Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа
Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.
Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.
На основании данных, представленных в таблице 1 мы видим, что в группе 1 ребенок-«ЗВЕЗДА»(5%). По мнению воспитателя и родителей, он испытывает высокий уровень эмоционального благополучия. Ребенок с радостью и удовольствием идет в детский сад, ощущает себя достойным человеком, чувствует свою значимость для взрослых.
Популярные дети(10%)-
Ребенок, который по
данным социометрии является
отверженным, относится к
40% детей, занимающие
средний (нормальный) социометрический
статус в группе детского сада,
по мнению воспитателя и
родителей, относится к
Уровень эмоционального благополучия детей в группе детского сада (по мнению воспитателя и родителей) отражен на рисунке 6 и 7.
Выводы
Проанализировав эмпирические
данные можно выделить
Во-первых, данные социометрии
говорят о том, что 75%детей
группы занимают средний (
При аргументации своего выбора дошкольники на 1-ое место ставят личностные качества (75%), на 2-ом месте – умение играть(15%). Выборы в основном однополые, что является нормальным для детей 5-7 лет.
На основе выделенных
показателей мы и, определили
что тип психологического
Во-вторых, анализ результатов, полученных при проведении анкетирования
педагога группы позволяет
сделать вывод о том, что воспитатель
уверен: каждый ребенок в группе
детского сада испытывает эмоциональное
благополучие и, в целом, в группе
царит положительный
В-третьих, полученные данные анкетирования родителей свидетельствуют о том, что родители уверены: их дети в группе детского сада испытывают эмоциональное благополучие.
Следует отметить
тот факт, что в целом мнения
родителей и воспитателя
Сравнительная характеристика
результатов, полученных при
40% детей занимающих
средний социометрический
Ребенок, который по
данным социометрии является
отверженным, относится к
Заключение
Различные аспекты
взаимоотношений детей в
Социально-психологические исследования показали, что детское общество, возрастная группа детского сада представляют собой не аморфное объединение, а социально-психологическую структуру, динамика развития которой идет по своим законам. Относительно устойчивые связи и отношения в группе детского сада складываются не случайно, стихийно, а обусловлены соответствующими причинами. Каждый ребенок в группе занимает определенное положение. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Исследования психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным (при определенных условиях). Оно может меняться под влиянием многих факторов.
Положение ребенка в группе тесно связано с формированием качеств личности детей, но этот процесс происходит не автоматически. Основной путь улучшения положения ребенка в группе сверстников - это выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника в детском коллективе - это положительная эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и агрессивность.
Специфика дошкольной группы в том, что ее члены находятся под все еще большим влиянием воспитателя. В рамках группы старших дошкольников это, безусловно, сказывается на таком моменте, как слияние таких социометрических статусов, как «звезда» и «лидер».
В любой малой группе, в том числе и в дошкольной, существует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
У детей с
разным социометрическим
В начале нашего
исследования была поставлена
гипотеза о том, что уровень
эмоционального благополучия
Для подтверждения
сформулированной гипотезы мы
провели эмпирическое
Таким образом, эмпирические данные свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась частично.
Список использованных литературных источников
1 Битянова М.Р.Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО –Пресс, 2001-576 с(Серия «Кафедра психологии»)
2 Бодалев А.А. Личность и общение : Избранные труды.- М.:Педагогика,1983-272 с.
3 Велиева В. «Диагностика психологических состояний детей дошкольного возраста»: Учебно-метод. Пособие СПб Речь, 2005, 240 с.
4 Валитова И.Е. Детская психология: учеб.- метод. Пособие для студ., обучающихся по специальностям «Психология» и «Соц. Работа» / И.Е.Валитова, Е.А. Бирюкевич ; Брест. гос.ун-т им. А.С. Пушкина.- Брест: Изд-во БрГУ,2007.-72 с.
5 Детская психология: Учеб. Пособие/,
Я.Л.Коломинский ,Е. А. Панько, А.Н. Белоус
и др.;под ред. Я.Л.Коломинского, Е. А. Панько
.-Мн.:Университетское,1988.-
6 Кобазева Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка //Психолог в детском саду.-2003, № 3
7 Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива:система личных взаимоотношений.-Мн.:Нар. асвета, 1984.-239 с.
8 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.-М.,1986
9 Лысюк Л.Г.Учебно-исследовательская работа студентов: методтка выполнения курсовой работы по психологии: учеб.- метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей ун-та \ [ Л.Г. Лысюк, Е.А. Бирюкевич
И.Е.Валитова, Д.Э. Синюк и др] ; Брест. гос.ун-т им. А.С. Пушкина.- Брест: Изд-во БрГУ,2006.-49 с.
10 Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. вузов.- 9-е изд.,стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2004.-465 с.
11 Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов \ Под ред. Л.А.Венгера.- 2-е изд., перераб. и доп.-М. Просвещение,1985.-272 с.
12Л.Ф. Обухова Возрастная психология ;учебник для вузов.-М.: Высшее оразование; МГППУ,2006-406 с.(Основы науки)
13 Е.В.Самсонова Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками//Психолог в детском саду.-2003, № 3
14 Словарь практического психолога\Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест,1997-800с.
15 Смирнова Е.О., Калягина Е.В.Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии, 1998,№ 3
Усова А.П. Воспитание общественных качеств у детей в игре// Психология и педагогика игры дошкольников. М., 1966.С.38;47-48.
16 Усова А.П.Воспитание общественных качеств у детей в игре\\ психология и педагогика игры дошкольников.М.,1966.
17 Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учеб. пособие/ Ред.-сост.к.психол.н.Г. В. Бурменская/ Изд.2-е, расш.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, 656 с.
Автореферат
Различные аспекты
взаимоотношений детей в
Социально-психологические исследования показали, что детское общество, возрастная группа детского сада представляют собой не аморфное объединение, а социально-психологическую структуру, динамика развития которой идет по своим законам. Относительно устойчивые связи и отношения в группе детского сада складываются не случайно, стихийно, а обусловлены соответствующими причинами. Каждый ребенок в группе занимает определенное положение. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Исследования психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным (при определенных условиях). Оно может меняться под влиянием многих факторов.
Объектом нашего исследования
являются межличностные
Предмет исследования - влияние социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников.
Цель исследования -изучить эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Гипотеза исследования: предположим, что уровень эмоционального благополучия зависит от социометрического статуса: дети с низким социометрическим статусом (отверженные, изолированные) испытывают эмоциональное неблагополучие, дети с высоким социометрическим статусом (популярные, «звезды»)- эмоциональное благополучие.
Для определения
Экспериментальное
исследование проводилось в
В социометрии принимали участие 20 детей группы в возрасте 5-6 лет (11 мальчиков, 9 девочек). Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Данные социометрии говорят
о том, что 75%детей группы занимают средний
социометрический. В ходе исследования
в группе было выявлено 2 популярных ребенка
(10%) и 1 ребенок-«звезда»(5%).