Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 07:58, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике. 2. Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ 3. Доказать воздействие занятий рисованием на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса
Содержание работы
Введение Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ 1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста 1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ 1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ 1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ 1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста 1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ 2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента 2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ 2.3 Заключительное исследование Заключение Список использованных источников Приложения
Дети 3-5 лет уже в состоянии
распознавать свое внутреннее эмоциональное
состояние, эмоциональное состояние сверстников
и выразить свое отношение к ним. Благодаря
этому эмоции участвуют в формировании
социальных взаимодействий и привязанностей.
Эмоции способствуют социальному и нравственному
развитию. Эмоции являются источником
радости и страдания, и жизнь невозможна
без эмоций, без эмоциональных переживаний.
Исследования многих ученых (Т.А. Данилиной,
В.Я. Зедгенидзе, В.А. Кожевниковой) показали,
что для нашего благополучного существования
необходимо, чтобы на мозг действовали
три рода раздражителей: вызывающие положительные
эмоции (35%), вызывающие отрицательные
эмоции (5%), эмоционально нейтральные,
или балластные (60%) [12, 31; 13, 12].
С первых дней жизни ребенок
сталкивается с многообразием окружающего
мира: людьми, предметами, событиями. Родители
не только знакомят малыша со всем тем,
что его окружает, но всегда в той или иной
форме выражают свое отношение к вещам,
явлениям с помощью интонаций, мимики,
жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами
и качествами вещей, маленький ребенок
получает и некоторые эталоны отношений
и человеческих ценностей: одни предметы,
действия, поступки приобретают знак желаемых,
приятных, другие, наоборот — отвергаются.
Так, познавая окружающий мир, ребенок
уже в раннем детстве проявляет выраженное,
субъективное, избирательное отношение
к предметам.
А.И. Баркан так описывает процесс
адаптации ребенка раннего возраста к
детскому саду: «Адаптация малыша к дошкольному
учреждению обычно протекает сложно с
массой негативных сдвигов в детском организме.
Эти сдвиги происходят на всех уровнях,
во всех системах. Родителям обычно видна
лишь надводная часть айсберга, а это поведение
ребенка, которое зачастую приводит в
смятение. Но сдвиги происходят и в организме
и в душе ребенка. В детском коллективе
малыш постоянно, как под током сильного
нервно-психического напряжения, не прекращающегося
ни на минуту. Он на грани стресса или в
полной мере ощущает стресс. Провоцирует
же стресс у ребенка отрыв от матери. Ведь
малыш неразрывно связан с мамой, долгое
время только с помощью мамы ребенок получал
все необходимое для жизни.
И вдруг... мама предала его.
Взяла и «обменяла» на работу. Его любимая,
его неповторимая и самая прекрасная на
свете мама нашла себе какую-то работу
и бросила его на произвол судьбы среди
ужасной новой обстановки и незнакомых
ему ранее детей, которым нету дела до
него. Ребенок не знает, как вести себя
в этой новой для себя обстановке, ведь
здесь все не так, как дома. Но он не знает
этой новой формы поведения и от того страдает,
боясь, что что-то сделает не так. А страх
поддерживает стресс, и образуется порочный
круг, который все-таки в отличие от всех
других кругов имеет точное начало — отрыв
от матери, разлука с матерью, сомнения
в ее любви.» [3, 53].
Социальными психологами и
педагогами (А.И. Баркан [3], Г. Степанова
[34]) были выделены признаки стрессового
состояния малыша. Они могут проявляться:
— в трудностях засыпания и
беспокойном сне;
— в усталости после нагрузки,
которая совсем недавно его не утомляла;
— в беспричинной обидчивости,
плаксивости или, наоборот, повышенной
агрессивности;
— в рассеянности, невнимательности;
— в беспокойстве и непоседливости;
— в отсутствии уверенности
в себе, которая выражается в том, что ребенок
все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально
жмется к ним;
— в проявлении упрямства;
— в том, что он постоянно сосет
соску, палец или жует что-нибудь, слишком
жадно без разбора ест, заглатывая при
этом пищу (иногда, наоборот, отмечается
стойкое нарушение аппетита);
— в боязни контактов, стремлении
к уединению, в отказе участвовать в играх
сверстников (часто ребенок бесцельно
бродит по групповой, не находя себе занятия);
— в игре с половыми органами;
— в подергивании плеч, качании
головой, дрожании рук;
— в снижении массы тела или,
напротив, начинающих проявляться симптомах
ожирения;
— в повышенной тревожности;
— в дневном и ночном недержании
мочи, которых ранее не наблюдалось, и
в некоторых других явлениях.
