Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………
Можно согласиться с Л.С. Выготским и Де-Греефе в том, что эта повышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Дополняя эксперименты Де-Греефа, Л.С. Выготский отмечает, что повышенная самооценка, которая очень часто встречается у дебилов и имбецилов, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности [11, с. 30]. Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
По мнению Л.С. Выготского, Де-Греефе глубоко не прав, когда пишет, что, поскольку дебил самодоволен, у него не может быть чувства собственной малоценности и возникающей отсюда тенденции к компенсации. Точка зрения Л.С. Выготского противоположна. Он считает, что именно на почве слабости, на почве чувства малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности [11, с. 30].
Неустойчивость самооценки, наблюдающаяся у некоторых умственно отсталых школьников, приводит к тому, что на них оказывает отрицательное влияние оценочная ситуация (ситуация опроса, контроля и т.д.). Этому посвящено специальное исследование Б.И. Пинского [32]. Сравнивая качество выполнения двигательного задания в обычных условиях и в условиях «оценочной ситуации», он обнаружил, что учащиеся массовой школы и взрослые нормальные люди несколько ухудшают качество своей работы (действуют быстрее, но с большим числом ошибок). Исследование умственно отсталых учащихся выявило, что количество ошибок при выполнении ими заданий в условиях оценочной ситуации возрастает, хотя темп работы остается таким же, как и в обычной ситуации. Следовательно, активности, направленной на улучшение работы, они не проявили, а ухудшение работы под влиянием оценочной ситуации все же было.
Экспериментальные данные Б.И. Пинского могут быть истолкованы и в том плане, что зависимость действий от оценочной ситуации у умственно отсталых меньше, чем это наблюдается у учащихся массовой школы. Очевидно, решение этого вопроса возможно лишь при дифференцированном подходе к умственно отсталым младшим школьникам. У некоторых из них обнаруживается пониженная и хрупкая самооценка - эти учащиеся очень зависимы от внешней оценки. У других, более глубоко отсталых, самооценка повышена - такие учащиеся мало реагируют на внешнюю оценку. Следует, наконец, учесть наличие кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть даже у ранимых и низко оценивающих себя учащихся, но привыкших к неудачам и создавшим себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.
Таким образом, самооценка умственно отсталых школьников отличается от самооценки их полноценных сверстников. Эта самооценка может быть, как занижена, так и завышена, что зависит от той окружающей среды, в которой находится умственно отсталый ребёнок и от степени его умственной отсталости. Если больной ребенок случайно попадает в общеобразовательную школу и начиная со школьного возраста постоянно испытывает на себе негативное отношение здоровых одноклассников, то у такого ребенка, как правило, развивается заниженная самооценка. И, наоборот, в окружении любящих родителей, при полной или частичной изоляции от здоровых сверстников, у умственно отсталого ребёнка, как правило, формируется завышенная самооценка.
Поэтому, можно сделать вывод о том, что самооценка умственно отсталого школьника в большей мере зависит от его окружения. И роль педагога специальной школы (а такой ребёнок в обязательном порядке должен обучаться именно в специальной школе) состоит в том, чтобы путём проведения соответствующих мероприятий, развить у умственно отсталого ребёнка адекватную самооценку. Так как не правильная самооценка приводит к формированию у ребёнка многих негативных черт личности, таких как озлобленность, инфантилизм, предрасположенность к депрессии и других. Здесь же следует отметить, что процесс развития и коррекция адекватной самооценки должен затрагивать все стороны воспитательной деятельности, так как уровень самооценки также обуславливается общим психологическим развитием.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
1. Под самооценкой понимают одну из составляющих Я-концепции человека, которая связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, т.е., это аффективная оценка представления человека о самом себе. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.
2. Позитивное самоотношение связано с самоуважением, уверенностью в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться. Решающим значением в становлении личности ребенка, его самооценки и самоотношения является опыт взаимодействия со значимым другим.
3. Под понятием умственная
отсталость объединены
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека
В качестве мотива могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки и ценности. Однако при этом за всеми этими причинами стоят потребности личности во всем их многообразии. Исходя из современных психологических представлений о мотивации (Вилюнас В.К., Ковалев В.И., Кузьмин Е.С., Ломов Б.Ф., Платонов К.К. и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выраженную направленность [2].
Существует деление мотивов, которое в своей основе базируется на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных). Основой для деления мотивов является и принадлежность стимулов, вызывающих потребности, к внешним или внутренним. Деление мотивов на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые связано с установками личности, её нравственностью, направленностью.
Другой подход к выделению и классификации мотивов - по видам активности, проявляемой человеком. Ещё один распространенный подход классификации мотивов - с учётом их временной характеристики: ситуативные и постоянно проявляющиеся, а также кратковременные и устойчивые мотивы. Выделяют мотивы и на основании и структуры: первичные (абстрактные) и вторичные (с наличием конкретной цели) [2, с. 22].
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае она определяется как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих, поведение (Мадсен, Годфруа), в других случаях - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в- третьих - как побуждение, вызывающее активность организма, и определяющая её направленность.
Кроме того, мотивация
рассматривается как процесс
психической регуляции
Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.
Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрениями, убеждениями, направленностью личности и т.д. С учётом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс.
За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом - столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой.
Подчеркнем: если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний - истоки, первопричина конфликтов, то «тяжелый характер», плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения - их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы.
Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколько он будет длительным и резким по форме [23, с. 35].
Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру [23, с. 36]:
1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив;
2) осознание мотива
ступенчато: вначале осознается, в
чем причина эмоционального
3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения человека.
Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается. Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне»: А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.
Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная у разных людей. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества.
Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эталоны, установки «доброго - злого», «красивого - безобразного», «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства [4, с. 114].
Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди - эгоисты, все учителя - формалисты, все торговые работники - нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным.
Фрустрационные состояния, возникающие в результате фpyстраций, могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным (регрессивная фрустрация, самообвинение).
Фрустрированность человека - степень выраженности его фрустрационного состояния - выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях [4, с. 115].
Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели:
1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;
2) потери и лишения,
которые исправить невозможно (например,
сгорел дом, умер любимый
3) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями, которые не позволяют ему принять решение и достичь цели).