Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа
Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.
Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.
Во-вторых, чтобы понять
тенденции развития
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
Мухина[10] говорит о
том, что особое место в
В период дошкольного
возраста взрослые начинают
В семье ребенка изо дня в день ориентируют на ценности его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик или девочка. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола. Такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание - признаки мужественности.
В дошкольном возрасте
ребенок обнаруживает внешние
различия мужчин и женщин в
одежде и манере себя вести.
Осознание своего «Я»
В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.
В этом возрасте
обнаруживается открытая
Общение детей в
период дошкольного возраста
показывает их пристрастную
1.4. Эмоциональная структура малой группы
Заслуга выделения эмоциональных отношений в качестве важнейших, создающих рисунок социальных связей человека с другими людьми, принадлежит 3. Фрейду. Им была создана первая модель социальных отношений в группе, пронизанная присущими психоанализу понятиями и символами. Ныне она известна лишь специалистам, но заложенные в нее теоретические принципы построения внутригрупповых отношений присущи многим современным представлениям, на первый взгляд весьма далеким от психоанализа.
Нарастающий исследовательский
интерес к эмоциональным
Эмоциональная (
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников
В.С.Мухина[11] пишет, что положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений к сверстникам.В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками
- жесткая школа социальных
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.
В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Я. Л. Коломинский[7] в своем классическом труде о межличностных отношениях в детских коллективах приводит данные о связи устойчивости статуса с его величиной: благоприятное положение в группе более устойчиво, чем неблагоприятное.
1.5. Статус личности в группе
В литературе понятие
статус личности в группе
Битянова[1] отмечает ,что статус личности в группе — это понятие, которое сегодня подверглось значительной девальвации. Тому есть как минимум две причины. Первая — формальная трактовка понятия «статус» как некоторого набора прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должностью. Можно даже встретить довольно странные противопоставления друг другу авторитета и статуса руководителя, как явлений, различных по природе (авторитет — психологическая сила руководителя, а статус — социальная). Другая причина — применение данного термина для качественного объяснения данных социометрической методики. В контексте социометрии статус — характеристика положения члена группы в системе эмоциональных предпочтений. И не более того. Понятие приросло к методике, его содержание существенно сузилось.
Не хотелось бы терять данное понятие, так как без него, понятого адекватно, трудно полноценно охарактеризовать человека как члена группы. Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных стуктурных образованиях малой группы (не только эмоциональной).
Г. М. Андреева, приводит следующее определение статуса.
Статус-это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений.
Каждый человек раскрывается
в группе через определенные
присущие ему свойства и
В интеракционизме существует традиция разведения двух видов группового статуса человека: конвенционального и личного. Так, по мнению Т. Шибутани[1], социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой группы . Личный статус — это оценка человека «в качестве человеческого существа», которой он подвергается в своей первичной группе. Сохранение личного статуса связано с совершением действий и поступков, которые помогали бы человеку поддерживать его отношения с другими членами первичной группы. Люди склонны идти на большие жертвы для поддержания своего личного статуса, так как он представляет для них большую индивидуальную ценность.
Групповая роль — понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека — носителя определенного статуса. То есть роль — воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.
Параллельно с деловыми члены группы выстраивают друг с другом эмоциональные отношения. Соответственно в этих отношениях они также играют определенные роли — межличностные. Такие роли суть совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
В ряде исследований
убедительно показано, что в дошкольном
возрасте происходит явная
Положение детей в
группе в психологии
Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценок воспитателя, когда трех-четырехлетних детей спрашивают: «Кто у вас в группе самый хороший?», они дают ответы типа: «Лена, потому что она быстро кушает» или «Витя, потому что он всегда слушается». Но постепенно оценки становятся более содержательными. Положительно оцениваются дети, которые знают много игр, делятся игрушками с товарищами, защищают, слабых и т. п.
Оценка со стороны
группы, особенно, важна для детей
начиная с четырех-, пятилетнего
возраста. Они стараются воздержаться
от поступков, вызывающих
Каждый ребенок занимает
в группе детского сада
Положение ребенка
в группе сверстников
тязания на признание среди сверстников.
В своих работах В.С. Мухина[11] выделяет следующие характеристики эмоциональных статусов членов группы.
«Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, за способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным, за то, что он знает, чего хочет, за Способность, не колеблясь, брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством.
Результаты экспериментальных
работ, проведенных под