Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………
Такая самооценка обращена в прошлое и является ретроспективной.
Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.
У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика необходимо постоянно оценивать. Цель этих оценок -постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.
Описание занятий
3.3 Анализ экспериментального исследования
С целью проследить динамику изменения уровня самооценки и ведущей мотивации у детей с умственной отсталостью после проведения психокоррекционной работы, нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на первом этапе исследования в контрольной и экспериментальной группах детей.
Полученные результаты исследования по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки в экспериментальной группе детей на контрольном этапе исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Соотношение показателей по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки у детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Балл |
Уровень самооценки |
Испытуемая 1 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 2 |
3 |
заниженный |
Испытуемая 3 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 4 |
5 |
адекватный |
Испытуемый 5 |
9 |
завышенный |
Испытуемый 6 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 7 |
8 |
завышенный |
Испытуемая 8 |
5 |
адекватный |
Испытуемый 9 |
6 |
адекватный |
Испытуемая 10 |
5 |
адекватный |
Испытуемый 11 |
8 |
завышенный |
Испытуемая 12 |
7 |
адекватный |
Испытуемая 13 |
3 |
заниженный |
Испытуемая 14 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 15 |
6 |
адекватный |
Испытуемая 16 |
9 |
завышенный |
Испытуемая 17 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 18 |
4 |
адекватный |
Испытуемая 19 |
9 |
завышенный |
Испытуемый 20 |
2 |
заниженный |
Испытуемая 21 |
4 |
адекватный |
Испытуемая 22 |
6 |
адекватный |
Испытуемая 23 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 24 |
4 |
адекватный |
Испытуемая 25 |
4 |
адекватный |
Испытуемый 26 |
7 |
адекватный |
Испытуемая 27 |
4 |
адекватный |
Испытуемый 28 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 29 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 30 |
8 |
завышенный |
Из таблицы видно, что
у детей экспериментальной
Таким образом, в экспериментальной группе детей на контрольном этапе исследования изменились показатели по уровню самооценки: снизилось количество детей с завышенным и заниженным уровнями самооценки.
Полученные результаты исследования на контрольном этапе в контрольной группе детей не выявили существенных изменений по сравнению с констатирующим этапом исследования.
Полученные результаты диагностики самооценки у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2 Соотношение уровней самооценки у детей экспериментальной группы на разных этапах исследования (в %)
Полученные результаты исследования по методике МД - решетка Х.Д. Шмальта в экспериментальной группе детей представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Количественное соотношение по шкалам методики МД-решетка Х.Д. Шмальта в экспериментальной группе детей на контрольном этапе исследования
НУ |
БН1 |
БН2 |
Станайны ведущей мотивации |
Уровень | |
Завышенный уровень самооценки | |||||
1 |
11 |
15 |
27 |
||
2 |
15 |
20 |
26 |
| |
3 |
18 |
13 |
29 |
| |
4 |
19 |
10 |
30 |
| |
5 |
4 |
15 |
32 |
| |
6 |
6 |
16 |
31 |
| |
7 |
8 |
18 |
30 |
| |
8 |
14 |
18 |
28 |
| |
9 |
18 |
19 |
29 |
| |
10 |
12 |
14 |
27 |
| |
Ср. балл |
12,5 |
1 |
низкий | ||
| 15,8 |
4 |
средний | ||
| 28,9 |
3 |
низкий | ||
Адекватный уровень самооценки | |||||
11 |
59 |
5 |
2 |
||
12 |
62 |
11 |
7 |
| |
13 |
61 |
7 |
8 |
| |
14 |
57 |
8 |
4 |
| |
15 |
62 |
5 |
5 |
| |
16 |
65 |
6 |
6 |
| |
17 |
60 |
6 |
4 |
| |
18 |
59 |
10 |
9 |
| |
19 |
54 |
9 |
10 |
| |
20 |
61 |
5 |
8 |
| |
21 |
62 |
6 |
6 |
| |
22 |
58 |
9 |
7 |
| |
23 |
60 |
11 |
5 |
| |
Ср. балл |
60 |
11 |
5 |
6 |
средний |
| 7,5 |
2 |
низкий | ||
| 6,2 |
1 |
низкий | ||
Заниженный уровень самооценки | |||||
24 |
26 |
15 |
28 |
||
25 |
22 |
16 |
30 |
| |
26 |
24 |
13 |
29 |
| |
27 |
21 |
18 |
24 |
| |
28 |
20 |
14 |
29 |
| |
29 |
23 |
19 |
31 |
| |
30 |
26 |
14 |
30 |
| |
Ср. балл |
23,1 |
2 |
Низкий | ||
| 15,6 |
4 |
средний | ||
28,7 |
3 |
низкий |
Таким образом, из таблицы
видно, что у детей экспериментальной