Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа
Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.
Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.
Итогом развития
ребенка в дошкольном возрасте
является возникновение
тяготится своим положением дошкольника. Игра теряет свое ведущее положение. Все эти факты свидетельствуют о том, что ребенок переживает кризис семи лет.
1.2. Развитие общения у детей
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).
Исследования М.И.
Лисиной[16] и других показывают, что
характер общения ребёнка с
взрослыми и сверстниками
С самого раннего
возраста ребенок включается
в систему взаимосвязей с
Основными средствами
общения людей являются речь,
жесты, мимика, пантомимика (позы).
Ещё не владея разговорной
речью, ребенок точно
Возникновение потребности общения ребёнка в семье - важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни малыша – завершение подготовки к вступлению в общение. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
После первого года
жизни периоды
От года до трёх
лет деятельность ребёнка со
стороны взаимоотношений с
В исследованиях, выполненных под руководством Лисиной[8], показан генезис общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Оказалось, что:
• дети от одного
года до полутора лет
• дети от полутора до двух лет начинают обращать внимание на сверстников и совершать по отношению к ним субъективные действия, обращаются к ним с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Отмечаются многочисленные случаи подражания детей друг другу. Появляется чувствительность ребенка к тому, как к нему относится сверстник;
• на протяжении третьего и четвертого года сверстник остается для ребенка прежде всего участником совместной предметной деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются невидимыми для партнера;
• в четыре-пять лет сверстник рассматривается как равное существо, с которым можно себя сравнивать;
• к пяти — семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
Как было показано в исследованиях М.И. Лисиной[8], в дошкольном возрасте возникает новая форма общения ребенка со взрослым — внеситуативно-личностное общение, в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей. Ребенок интересуется человеческими отношениями, качествами и свойствами людей, их возможностями, и возможностями самого себя; взрослый интересует ребенка сам по себе, как индивидуальность, имеющий собственное независимое существование. Ребенок обращается ко взрослому за оценкой собственных качеств и достижений, он стремится быть замеченным и заслужить уважение взрослого, и особенно ценит положительные отношения со взрослыми. Ребенок познает человека как представителя общества, осваивает взаимоотношения в социальном мире. ребенок задает взрослому вопросы об окружающем мире, умеет разговаривать со взрослыми на темы, не относящиеся к конкретной наличной ситуации, в которой находится ребенок, а касающиеся окружающего мира и законов его существования, взрослый выступает для ребенка как знаток и эрудит, который может сообщить необходимую информацию .Развитие этой формы общения связано с развитием игры.
В дошкольном возрасте помимо общения со взрослыми дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками, что в психологии обозначается как «сверстничество», «товарищество», «ровесничество», а в теории Ж. Пиаже называется «кооперацией», основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными.
У детей дошкольного возраста обнаруживается стойкий интерес к другим детям и совместной игре с ними. Общение дошкольника со сверстниками как общение в равным себе человеком отличается от общения со взрослыми по следующим показателям: большее разнообразие коммуникативных действий, новые функции общения со сверстниками (функции оценки действий другого, навязывание образцов действий, сравнение с самим собой, контроль над действиями партнера); яркая эмоциональная насыщенность общения со сверстниками, нестандартность и нерегламентированность контактов детей со сверстниками, преобладание инициативных действий в адрес сверстника над ответными действиями. Речь детей в общении со сверстниками более развернутая, богатая по лексическому и грамматическому составу.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
Потребность в общении со сверстниками. Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, называемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит в « дошкольника» в потребность общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок, который возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».
Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений.
«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей,— пишет А. П. Усова,— является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже на ранних ступенях общественного развития детей» . [16, с.38.]
«Здесь,— продолжает
А. П. Усова,— ребенок
Исключительно важно теперь выяснить, что представляет собой это «детское общество» на разных возрастных этапах, какова его социально-психологическая структура, какова динамика его развития, как осознают и как переживают сами дети свои взаимоотношения со сверстниками, каково место и роль взрослых в «детском обществе», как влияют на его развитие различные виды деятельности ребят и т. д. ("Только после изучения теоретических вопросов, связанных с жизнью детской группы, можно рассчитывать на создание методики руководства взаимоотношениями, которые теперь не только стихийно возникают, что, конечно, неизбежно, но и в значительной мере стихийно развиваются, а это уже ведет к явным потерям в воспитательной работе.
В условиях детское общество ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, становления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.
Влияние группы сверстников
на развитие личности ребенка
заключается прежде всего в том, что именно
в условиях общения со сверстниками ребенок
постоянно сталкивается с необходимостью
применять на практике усваиваемые нормы
поведения по отношению к другим людям,
приспосабливать эти нормы и правила к
разнообразным конкретным ситуациям.
В совместной деятельности детей непрерывно
возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления
доброжелательного отношения к сверстникам,
умения отказаться от личных желаний ради
достижения конкретной цели. В этих ситуациях
дети далеко не всегда находят
Наблюдения, проведенные Я. Л. Коломинским,[7] показывают, что нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у детей гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат». В дошкольной группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатели нередко считают ядром группы, поддерживают их и опираются на них в воспитательной работе. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех, кто не входит в ядро, развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад. Иногда они просят дома какую-нибудь игрушку, конфеты и т. д. для того, чтобы преподнести подарок кому-либо из ядра группы и тем самым обеспечить себе расположение этого маленького деспота.
Наблюдения показывают,
что подобного рода
На большую сложность отношений в дошкольной группе и трудности, связанные с их изучением, указывает и Е. И. Кульчицкая: часто система сложных взаимоотношений между детьми исчезает из-под контроля воспитателя, так как она не может быть обнаружена путем простого внешнего наблюдения и требует значительно более сложных методов и приемов обнаружения.
Развитие и углубление
потребности в общении ярко
проявляется у дошкольников и
в том, что с каждым годом
отношения между ними
Это же далеко не полный анализ ситуаций, складывающихся в процессе общения между детьми в группе, показывает, что взаимоотношения между дошкольниками представляют собой актуальную психолого-педагогическую проблему. Чтобы ее разрешить, необходимо, как нам кажется, базироваться на следующих принципиальных положениях.
Во-первых, взаимоотношения между детьми в группе следует рассматривать как целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Необходимо изучать отношения каждого члена группы ко всем остальным и всех членов группы к каждому. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар или игровых группировок. Ведь в дружеские пары обычно входит небольшая часть группы. Кроме того, отношения детей, которые дружат друг с другом, нуждаются в дальнейшем исследовании, так как нередко между ними складываются далеко не гуманистические отношения. Необходимо, далее, изучить, какое место занимают дружеские пары в общей системе отношений, существующих в группе.
Игровые группировки также не охватывают всех детей. Часто именно замкнутый, робкий ребенок оказывается вне подобной группировки, отношения внутри которой зачастую складываются не только и, может быть, не столько в самой игре, сколько в процессе повседневной разнообразной деятельности дошкольников.