Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа
Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;
Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы
По окончании задания психолог спрашивает:
- Что вы чувствуете, глядя на аппликацию Царства Любви?
Упражнение 35 « Прощание»
Все встают в круг.
Дети, передавая друг другу мяч, заканчивают фразу: «Я прощаюсь с вами с чувством ... ».
Занятие 9
Материалы: набор карточек разного цвета (для каждого участника); трафареты двух озер (желательно, чтобы один из них был голубого цвета, а другой - синего); лист бумаги и набор фломастеров (для каждого участника).
Упражнение №36 «Рефлексия прошлого занятия»
Все садятся в круг. Дети вспоминают предыдущее занятие и рассказывают, что нового и интересного они на нем узнали.
Упражнение № 37 «Обсуждение «Два озера»»
Психолог, показывая трафареты озер, говорит:
- Есть на свете два озера -
оба глубокие и загадочные. В
одном из них вода всегда
светлая и теплая, в другом - темная
и холодная. Человек может попасть
в любое из них по собственной
воле или по воле
Но часто бывает так: когда практически не остается никакой надежды, появляется лодка. Теперь человек может решить, что делать дальше: сесть в нее и добраться до берега или плыть на ней туда, где мелко, или еще немного поплавать в озере.
Как вы думаете, что же означают эти два озера и спасательная лодка?
В ходе беседы психолог помогает детям сделать вывод: для того, чтобы человек смог справиться со своими чувствами, ему необходимо осознать причину их появления.
Упражнение № 38 «Скульптор и глина»
Психолог делит детей на пары и предлагает одному из участников изображать «скульптора», а другому - «глину». «Скульптор» задумывает, изображение какого чувства он будет лепить, и приступает к работе: сначала «разминает глину» (делает партнеру легкий массаж), а затем придает ей нужную позу и мимику.
По окончании лепки «скульптор» произносит: «Статуя готова!», а его напарник старается угадать чувство, которое он изображает. Если «статуя» произносит название чувства - верно, она отправляется на выставку - залезает на стул, куб и т.д. Остальные участники, ставшие «посетителями выставки», угадывают название скульптуры.
По окончании упражнения психолог спрашивает:
- Какие чувства вы испытывали, когда «лепили скульптуру»?
- Трудно ли быть глиной? Почему?
Примечание: в ходе упражнения следует развивать у детей умение сотрудничать при выполнении совместной работы. В роли «скульптора» должен побывать каждый участник.
Упражнение № 39 «Карусель чувств»
Дети встают в два круга - внешний и внутренний. Психолог говорит:
- Сейчас участники, образующие внутренний круг, закроют глаза. Дети, стоящие во внешнем круге, попробуют с помощью прикосновений передать своим партнерам одно из чувств (нежность, страх, удивление и др.).
Помните: во время упражнения нельзя разговаривать. По моему сигналу дети откроют глаза, попробуют назвать переданные им чувства и перейдут к другому партнеру. После 3-4-х переходов психолог предлагает сесть в круг и рассказать о своих впечатлениях.
Затем детям предлагается обсудить следующие ситуации:
1. Представь, что к тебе впервые пришел в гости какой-то человек. Он очень робеет и стесняется. Помоги ему освоиться: подбодри его, расскажи о себе (кто ты, чем любишь заниматься и т.д.).
2. Один из твоих друзей сделал для тебя что-то приятное и трудновыполнимое. Ты только что об этом узнал. Ч то ты будешь делать? Что ты скажешь своему другу?
3. Однажды ты поссорился со своим лучшим другом.
Каждый из вас очень хочет помириться, но не решается сделать первый шаг. Как ты поступишь? Помиритесь ли вы? Каким образом?
Упражнение № 40 «Рисование «Причин наших чувств»»
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги и наборы фломастеров.
Психолог, показывая трафареты озер, говорит:
- Посмотрите на озера. Это - Светлое озеро, а это Темное озеро. В одном из них людям хочется купаться чаще, чем в другом.
А в каком озере хотелось бы искупаться вам?
Если хорошенько приглядеться, то на дне этих волшебных озер можно увидеть причины наших чувств и настроений: на дне Темного озера можно разглядеть то, что нас расстраивает, а на дне Светлого - то, что радует и приносит нам хорошее настроение. «Войдите» в Темное озеро и приглядитесь к его дну ... «Выходите на берег» и рисуйте то, что вы увидели.
Таким же образом психолог просит детей «достать со дна» Светлого озера причины позитивных чувств и хорошего настроения.
По окончании рисования проводится обсуждение работ, в ходе которого психолог выясняет, насколько каждый ребенок понимает смысл нарисованного.
Упражнение №41 «Прощание»
Все встают в круг и хором произносят:
- Наше путешествие закончилось, я прощаюсь со своим другом!
Психолог предлагает детям попрощаться друг с другом так, как хочется: кивком головы, пожатием рук, объятиями и т.д.
Третий блок - «Что я знаю о себе самом?»
Групповые игры для повышения самооценки ребенка
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, развить у детей взаимопонимание и взаимопомощь. Помочь детям почувствовать, что они не одиноки в своих чувствах и переживаниях. Формирование чувства уверенности
Занятие 11
Упражнение № 42 «Волшебное кольцо»
Участники становятся кругом в группы по 5-10 человек. Затем каждая группа обменивается делегатами. Участники берутся за руки, делегат находится в центре. “Волшебное кольцо” закрыто. Чтобы вернуться в свою группу, делегат должен “уговорить” кого-либо выпустить его.
Анализ: обратить внимание на проблему индивидуального участника.
Упражнение № 43 «Игра "Похвалилки"»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
Упражнение № 44 « Игра "За что меня любит мама"»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.
После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
Упражнение № 45 « Игра "Подари карточку"»
Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.
Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!).
Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины "добычу".
На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.
Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки.
Как правило, при повторном проведении игры "отверженных" детей не остается.
Занятие 12
Упражнение № 46 «Падение спиной»
Группа становится в круг или разбивается на несколько подгрупп по 5-10 человек, парами (один – за спиной у другого). Затем тот, кто стоит впереди, должен упасть на руки того, кто стоит сзади (можно несколько раз). Затем участники в паре меняются местами. Тот, кто “ловил” – “падает” сам.
Анализ: Кто упал сразу? Кто медлил? Кто вообще не падал?
Упражнение № 47 « Игра "Скульптура"»
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение. Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.
Занятие 13
Упражнение № 48 "Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Упражнение № 49 Колечко
Оборудование: на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты, для детей можно использовать что-то яркое, например, заколку. Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, надеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсем тяжело.
Занятие 14
Упражнение №50 «Пятнадцать слов»
Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов, начинающихся на определенную букву, с условием, если пауза между словами составляет более 5 секунд, то участник делает одно приседание. Подразумевается, что участник находится перед своей группой.
Упражнение №51 «Хлопки»
Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.
Упражнение № 52 "Зайки и слоники"
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.