизнь малышей была разнообразной,
богатой впечатлениями. Важным средством
сенсорного и общего развития малыша являются
наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных
условиях может познакомиться со свойствами
предметов, их формой, величиной, цветом.
Однако определять эти действия самостоятельно
малыш еще не может. Поэтому его надо учить
выделять свойства предметов окружающей
обстановки.
Интерес к окружающему в раннем
детстве является непроизвольным и в значительной
степени обусловлен социально. Взрослый
является посредником между ребенком
и его деятельностью. Заставить малыша
смотреть или слушать невозможно, однако
заинтересовать его можно многим, поэтому
в обучении детей раннего возраста особую
роль играют положительные эмоции. Часто,
еще не понимая смысла обращенной к нему
речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию,
эмоциональный настрой, легко их улавливают
и заражаются таким же настроением. В этом
и простота, и сложность воспитания детей
раннего возраста.
Новым в развитии деятельности
ребенка третьего года жизни является
то, что он, прежде чем начать действовать,
заранее определяет цель: «Я буду строить
дом», «Я буду лечить куклу». Таким образом,
появляются элементы планирования.
В данном возрасте ребенок любит
заниматься со строительным материалом.
Он самостоятельно может выполнять уже
довольно сложные постройки, например
гараж, дорогу к нему, забор, и играть с
ними. Малыш начинает овладевать совершенно
новым видом деятельности — рисованием,
лепкой. Ребенок понимает, что при помощи
карандаша, пластилина можно что-то изобразить,
и к концу третьего года рисует дорожки,
дождик, шарики; лепит палочки, колечки,
лепешки.
В процессе деятельности у ребенка
рано начинает складываться определенное
отношение к окружающим его людям, явлениям,
а в соответствии с этим — и различное
поведение. В одних условиях ребенок ласково
и внимательно относится к близким, чувствует
их настроение. Если мать или отец чем-то
расстроены или у них что-либо болит, ребенок
подходит к ним, гладит с выражением сочувствия,
заглядывает в глаза, проявляет стремление
оказать помощь. Однако уже возможны и
противоположные (отрицательные) отношения:
малыш замахивается рукой на родителей,
не хочет делать то, о чем его просят. Различно
и поведение детей. Одни умеют сдерживать
свои желания, спокойно ждать, пока взрослый
чем-то занят, способны настойчиво преодолевать
трудности, стремясь закончить дело. Другие,
наоборот, нетерпеливо кричат, требуя
немедленного выполнения своих желаний,
беспомощно плачут при самом незначительном
затруднении. Все положительные формы
поведения уже вполне доступны детям этого
возраста, и их надо формировать.
На третьем году жизни ребенка
происходит существенный перелом в его
отношениях с окружающим, обусловленный
ростом возможностей малыша и осознанием
себя как самостоятельного существа. Дети
пытаются действовать, как взрослые, но
нуждаются в оценках, которые старшие
дают их деятельности, поступкам; внимательно
слушают объяснения и сами начинают часто
обращаться к взрослым с вопросами (что
это? как? зачем? где?). Ребенок получает
новые впечатления, что является необходимым
условием его психического развития.
Речь детей под направляющим
руководством взрослых быстро совершенствуется.
С ее развитием становится точнее и осмысленнее
восприятие ребенком предметов, явлений.
Дети пытаются найти сходство между предметами,
сравнивают их, устанавливают между ними
простейшие связи. Ребенок начинает делать
первые самостоятельные выводы. Но так
как опыт детей еще очень ограничен, а
знания недостаточны, то, делая обобщения,
они нередко ориентируются на случайные
признаки.
На протяжении всего раннего
возраста (до трех лет) в общении ребенка
со взрослым, как отмечает Е.О. Смирнова,
что остается главной ситуативно-деловая
форма общения. Для нее характерны потребность
в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные
средства общения [33, 14].
Значение этой формы общения
для психического развития ребенка она
видит в следующем.
В таком общении ребенок овладевает предметными
действиями, учится пользоваться бытовыми
предметами - ложкой, расческой, горшком,
играть с игрушками, одеваться, умываться
и т.д.
Здесь начинают проявляться активность
и самостоятельность ребенка. Манипулируя
предметами, он впервые чувствует себя
независимым от взрослого и свободным
в своих действиях. Он становится субъектом
своей деятельности и самостоятельным
партнером по общению.
В ситуативно-деловом общении со взрослым
появляются первые слова ребенка. Ведь
для того, чтобы попросить у взрослого
нужный предмет, ребенку необходимо назвать
его, т.е. произнести слово. Причем эту
задачу - сказать то или иное слово - опять
же ставит перед ребенком только взрослый.
Сам ребенок, без побуждения и поддержки
взрослого, говорить никогда не начнет.
Дети начинают активно рассказывать окружающим
о том, куда ходили, что видели, используя
различные части речи, простые и распространенные
предложения.
Развитие речи делает возможным
следующий этап в развитии общения ребенка
со взрослым, который существенно отличается
от двух предыдущих. Две первые формы общения
были ситуативными, потому что основное
их содержание непосредственно присутствовало
в конкретной ситуации. И хорошее отношение
взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых
жестах (ситуативно-личностное общение),
и предметы в руках взрослого, которые
можно увидеть, потрогать, рассмотреть
(ситуативно-деловое общение), находились
рядом с ребенком, перед его глазами.
Очевидно, что появление внеситуативного
общения существенно раздвигает горизонты
жизненного мира дошкольника.
