Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа
Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;
Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы
Анкета «Признаки импульсивности» Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.
Импульсивность - один из признаков гиперактивности.
С помощью анкеты можно определить уровень импульсивности ребенка.
Инструкция родителям: заполните анкету, отвечая "да" или "нет".
1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстрый).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Очень чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят кричит, он тоже кричит на него в ответ
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием
12. Может нагрубить родителям, педагогу.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой.
19. Любит
организовывать и
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Интерпретация: если ответ "да" на 15-20 ответов, это может говорить о высоком уровне импульсивности, 7-14 – о среднем уровне импульсивности, 0-6 – о низком уровне импульсивности.
Бланк: Анкета «Признаки импульсивности» Лаврентьева Г. П., Титаренко Т.М
Ф.И.О. ______________________________
Дата:_____________
Инструкция: заполните
анкету, отвечая "да" или "нет".
1. Всегда находит быстрый ответ, когда
его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный,
но очень быстрый).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят
из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно сделать
быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Очень чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят кричит, он тоже
кричит на него в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым
заданием.
12. Может нагрубить родителям, педагогу.
13. Временами кажется, что он переполнен
энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не
умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто
повышает голос.
18. Легко забывает поручения взрослых,
увлекается игрой
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него
сильнее, чем на других.
Приложение № 2
Коррекционно-развивающая программа «Я и разнообразный мир во круг меня».
Первый блок- « Это Я и мои чувства».
Групповые игры для снижения тревожности.
Цель: Создание положительного эмоционального фона. Помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешними проявлениями; объяснить, что любое чувство значимо; дать каждому ребенку возможность выразить свои эмоции и чувства.
Ход занятия
Занятие 1
Упражнение № 1 «Сбор рукопожатий»
Ведущий дает задание участникам группы – собрать как можно больше рукопожатий у всех присутствующих. По окончании выделяется победитель.
Анализ: Кто сколько собрал? Почему? Чем отличается тот, кто много собрал от остальных?
Упражнение № 2"Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение № 3 «Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
"Представьте
себе, что наш парусник плывет
по волнам, но вдруг он остановился.
Давайте поможем ему и
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение №4"Подарок под елкой"
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
"Представьте
себе, что скоро новогодний праздник.
Вы целый год мечтали о
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
Упражнение №5 «Прощание»
Все встают в круг. Психолог говорит:
- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.
Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг па друга, улыбнитесь, а затем хором произнесите:
Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть-чуть добрее стали,
И дружно поиграли.
Молодцы! А теперь давайте поблагодарим друг друга и скажем:
«Спасибо, друг! (Стоя в кругу, все пожимают руки своих соседей.) Спасибо, наш дружный теплый круг!»
Примечание: упражнение можно проводить под музыкальное сопровождение.
Занятие 2
Упражнение № 6 «Шеренга»
Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга, лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществить как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен (т.е. на 90, 180, 270 градусов и т.д.). Задача участников – после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутым лицом в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута цель.
Упражнение №7 "Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, надавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Упражнение № 8"Дудочка"
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.
Упражнение № 9 "Штанга"
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз».
Упражнение № 10 «Подведение итогов»
Все встают в круг. Психолог говорит:
- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.
Пора прощаться и подводить итоги.
По очереди ответьте на вопросы:
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
- Изменилось ли ваше настроение? Если да, то как?
Молодцы! А теперь давайте поблагодарим друг друга и скажем: «Спасибо и имя участника ».
Занятие 3
Упражнение № 11 «Печатная машинка»
Каждому участнику даются определенные буквы. Затем ведущий произносит слово или фразу, которую группа должна “напечатать”. Печать каждой буквы обозначается хлопком человека, которому она дана. Таким образом: а) тренер хлопает – “нажимает”, б) участник отвечает – “отхлопывает” букву, в) все хлопают – пауза.
Варианты: можно не раздавать буквы, а “печатать” так, что очередную букву “печатает” следующий человек по кругу. Можно вместо обозначения печати хлопком выкладывать написанную букву “рубашкой” вверх на стол (пол).
Упражнение № 12 «Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
«Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»
Упражнение № 13 "Шалтай-болтай"
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай - Болтай".
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".
Упражнение № 14 «Обмен мнениями»
Все встают в круг. Психолог просит детей рассказать о своих чувствах и ощущениях. После чего все держат друг друга за руки, при сильном вдохе поднимают их вверх, а при выдохе опускают руки вниз.
Занятие 4
Упражненияе№15 “Гимнастика с запаздыванием”
Вся группа повторяет за одним из участников обычно гимнастическое упражнение, отстав от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно возрастает.
Упражнение № 16 "Винт"
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
"Ребята,
давайте попробуем
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".
Упражнение № 17 "Насос и мяч"
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.
Занятие 5
Упражнение № 18 «Пальцы»
Участники расселись по кругу. Каждый сжимает пальцы в кулак и, по команде ведущего, “выбрасывает” пальцы. Группа стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими “незаконными” способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.