Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.

Содержание работы

Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 231.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  На основании данных, представленных в таблице 1 мы  видим, что в группе 1 ребенок-«ЗВЕЗДА»(5%). По мнению воспитателя и  родителей, он испытывает высокий уровень эмоционального благополучия. Ребенок с радостью и удовольствием идет в детский сад, ощущает себя достойным человеком, чувствует свою значимость для взрослых.

  Популярные дети(10%)-относятся  к высокий уровень эмоционального благополучия, по мнению педагога и  родителей. Дети самостоятельно организовывают игру, ведут себя дружелюбно, по отношению к другим детям, с радостью идут в детский сад и с трудом уходят домой.

 Ребенок, который по  данным социометрии является  отверженным, относится к среднему  уровню эмоционального благополучия, по мнению воспитателя и  родителей. Ребенок не всегда с радостью идет в детский сад, часто капризничает, плачет, не хочет играть с детьми, разрушает их игры, постройки, ведет себя конфликтно.

  40% детей, занимающие  средний (нормальный) социометрический  статус в группе детского сада, по мнению воспитателя и   родителей, относится к среднему  уровню эмоционального благополучия. 20% детей, с таким же положением в группе, относятся к высокому уровню эмоционального благополучия, хотя  в группе имеют средний социометрический статус.

  Уровень  эмоционального  благополучия детей в группе  детского сада (по мнению воспитателя  и  родителей) отражен на  рисунке 6 и 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

  Проанализировав эмпирические  данные можно  выделить следующее.

  Во-первых, данные социометрии  говорят о том, что 75%детей  группы занимают средний (нормальный) социометрический. В ходе исследования  в группе было выявлено 2популярных  ребенка (10%) и1ребенок-«звезда»(5%).Провидение методики показало, что изолированных детей в группе нет. Однако есть 1отверженный ребенок, получивший 7отрицательных выборов от сверстников. А также мы выявили, что 50 % детей группы объединены в диады, т.е. выбирали друг друга. В то же время мы обнаружили линейные связи и 2 «кольца».

  При аргументации  своего выбора дошкольники на 1-ое место ставят личностные  качества (75%), на 2-ом месте – умение  играть(15%). Выборы в основном однополые,  что является нормальным для  детей  5-7  лет.

  На основе выделенных  показателей мы и, определили  что тип психологического климата  в группе смешанный, но больше  склоняется к первому типу. Другими  словами: в группе преобладает  дружеская атмосфера. Формированию  этого типа климата способствует демократический стиль взаимодействия воспитателя с детьми.

  Во-вторых, анализ результатов,  полученных при проведении анкетирования

педагога группы позволяет  сделать вывод о том, что воспитатель  уверен: каждый ребенок в группе детского сада испытывает эмоциональное  благополучие и, в целом, в группе царит положительный эмоциональный  климат.

  В-третьих, полученные данные  анкетирования родителей свидетельствуют о том, что родители уверены: их дети в группе детского сада испытывают эмоциональное благополучие.

  Следует отметить  тот факт, что в целом мнения  родителей и воспитателя группы  по вопросам анкеты совпадают.  Следовательно, у них идентичные  представления о воспитании ребенка,  его правах, индивидуальном способе  действия и др. Полученные данные  свидетельствуют о том, что каждый ребенок в группе испытывают эмоциональное благополучие, по мнению родителей и воспитателя группы.

  Сравнительная характеристика  результатов, полученных при проведении анкетирования родителей и воспитателя группы и данные социометрии, позволяет сказать, что популярные дети и «звезды» в группе детского сада испытывают высокий уровень эмоционального благополучия, по мнению родителей и воспитателя группы.

   40% детей занимающих  средний социометрический статус  относятся к среднему уровню  эмоционального благополучия, а  20% дошкольников, с таким же положением  в группе относятся к высокому  уровню  эмоционального благополучия.

  Ребенок, который по  данным социометрии является  отверженным, относится к среднему  уровню эмоционального благополучия, по мнению родителей и педагога  группы.

 

Заключение

 

  Различные аспекты  взаимоотношений детей  в группе  изучаются многими специалистами(Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, В.С.Мухина, А.М.Счастная и др.), но так или иначе, практически во всех исследованиях подчеркивается та роль, которую играет детский коллектив в жизни дошкольников.

  Социально-психологические исследования показали, что детское общество, возрастная группа детского сада представляют собой не аморфное объединение, а социально-психологическую структуру, динамика развития которой идет по своим законам. Относительно устойчивые связи и отношения в группе детского сада складываются не случайно, стихийно, а обусловлены соответствующими причинами. Каждый ребенок в группе занимает определенное положение. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Исследования психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным (при определенных условиях). Оно может меняться под влиянием многих факторов.

  Положение ребенка  в группе тесно связано с  формированием качеств личности детей, но этот процесс происходит не автоматически. Основной путь улучшения положения ребенка в группе сверстников - это выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника в детском коллективе - это положительная эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и агрессивность.

  Специфика дошкольной группы в том, что ее члены находятся под все еще большим влиянием воспитателя. В рамках группы старших дошкольников это, безусловно, сказывается на таком моменте, как слияние таких социометрических статусов, как «звезда» и «лидер».

  В любой малой группе, в том числе и в дошкольной, существует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко  в  ней  ценятся.

    У детей с  разным социометрическим статусом  различаются и эмоциональное  самочувствие в группе детского  сада.

   В начале нашего  исследования была поставлена  гипотеза о том, что уровень   эмоционального благополучия зависит  от социометрического статуса:  дети с низким социометрическим  статусом (отверженные, изолированные)  испытывают эмоциональное неблагополучие, дети с высоким социометрическим  статусом (популярные, «звезды»)- эмоциональное  благополучие.

