Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 02:51, курсовая работа
Целью этой работы является изучение составляющих эмоционального лидерства.
Цель подразумевает решение следующих задач:
рассмотреть понятие эмоционального интеллекта;
изучить предпосылки эмоционального интеллекта;
изучить возможности развития эмоционального лидерства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие эмоционального интеллекта 4
2. Предпосылки эмоционального интеллекта 14
3. Развитие качеств эмоционального лидера 25
4. Эмоциональное лидерство в организации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие эмоционального интеллекта 4
2. Предпосылки эмоционального интеллекта 14
3. Развитие качеств эмоционального лидера 25
4. Эмоциональное лидерство в организации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
В последнее время термин
emotional intelligence — эмоциональный интеллект
— пользуется все возрастающей популярностью,
но в науке по-прежнему не существует
четкого определения этого
Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем является ЭИ, ещё не сложилось. Новизна темы и самого термина, по-новому трактующего понятие интеллекта, а также потребность современного общества в компетентных руководителях обусловливает актуальность данного исследования.
Целью этой работы является изучение составляющих эмоционального лидерства.
Цель подразумевает решение следующих задач:
Объект исследования: теоретические работы по теме эмоционального интеллекта.
Предмет исследования: эмоциональное лидерство.
Метод исследования: анализ теоретической литературы.
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.
Современные философы вслед
за мыслителями древности
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» [4, 158]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.
Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального) [7, 26].
В современном обществе проблема
компетентности в понимании и
выражении эмоций стоит достаточно
остро, поскольку в нем искусственно
насаждается культ
Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
Решению проблемы эмоциональных
и психосоматических
Критики концепции эмоционального
интеллекта приводят для обоснования
своей позиции следующие
В самом деле, у внимательного читателя может возникнуть вопрос: не является ли термин «эмоциональный интеллект» противоречивым? Это так, если, согласно определенной традиции западной мысли, эмоции представляются как вмешательство, настолько дезорганизующее и разрушающее умственную активность, что их нужно контролировать. К. Юнг определял эмоции как сильное беспокойство, охватывающее индивида в целом. Современные сторонники данного подхода описывают эмоции как спонтанную реакцию, главным образом внутреннюю, возникающую в результате нарушений аффективного регулирования. Они рассматривают эмоции в чистом виде как феномен, обусловленный полной потерей интеллектуального контроля и не содержащий в себе и следа сознательной цели. В рамках указанного подхода Р.С. Вудворт предположил, что в состав шкал для измерения IQ следует включать тесты, демонстрирующие, что человек не проявляет страха, гнева, неприятия или любопытства по отношению к тем вещам, которые возбуждают данные эмоции у ребенка [2, 79].
По-видимому, в соответствии
с этой традицией в отечественной
психологии эмоциональный интеллект
иногда понимается как некий дефектный
компонент мыслительного
В противоположность изложенной выше точке зрения в ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания [15, 23]. Психологи, принадлежащие к этому направлению, рассматривают эмоции как упорядоченную реакцию, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия. Так, Р.У. Липер предположил, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать ее и управлять ею. Действительно, слово «эмоция» произошло от латинского глагола emovare, что означает «двигаться» [9, 115]. Эмоция — это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, эмоции позитивны, если нет — они «перемещаются» к негативному полюсу.
Дж. Мейер и П. Сэловей определяют эмоции как упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую (связанную с опытом). Это адаптивные реакции, которые могут потенциально быть причиной трансформации персонального и социального взаимодействия в обогащение опыта [2, 81].
Наиболее распространенным
определением интеллекта является определение
Д. Векслера: интеллект — это совокупность
способностей, или глобальная способность
индивида действовать целеустремленно,
мыслить рационально и
Согласно представлениям Х. Гарднера о множественном интеллекте, данное психическое явление включает широкий круг способностей [2, 82]. Модель интеллекта структурирует организацию этого пространства. Модель Х. Гарднера включает семь основных подвидов (форм) интеллекта, среди которых, наряду с традиционными вербальным и логико-математическим, присутствуют пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный (interpersonal) и внутриличностный (intrapersonal) интеллект. Межличностный интеллект, в свою очередь, включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения. Один из аспектов личностного интеллекта также связан с чувствами и очень близок к тому, что Дж. Мейер, П. Сэловей и Д. Карузо называют эмоциональным интеллектом.
Одним из выделяемых Х. Гарднером типов интеллекта является социальный интеллект, определяемый как способность понимать людей и управлять ими. В исследованиях было установлено, что социальный интеллект может быть отделен от общих академических способностей.
Эмоциональный интеллект
рассматривается как
Итак, эмоциональный интеллект не содержит в себе общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения.
В соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
• способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;
• способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;
• способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления;
• совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;
• эмоционально-интеллектуальная деятельность.
Обобщая данные определения,
можно отметить, что индивиды с
высоким уровнем развития эмоционального
интеллекта обладают выраженными способностями
к пониманию собственных эмоций
и эмоций других людей, а также
к управлению эмоциональной сферой,
что обусловливает более
В отличие от абстрактного
и конкретного интеллекта, которые
отражают закономерности внешнего мира,
эмоциональный интеллект
Первые публикации по проблеме эмоционального интеллекта принадлежат Дж. Мейер у и П. Сэловею, которые предложили первое определение эмоционального интеллекта и показали, что его можно измерить. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 г.
Согласно представлениям
авторов оригинальной концепции
эмоционального интеллекта Дж. Мейера,
П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный
интеллект — это группа ментальных
способностей, которые способствуют
осознанию и пониманию
- Оценка и выражение эмоций: собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия).
- Регуляция эмоций: собственных; других людей.
- Использование эмоций: гибкое планирование; творческое мышление; переключение внимания; мотивация.
В дальнейшем эта структура была доработана. В настоящее время она включает четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности:
• безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
• использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;
• понимать значение эмоций;
• управлять эмоциями [2, 84].
Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности:
• осознанная регуляция эмоций;
• понимание (осмысление) эмоций;