Итак: разлука — страх — стресс
— срыв адаптации — болезнь... Но все это
обычно свойственно ребенку с тяжелой
или неблагоприятной адаптацией к детсаду.
Очень часто такая адаптация приводит
к неврозам, которые уже вылечить намного
сложнее.
А.И. Баркан нарисовала эмоциональный
портрет ребенка впервые поступившего
в обычный детский сад [3, 5]. В нем преобладают
отрицательные эмоции, хотя, конечно, присутствуют
и положительные.
Отрицательные эмоции Обычно их проявления различны: от еле
уловимых до депрессии, напоминающей собою
плен. Довольно часто дети выражают свои
негативные эмоции палитрой плача: от
хныканья до постоянного рева. Но наиболее
информативен приступообразный плач,
свидетельствующий о том, что, хоть на
время, у малыша все негативные эмоции
внезапно отступают на последний план
в связи с тем, что их оттесняют положительные.
Но, к сожалению, все это лишь на время.
Чаще всего на время ориентировочной реакции,
когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также
и «плач за компанию», которым уже почти
адаптированный к саду Ваш ребенок поддерживает
«новичков», пришедших в группу, и составляет
«плачущий дуэт» или же просто подпевает
в хоре. Обычно дольше всех из отрицательных
эмоций у ребенка держится так называемое
хныканье, которым он стремится выразить
протест при расставании с родителями,
убегающими на работу.
Страх Это обычный спутник отрицательных
эмоций. Навряд ли удастся встретиться
с ребенком, который не испытал его хотя
бы раз, во время адаптации к детсаду. Ведь
малыш, впервые придя в детский коллектив,
во всем лишь видит скрытую угрозу для
своего существования на свете. Поэтому
он многого боится, и страх преследует
его буквально по пятам, гнездится в нем
самом. Малыш боится неизвестной обстановки
и встречи с незнакомыми детьми, малыш
боится новых воспитателей, а главное,
того, что вы забудете о нем, уйдя из сада
на работу.
Гнев Порой на фоне стресса у ребенка
вспыхивает гнев, который прорывается
наружу, написанный буквально на лице.
В такой момент ребенок, готов с яростью
кинутся на обидчика, отстаивая свою правоту.
В период адаптации ребенок
похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним
настолько, что поводом для гнева может
служить все. Поэтому гнев и рождаемая
им агрессия способны разгореться, даже
если нет искры, как будто бы в самом ребенке
заложена пороховая бочка.
Положительные эмоции Они действуют как противовес всем отрицательным
эмоциям и главный выключатель их. Обычно
в первые дни адаптации они не проявляются
совсем или немного выражены в те моменты,
когда на ребенка действует «прелесть
новизны». Чем легче адаптируется ребенок,
тем раньше проявляются положительные
эмоции, возвещающие о завершении у него
адаптационного процесса. Особенно благоприятна
радость. Вообще, улыбка и веселый смех,
пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие
большинство из негативных сдвигов адаптационного
периода.
Одна из проблем, которая решается
в дошкольном учреждении, — проблема адаптации
детей. Как уже говорилось ранее, в период
адаптации у ребенка возникает переделка
ранее сформированных динамических стереотипов
и, помимо иммунной и физиологической
ломки, происходит преодоление психологических
преград. Стресс может вызвать у малыша
защитную реакцию в виде отказа от еды,
сна, общения с окружающими, ухода в себя
и др. Для оптимального осуществления
периода адаптации переход ребенка из
семьи в дошкольное учреждение необходимо
сделать по возможности более плавным.
Эмоциональные проблемы малыша
требуют разрешения в первые же дни его
пребывания в группе. От успешности деятельности
педагога в этом направлении зависит дальнейшая
жизнь ребенка, и не только в детском саду.
Отрицательный опыт адаптации может сыграть
негативную роль и в первом классе школы.
Таким образом создание психологической
атмосферы в детских группах. Является
одной из основных составляющих успешной
адаптации младших дошкольников к детскому
саду.
Психологическая атмосфера
создается прежде всего воспитателем
при соблюдении следующих условий:
Обеспечение чувства уверенности малыша.
Ребенок находиться
максимальное длительное пребывание
около воспитателя.
Включенность родителей в подготовку
и проведение занятий.
Постепенное увеличение времени пребывания
в детском саду.
Эпатичность воспитателя.
Создание благоприятной атмосферы. (развешивание
фото
родителей (виртуальное присутствие
родителей) игрушечные телефонные звонки).
Группа ярко, красочно оформлена.
оспитатель принимает на себя роль посредника,
организатора во всех детских взаимодействиях.
Игра и любое взаимодействие простраивается
на первых шагах воспитателем (он и посредник,
организатор, куратор).
Таким образом, задачей воспитателя
является создание эмоционально-комфортных
условий в группе. Это залог успешности
решения всего комплекса образовательных
задач, формирования эмоциональной сферы
детей и благополучной адаптации детей.
Влияние изобразительной деятельности
на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая
характеристика младшего дошкольного
возраста
Ранний период детства отличается
интенсивностью темпов физического и
психического развития ребенка. Значительные
изменения происходят в развитии центральной
нервной системы ребенка; физиологически
в этот период идет созревание мозговых
структур.
Согласно исследованиям физиологов
функции центральной нервной системы
легко поддаются тренировке именно в период
их естественного формирования. Первые
три года жизни ребенка являются периодом,
наиболее благоприятным для развития
его речи, мышления и познавательной активности.
Самые заметные изменения в психике ребенка
происходят за счет дальнейшего формирования
речи. Исследователи отмечают: «К этому
сроку в основном заканчивается анатомическое
созревание речевых областей мозга, ребенок
овладевает главными грамматическими
формами родного языка, накапливает большой
запас слов. Если же в первые три года речи
малыша не было уделено должного внимания,
то в дальнейшем потребуется масса усилий,
чтобы наверстать упущенное» [5, 5].
На третьем году жизни предметная
деятельность становится ведущей [10, 81].
В тесной связи с развитием предметных
действий идет развитие восприятия ребенка,
так как в процессе действий с предметами
ребенок знакомится не только со способами
их употребления, но и с их свойствами
– формой, величиной, цветом, массой, материалом
и т.п. Переход к более полному и всестороннему
восприятию происходит у ребенка в связи
с овладением предметной деятельностью,
особенно орудийными и соотносящими действиями,
при выполнении которых он вынужден ориентироваться
на разные свойства объектов (величину,
форму, цвет) и приводит их в соответствие
по заданному признаку. Сначала соотнесение
предметов и их свойств происходит практически.
Затем это практическое соотнесение приводит
к появлению соотнесений перцептивного
характера. Начинается развитие перцептивных
действий, а также возникают простые формы
наглядно-действенного мышления, самые
первичные обобщения, непосредственно
связанные с выделением тех или иных внешних
и внутренних признаков предметов [10, 82].
Деятельность ребенка на третьем
году жизни становится сложной и разнообразной;
предметная деятельность (занятия с пирамидами,
матрешками, мозаикой), сюжетные игры (игры
с куклой), наблюдения, рассматривание
картинок, книг, элементы трудовой деятельности
(самостоятельная еда, одевание, уборка
игрушек), игры со строительными материалами,
начала изобразительной деятельности
(лепка и рисование). Все эти виды деятельности
очень важны для умственного развития
малыша.
На протяжении третьего года
ребенок овладевает разнообразными представлениями
и понятиями об окружающем его мире. Малыш
знает свойства и специфическое назначение
многих предметов, находящихся в его повседневном
обиходе: не только различает, но и называет
цвет, форму, размер предметов, ориентируется
в основных пространственных и временных
соотношениях («Самолет летит высоко»;
«Когда будет темно, надо спать»). У него
формируются начальные представления
о количестве (много, мало, больше, меньше,
один). Представления и понятия детей этого
возраста пока еще несовершенны, и поэтому
нередки неправильные заключения.