Внеситуативное общение становится
возможным только благодаря тому, что
ребенок овладевает активной речью. Ведь
речь – это единственное и универсальное
средство, позволяющее человеку создать
устойчивые образы и представления о предметах,
отсутствующих в данный момент перед глазами,
и действовать с этими образами и представлениями,
которых нет в данной ситуации взаимодействия.
Такое общение, содержание которого выходит
за пределы воспринимаемой ситуации, называется
внеситуативным.
В формировании эмоциональной
сферы детей раннего возраста (1-3 года)
можно выделить следующие особенности
[11, 91]:
• отсутствие эмпатии, сопереживания;
• характерные эмоциональные
реакции связаны с непосредственными
желаниями;
• эмоциональность обусловлена
конкретной ситуацией: может ли получить
предмет, успешно ли действует с игрушкой,
помогает ли ему взрослый;
• отсутствует соподчинение
мотивов;
• ребенок не в состоянии принять
решение, сделать выбор;
• присутствует эгоцентризм;
• зарождается самосознание
(узнавание себя в зеркале, называние себя
по имени, переживание кризиса 3-х лет «Я
сам», употребление в речи местоимения
«Я»);
• появляется первичная самооценка
«Я хороший», как правило, в этом возрасте
она максимально завышена;
• восприятие аффективно окрашено;
• включаясь в действие, ребенок
не предвидит последствий и не переживает
по поводу поступка и его последствий;
• важна оценка взрослого (похвала
— отрицание);
• реакция на оценку взрослого,
аффект — последнее звено в цепочке реакций.
У детей-дошкольников чувства
господствуют над всеми сторонами жизни
ребенка, придавая им окраску и выразительность.
Для детей раннего возраста (1-3 года) характерны
яркие эмоциональные реакции, связанные
с желаниями ребенка. Но реакции малыша
импульсивны, эмоции он выражает непосредственно
здесь и сейчас и реагирует на то, что непосредственно
воспринимает. Он может остро переживать
падение с горки, но уже через несколько
минут успокоиться и залезать снова на
горку. Он не способен огорчаться из-за
того, что в будущем его ожидают неприятности,
и его невозможно обрадовать тем, что через
5 дней ему что-то подарят. Маленький ребенок,
не умеющий управлять своими переживаниями,
почти всегда оказывается во власти у
захватившего его чувства. Внешнее выражение
чувств у ребенка носит более бурный и
непроизвольный характер, чем у взрослого.
Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают
и столь же быстро гаснут. Эмоции, которые
ребенок испытывает, легко прочитываются
на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
В конце периода раннего детства,
при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются
аффективные реакции на трудности, с которыми
сталкивается ребенок. Он пытается что-то
сделать самостоятельно, это у него не
получается, в нужный момент рядом не оказывается
взрослого — некому прийти на помощь.
В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная
вспышка. Например, ребенок не может открыть
дверь в комнату и начинает бить по ней
руками и ногами, что-то вскрикивая. Причиной
гнева или плача может быть и отсутствие
внимания к ребенку со стороны взрослых,
занятых своими делами именно в то время,
когда ребенок изо всех сил старается
завладеть их вниманием, ревность к брату
или сестре и т. п. [11, 72].
Такие эмоциональные вспышки
скорее угасают тогда, когда взрослые
достаточно спокойно на них реагируют,
а по возможности вообще их игнорируют.
Если же родители сразу же бегут успокаивать
маленького капризу, т.е. внимание взрослых
действует как положительное подкрепление:
ребенок быстро замечает, что общение
с родителями следует за его слезами или
злостью, и начинает капризничать чаще.
Кроме того, ребенка раннего возраста
легко отвлечь. Если он действительно
расстроен, взрослому достаточно показать
ему любимую или новую игрушку либо организовать
совместную деятельность — и ребенок,
у которого одно желание сменяется другим,
мгновенно переключается и с удовольствием
занимается новым делом.
Таким образом, можно выделить
некоторые наиболее важные особенности
детей раннего возраста:
Ведущей деятельностью в раннем возрасте
является предметная деятельность, которая
носит социальный характер;
в раннем возрасте развиты сенсомоторные
потребности;
в этом возрасте складывается определенное
отношение к окружающим его людям, явлениям,
а в соответствии с этим – и различное
поведение;
детям раннего возраста трудно сосредоточиться
на однообразной, непривлекательной для
них деятельности, в то время, как в процессе
игры они достаточно долгое время могут
оставаться внимательными;
поведение ситуативно и почти всегда
складывается из импульсивных поступков;
форма общения со взрослыми преобладает
ситуативно-деловая, но начинает формироваться
внеситуативная.
В этом возрасте ребенок эмоционально
чувствителен, поэтому в обучении детей
раннего возраста особую роль играют положительные
эмоции.
Художественная деятельность
детей младшей группы
В формировании личности ребенка
большое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности:
рисование, лепка, вырезание из бумаги
фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов
и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников
как вид художественной деятельности
должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для
этого все условия: он, прежде всего, должен
обеспечить эмоциональное, образное восприятие
действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать образное
мышление и воображение, учить детей способам
создания изображений, средствам их выразительного
исполнения.
Рисование, лепка, аппликация
– виды изобразительной деятельности,
основное назначение которой – образное
отражение действительности. Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей.
Овладение умением изображать
невозможно без целенаправленного зрительного
восприятия – наблюдения. Для того чтобы
нарисовать, вылепить какой-либо предмет,
надо предварительно хорошо с ним ознакомиться,
запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию
расположение частей.