Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.

Содержание работы

Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 231.70 Кб (Скачать файл)

  Во-вторых, чтобы понять  тенденции развития взаимоотношений детей в группе дошкольников, необходимо исследовать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении со школьными классами. Поэтому методы изучения должны быть такими, которые можно было бы в более или менее неизменном виде применить к исследованиям взаимоотношений детей разных возрастов и получить сопоставимые и сравнимые данные, доступные однотипной качественной и количественной обработке.

 

 

1.3.1. Общение мальчиков  и девочек.

 

  Мухина[10] говорит о  том, что особое место в общении  детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

  В период дошкольного  возраста взрослые начинают сознательно  или бессознательно обучать ребенка  половой роли в соответствии  с общепринятыми стереотипами, ориентируя  его в том, что значит быть  мальчиком или девочкой. Мальчикам  обычно разрешают больше проявлять  агрессивность, поощряют физическую  активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В семье ребенка изо  дня в день ориентируют на ценности его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик или девочка. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола. Такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание - признаки мужественности.

  В дошкольном возрасте  ребенок обнаруживает внешние  различия мужчин и женщин в  одежде и манере себя вести.  Осознание своего «Я» непременно  включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.

  В соответствии с  восприятием самого себя как  мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

  В этом возрасте  обнаруживается открытая доброжелательная  пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации.

  Общение детей в  период дошкольного возраста  показывает их пристрастную причастность  к социальным ролям мужчин  и женщин. В играх и в практике  реального общения дети усваивают  не только социальные роли, связанные  с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин  и женщин, мальчиков и девочек.

 

 

1.4.   Эмоциональная  структура малой группы

 

  Заслуга выделения  эмоциональных отношений в качестве важнейших, создающих рисунок социальных связей человека с другими людьми, принадлежит 3. Фрейду. Им была создана первая модель социальных отношений в группе, пронизанная присущими психоанализу понятиями и символами. Ныне она известна лишь специалистам, но заложенные в нее теоретические принципы построения внутригрупповых отношений присущи многим современным представлениям, на первый взгляд весьма далеким от психоанализа.

  Нарастающий исследовательский  интерес к эмоциональным отношениям  связан с созданием Дж. Морено  знаменитой социометрической методики  — первой и по сей день  непревзойденной тестовой процедуры для изучения системы эмоциональных отношений в группе. Так как именно она позволила сделать эфемерные ускользающие от объективного анализа эмоциональные отношения предметом научного рассмотрения, структура эмоциональных отношений представлена в социально-психологической литературе преимущественно содержанием социометрических исследований. В итоге даже  само название структуры стало двойным: ее называют то эмоциональной, то социометрической.

 

 Эмоциональная (социометрический) структура малой группы может быть определена как совокупность соподчиненных позиции членов группы в системе эмоциональных  межличностных предпочтений.

 

 

1.4.1. Эмоциональное  самочувствие ребенка в группе  сверстников

 

    В.С.Мухина[11] пишет, что положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок  чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений к  сверстникам.В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

  Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

   Взаимодействие ребенка  со сверстниками - это не только  прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

В условиях специального дошкольного  воспитания, когда ребенок постоянно  находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

На развитие личности ребенка  влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

 Я. Л. Коломинский[7] в своем классическом труде о межличностных отношениях в детских коллективах приводит данные о связи устойчивости статуса с его величиной: благоприятное положение в группе более устойчиво, чем неблагоприятное.

 

      

1.5. Статус личности в группе

 

  В литературе понятие  статус личности в группе трактуется  неоднозначно.

Битянова[1] отмечает ,что статус личности в группе — это понятие, которое сегодня подверглось значительной девальвации. Тому есть как минимум две причины. Первая — формальная трактовка понятия «статус» как некоторого набора прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должностью. Можно даже встретить довольно странные противопоставления друг другу авторитета и статуса руководителя, как явлений, различных по природе (авторитет — психологическая сила руководителя, а статус — социальная). Другая причина — применение данного термина для качественного объяснения данных социометрической методики. В контексте социометрии статус — характеристика положения члена группы в системе эмоциональных предпочтений. И не более того. Понятие приросло к методике, его содержание существенно сузилось.

  Не хотелось бы  терять данное понятие, так  как без него, понятого адекватно, трудно полноценно охарактеризовать человека как члена группы. Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных стуктурных образованиях малой группы (не только эмоциональной).

Г. М. Андреева,  приводит следующее определение статуса.

  Статус-это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений.

  Каждый человек раскрывается  в группе через определенные  присущие ему свойства и особенности,  которые он смог задействовать в осуществление данной совместной деятельности. Через восприятие этих свойств другие участники выстраивают образ данного члена группы и далее — свое собственное поведение в отношении его. Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «я в группе». В результате он реализует поведение, которое задает ему некоторое место, положение в группе

  В интеракционизме существует традиция разведения двух видов группового статуса человека: конвенционального и личного. Так, по мнению Т. Шибутани[1], социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой группы . Личный статус — это оценка человека «в качестве человеческого существа», которой он подвергается в своей первичной группе. Сохранение личного статуса связано с совершением действий и поступков, которые помогали бы человеку поддерживать его отношения с другими членами первичной группы. Люди склонны идти на большие жертвы для поддержания своего личного статуса, так как он представляет для них большую индивидуальную ценность.

  Групповая  роль — понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека — носителя определенного статуса. То есть роль — воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.

     Параллельно  с деловыми члены группы выстраивают друг с другом эмоциональные отношения. Соответственно в этих отношениях они также играют определенные роли — межличностные. Такие роли суть совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.

 

1.5.1.Социометрический  статус дошкольника.

  

   В ряде исследований  убедительно показано, что в дошкольном  возрасте происходит явная дифференциация  детей по их положению в  группе: одни дети уже в 4-5 лет  становятся более предпочитаемыми  для большинства сверстников,  другие - не пользуются особой  популярностью - либо отвергаются,  либо остаются незамеченными.  Степень популярности ребёнка  в группе ровесников имеет  большое значение.  От  того, как  складываются детские отношения,  зависит последующий путь личностного  и социального развития человека.

  Положение детей в  группе в психологии выявляются  социометрическими методами, которые  позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок  в воображаемых ситуациях осуществляет  выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

  Оценки, которые дети дают своим сверстникам,  первоначально являются простым повторением оценок  воспитателя, когда трех-четырехлетних детей спрашивают: «Кто у вас в группе самый хороший?», они дают ответы типа: «Лена, потому что она быстро кушает» или «Витя, потому что он всегда слушается». Но постепенно оценки становятся более содержательными. Положительно оцениваются дети, которые знают много игр, делятся игрушками с товарищами, защищают, слабых и т. п.

  Оценка со стороны  группы, особенно, важна для детей  начиная с четырех-, пятилетнего  возраста. Они стараются воздержаться  от поступков, вызывающих неодобрение  сверстников, заслужить их положительное  отношение.

 Каждый ребенок занимает  в группе детского сада определенное  положение,которое выражается в том как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, вовсе непопулярные среди сверстников.  С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими. «полюсами». Степень попульрности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: от знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д. 

   Положение ребенка  в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его при

тязания на признание среди сверстников.

    В своих работах В.С. Мухина[11] выделяет  следующие характеристики эмоциональных статусов членов группы.

  «Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, за способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным, за то, что он знает, чего хочет, за Способность, не колеблясь, брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством.

  Результаты экспериментальных  работ, проведенных под руководством      М. И. Лисиной [8],  показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р. К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Информация о работе Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада