Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………
Таким образом, из таблицы видно, что у детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования наблюдаются следующие ведущие мотивации:
Полученные результаты исследования по методике МД - решетка Х.Д. Шмальта в экспериментальной группе детей представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Количественное соотношение по шкалам методики МД-решетка Х.Д. Шмальта в экспериментальной группе детей на констатирующем этапе исследования
НУ |
БН1 |
БН2 |
Станайны ведущей мотивации |
Уровень | |||
Завышенный уровень самооценки | |||||||
1 |
6 |
8 |
66 |
||||
2 |
9 |
10 |
68 |
| |||
3 |
14 |
11 |
71 |
| |||
4 |
19 |
12 |
70 |
| |||
5 |
16 |
10 |
72 |
| |||
6 |
8 |
10 |
69 |
| |||
7 |
10 |
9 |
97 |
| |||
8 |
12 |
9 |
65 |
| |||
9 |
11 |
8 |
70 |
| |||
10 |
8 |
11 |
72 |
| |||
11 |
9 |
7 |
73 |
| |||
12 |
9 |
9 |
70 |
| |||
13 |
15 |
10 |
68 |
| |||
14 |
19 |
11 |
66 |
| |||
Ср. балл |
11,8 |
1 |
низкий | ||||
9,6 |
3 |
низкий | |||||
| 71,2 |
9 |
высокий | ||||
Адекватный уровень самооценки | |||||||
15 |
52 |
5 |
6 |
||||
16 |
56 |
6 |
15 |
| |||
17 |
51 |
11 |
12 |
| |||
18 |
49 |
9 |
8 |
| |||
19 |
55 |
8 |
11 |
| |||
20 |
56 |
6 |
10 |
| |||
Ср. балл |
53,2 |
5 |
средний | ||||
| 7,5 |
2 |
низкий | ||||
| 10,3 |
1 |
низкий | ||||
Заниженный уровень самооценки | |||||||
21 |
21 |
4 |
41 |
| |||
22 |
25 |
4 |
45 |
| |||
23 |
22 |
7 |
44 |
| |||
24 |
26 |
5 |
43 |
| |||
25 |
27 |
6 |
42 |
| |||
26 |
30 |
8 |
42 |
| |||
27 |
29 |
7 |
42 |
| |||
28 |
28 |
5 |
41 |
| |||
29 |
27 |
4 |
45 |
| |||
30 |
25 |
6 |
43 |
| |||
Ср. балл |
26 |
2 |
низкий | ||||
| 5,6 |
2 |
низкий | ||||
| 42,8 |
5 |
средний |
Таким образом, из таблицы
видно, что у детей экспериментальной
Полученные результаты диагностического исследования представлены в сводной таблице 5.
Таблица 5 - Сводные показатели по уровню самооценки и мотивации достижения успеха и неудач в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования
Уровень самооценки |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||
| Ведущий вид мотивации |
балл |
% соотн. детей в группе |
Ведущий вид мотивации |
балл |
% соотн. детей в группе |
Завышенный |
НУ |
44,8 |
26,7% |
БН2 |
71,2 |
46,7% |
Адекватный |
НУ |
80 |
56,7% |
НУ |
53,2 |
20% |
Заниженный |
БН1 |
44,2 |
16,6% |
БН2 |
42,8 |
33,3% |
Таким образом, можно констатировать, что у детей с нормой психического развития преобладает адекватная самооценка и ведущая мотивация НУ (мотивация успеха). У детей с заниженным уровнем самооценки наблюдается мотивация по типу БН1 (избегание неудач), которая характеризует свойство детей списывать свои неудачи на недостаточное приложение собственных усилий.
У детей с умственной отсталостью наблюдается преимущественно завышенный и заниженный уровни самооценки и ведущий тип мотивации БН2 (избегание неудач), которая характеризует высокую зависимость детей и страх перед внешней оценкой.
С целью проверки выдвинутой нами в работе гипотезы, нами была разработана и осуществлена психокоррекционная программа по формированию адекватной самооценки посредством создания ситуации успеха.
3.2 Формирование адекватной
самооценки посредством
В соответствии с полученными результатами экспериментального исследования нами была разработана система психокоррекционных занятий по формированию адекватной самооценки посредством создания ситуации
успеха, для использования во внеурочное время с детьми с умственной отсталостью.
Психокоррекционная работа проводилась в течение 1,5 месяца, 1 раз в неделю, по 1 часу. Экспериментальная группа была расформирована на 3 подгруппы по 10 человек.
Задачи коррекционных мероприятий:
1. Установление контакта с ребенком, активизация интереса к совместной деятельности (с учителем, психологом, сверстниками).
3. Обучение детей приемам самоконтроля, умению анализировать собственные эмоции, регулировать их проявления.
Желаемыми (планируемыми) результатами психокоррекционной работы, исходя из поставленных задач, были определены:
Критериями являются:
1. Участие в коррекционных
мероприятиях, доверительные отношения
с
психологом, высокая работоспособность,
проявление творчества.
Добиться эффективности и желаемых результатов коррекционной работы не просто, для этого необходимо соблюдение всех нижеперечисленных условий:
- целенаправленность и систематичность
проведения коррекционных
занятий с детьми;
- доброжелательность
и терпение со стороны
- учитывая индивидуальные особенности ребенка, не допускать его переутомления, навязывания коррекционных заданий, авторитарности, грубости и бестактности по отношению к ребенку;
- анализировать результаты
коррекционной работы с детьми.
Мероприятия по развитию
адекватной самооценки умственно отсталых
учащихся носили групповой характер, но при этом учитывались и индивидуальные особенности младших школьников с умственной отсталостью. Процесс развития адекватной самооценки должен охватывать все стороны жизнедеятельности учащихся. Главная роль в развитии адекватной самооценки умственно отсталых детей должна отводиться игровым приемам. Необходимо понимать, что единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед психологом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией своей деятельности явилась разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой психокоррекционной программы).
Выбираемые для
Использование столь свойственных этим играм элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность учащихся, способствует обеспечению осознанного восприятия материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность и самодеятельность.
Большие психолого-педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под педагогической позицией понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и другое. Например, «помочь» учителю или однокласснику, который совершает преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от того, что делится своими знаниями и умениями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.
Психолого-педагогический
эффект игровых форм заключается
в моделировании жизненных
Решающее влияние на развитие самооценки оказывают два фактора: 1) отношение окружающих; 2) осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
На своих занятиях мы учили умственно отсталых школьников видеть и понимать себя, координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить учащихся в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Важно также помочь учащимся проявить себя - осуществить свои возможности в той области, в которой у них наметились особые успехи. Это поможет им заслужить уважение учителя, товарищей. Важно развивать в коллективе учащихся атмосферу взаимного уважения и признания. Это является важнейшим фактором развития личности. Какими бы различными ни были ученики, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.
Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников -с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения. Необходимо в процессе повседневной учебной и иной деятельности давать учащимся задание осуществлять самооценку, высказывая свои мысли вслух. Например, после завершения какой-либо работы, мы проводили беседу с учеником, в процессе которой рассматривали как положительные результаты, так и отрицательные. Ученик должен понять, что в любой деятельности есть место для совершенствования и дальнейшего развития. Это поможет ему адекватно оценивать себя в дальнейшем, не останавливаться на достигнутом, а стремиться к более высоким результатам.