  Для подтверждения  сформулированной гипотезы мы  провели эмпирическое исследование. Полученные данные говорят о  том, что популярные дети и   «звезды» в группе детского  сада  испытывают высокий уровень   эмоционального благополучия, по мнению родителей и воспитателя группы. Ребенок, который по данным социометрии является отверженным, относится к среднему уровню эмоционального благополучия, по мнению родителей и педагога группы.

  Таким образом,   эмпирические данные свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась частично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных литературных источников

 

  1 Битянова М.Р.Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО –Пресс, 2001-576 с(Серия «Кафедра психологии»)

  2 Бодалев А.А. Личность и общение : Избранные труды.- М.:Педагогика,1983-272 с.

  3 Велиева В. «Диагностика психологических состояний детей дошкольного возраста»: Учебно-метод. Пособие СПб Речь, 2005, 240 с.

  4 Валитова И.Е. Детская психология: учеб.- метод. Пособие для студ., обучающихся  по специальностям «Психология» и «Соц. Работа» / И.Е.Валитова, Е.А. Бирюкевич ; Брест. гос.ун-т им. А.С. Пушкина.- Брест: Изд-во БрГУ,2007.-72 с.

  5 Детская психология: Учеб. Пособие/, Я.Л.Коломинский ,Е. А. Панько, А.Н. Белоус и др.;под ред. Я.Л.Коломинского, Е. А. Панько .-Мн.:Университетское,1988.-399 с.

6 Кобазева Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка //Психолог в детском саду.-2003, № 3

7 Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива:система личных взаимоотношений.-Мн.:Нар. асвета, 1984.-239 с.

8 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.-М.,1986

9 Лысюк Л.Г.Учебно-исследовательская работа студентов: методтка выполнения курсовой работы по психологии: учеб.- метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей ун-та \ [ Л.Г.  Лысюк,  Е.А. Бирюкевич

 И.Е.Валитова,  Д.Э. Синюк и др] ; Брест. гос.ун-т им. А.С. Пушкина.- Брест: Изд-во БрГУ,2006.-49 с.

10 Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. вузов.- 9-е изд.,стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2004.-465 с.

11 Мухина В.С.  Детская психология: Учеб.  для студентов пед. ин-тов \ Под ред. Л.А.Венгера.- 2-е изд., перераб. и доп.-М. Просвещение,1985.-272 с.

12Л.Ф. Обухова Возрастная психология ;учебник для вузов.-М.: Высшее оразование; МГППУ,2006-406 с.(Основы науки)

13 Е.В.Самсонова Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками//Психолог в детском саду.-2003, № 3

14 Словарь практического психолога\Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест,1997-800с.

15 Смирнова Е.О., Калягина Е.В.Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии, 1998,№ 3

Усова А.П. Воспитание общественных качеств у детей в игре// Психология и педагогика игры дошкольников. М., 1966.С.38;47-48.

16 Усова А.П.Воспитание общественных качеств у детей в игре\\ психология и педагогика игры дошкольников.М.,1966.

17 Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учеб. пособие/ Ред.-сост.к.психол.н.Г. В. Бурменская/ Изд.2-е, расш.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, 656 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автореферат

 

  Различные аспекты  взаимоотношений детей  в группе  изучаются многими специалистами  (Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, В.С.Мухина, А.М.Счастная и др.), но так или иначе, практически во всех исследованиях подчеркивается та роль, которую играет детский коллектив в жизни дошкольников.

  Социально-психологические исследования показали, что детское общество, возрастная группа детского сада представляют собой не аморфное объединение, а социально-психологическую структуру, динамика развития которой идет по своим законам. Относительно устойчивые связи и отношения в группе детского сада складываются не случайно, стихийно, а обусловлены соответствующими причинами. Каждый ребенок в группе занимает определенное положение. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Исследования психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным (при определенных условиях). Оно может меняться под влиянием многих факторов.

 

 Объектом нашего исследования  являются межличностные отношения  дошкольников.

 Предмет исследования - влияние социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников.

 Цель исследования -изучить эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.

  Гипотеза исследования: предположим, что уровень эмоционального благополучия зависит от социометрического статуса: дети с низким социометрическим статусом (отверженные, изолированные) испытывают эмоциональное неблагополучие, дети с высоким социометрическим статусом (популярные, «звезды»)- эмоциональное благополучие.

  Для определения социометрического  статуса ребенка в группе использовали  модифицированный вариант социометрической  игры «Секрет», разработанной Т.А.Репиной.

  Экспериментальное   исследование проводилось в старшей  «А» группе детского сада №  31г. Бреста. Исследование  проводилось  в течении  2-х дней во вторую половину дня в промежутке  от 15 до 17 часов.

  В социометрии принимали  участие 20 детей группы в возрасте 5-6 лет (11 мальчиков, 9 девочек). Методика  проводилась индивидуально с  каждым ребенком.   

 Данные социометрии говорят о том, что 75%детей группы занимают средний  социометрический. В ходе исследования в группе было выявлено 2 популярных ребенка (10%) и 1 ребенок-«звезда»(5%).Провидение методики показало, что изолированных детей в группе нет. Однако есть 1отверженный ребенок, получивший 7отрицательных выборов от сверстников. А также мы выявили, что 50 % детей группы объединены в диады, т.е. выбирали друг друга. В то же время мы обнаружили линейные связи и 2 «кольца». При аргументации своего выбора дошкольники на 1-ое место ставят личностные качества (75%), на 2-ом месте – умение играть(15%).

Информация о работе Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада