Эмоциональное лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение составляющих эмоционального лидерства.
Цель подразумевает решение следующих задач:
рассмотреть понятие эмоционального интеллекта;
изучить предпосылки эмоционального интеллекта;
изучить возможности развития эмоционального лидерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие эмоционального интеллекта 4
2. Предпосылки эмоционального интеллекта 14
3. Развитие качеств эмоционального лидера 25
4. Эмоциональное лидерство в организации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая - Эмоциональное лидерство.docx

— 63.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие эмоционального интеллекта 4

2. Предпосылки эмоционального интеллекта 14

3. Развитие качеств эмоционального лидера 25

4. Эмоциональное лидерство в организации 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект  — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Впервые обозначение EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер  и Питер Саловей ввели понятие  «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным  в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях  эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно.

Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем  является ЭИ, ещё не сложилось. Новизна темы и самого термина, по-новому трактующего понятие интеллекта, а также потребность современного общества в компетентных руководителях обусловливает актуальность данного исследования.

Целью этой работы является изучение составляющих эмоционального лидерства.

Цель подразумевает решение  следующих задач:

  1. рассмотреть понятие эмоционального интеллекта;
  2. изучить предпосылки эмоционального интеллекта;
  3. изучить возможности развития эмоционального лидерства.

Объект исследования: теоретические работы по теме эмоционального интеллекта. 

Предмет исследования: эмоциональное лидерство.

Метод исследования: анализ теоретической литературы.

 

  1. Понятие эмоционального интеллекта

 

Проблема эмоциональной  культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого  общества.

Современные философы вслед  за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной  компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» [4, 158]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

Однако намеченные Л.С. Выготским  подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной  разработки. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального) [7, 26].

В современном обществе проблема компетентности в понимании и  выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального  отношения к жизни, воплощенный  в образе некоего эталона —  несгибаемого и как бы лишенного  эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл  эмоций, отмечал, что общество, заботящееся  об образовании ума, совершает большой  промах, ибо человек более человек  в том, как он чувствует, чем как  он думает [10, 132]. Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека.

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической  переработки эмоций способствует разрастанию  их физиологического компонента. В  современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью  эмоциональные проблемы проявляются  у людей с пониженным уровнем  самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению  намерений, нарушают межличностные  отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные  и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Решению проблемы эмоциональных  и психосоматических расстройств  могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных  зарубежных и отечественных исследованиях  называется эмоциональным интеллектом.

Критики концепции эмоционального интеллекта приводят для обоснования  своей позиции следующие аргументы. Во-первых, «интеллект» в данном случае является неуместной, вводящей в заблуждение метафорой, которую, для более точного выражения  сути обсуждаемого феномена, следует  заменить термином «компетентность»; во-вторых, интеллект определяется как способность, а никаких сколько-нибудь уникальных способностей, связанных с эмоциями, не существует; в-третьих, в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции подменяются интеллектом.

В самом деле, у внимательного  читателя может возникнуть вопрос: не является ли термин «эмоциональный интеллект» противоречивым? Это так, если, согласно определенной традиции западной мысли, эмоции представляются как вмешательство, настолько дезорганизующее  и разрушающее умственную активность, что их нужно контролировать. К. Юнг определял эмоции как сильное беспокойство, охватывающее индивида в целом. Современные сторонники данного подхода описывают эмоции как спонтанную реакцию, главным образом внутреннюю, возникающую в результате нарушений аффективного регулирования. Они рассматривают эмоции в чистом виде как феномен, обусловленный полной потерей интеллектуального контроля и не содержащий в себе и следа сознательной цели. В рамках указанного подхода Р.С. Вудворт предположил, что в состав шкал для измерения IQ следует включать тесты, демонстрирующие, что человек не проявляет страха, гнева, неприятия или любопытства по отношению к тем вещам, которые возбуждают данные эмоции у ребенка [2, 79].

По-видимому, в соответствии с этой традицией в отечественной  психологии эмоциональный интеллект  иногда понимается как некий дефектный  компонент мыслительного процесса, снижающий объективность познания. Зачастую отечественные исследователи ограничиваются лишь констатацией наличия данного понятия ([15, 22]), не определяя его, не выделяя четко его структурные компоненты, что, возможно, связано как с семантической неоднозначностью понятия, так и с вытекающими отсюда проблемами операционализации эмоционального интеллекта.

В противоположность изложенной выше точке зрения в ряде современных  зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания [15, 23]. Психологи, принадлежащие к этому направлению, рассматривают эмоции как упорядоченную реакцию, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия. Так, Р.У. Липер предположил, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать ее и управлять ею. Действительно, слово «эмоция» произошло от латинского глагола emovare, что означает «двигаться» [9, 115]. Эмоция — это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, эмоции позитивны, если нет — они «перемещаются» к негативному полюсу.

Дж. Мейер и П. Сэловей  определяют эмоции как упорядоченные  реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая  физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую (связанную с опытом). Это адаптивные реакции, которые  могут потенциально быть причиной трансформации  персонального и социального  взаимодействия в обогащение опыта [2, 81].

Наиболее распространенным определением интеллекта является определение  Д. Векслера: интеллект — это совокупность способностей, или глобальная способность  индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением. По мнению Дж. Мейера, такое определение настолько  расширено, что располагает к ограничению понятия.

Согласно представлениям Х. Гарднера о множественном интеллекте, данное психическое явление включает широкий круг способностей [2, 82]. Модель интеллекта структурирует организацию этого пространства. Модель Х. Гарднера включает семь основных подвидов (форм) интеллекта, среди которых, наряду с традиционными вербальным и логико-математическим, присутствуют пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный (interpersonal) и внутриличностный (intrapersonal) интеллект. Межличностный интеллект, в свою очередь, включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения. Один из аспектов личностного интеллекта также связан с чувствами и очень близок к тому, что Дж. Мейер, П. Сэловей и Д. Карузо называют эмоциональным интеллектом. 

Одним из выделяемых Х. Гарднером  типов интеллекта является социальный интеллект, определяемый как способность  понимать людей и управлять ими. В исследованиях было установлено, что социальный интеллект может  быть отделен от общих академических  способностей.

Эмоциональный интеллект  рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая  включает способность наблюдать  собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

Итак, эмоциональный интеллект  не содержит в себе общие представления  о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании  собственных и эмоциональных  состояний и эмоций окружающих для  решения проблем и регуляции поведения.

В соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:

• способность действовать  с внутренней средой своих чувств и желаний;

• способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной  сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;

• способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления;

• совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться  с требованиями и давлением окружающей среды;

• эмоционально-интеллектуальная деятельность.

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с  высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями  к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также  к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую  адаптивность и эффективность в  общении.

В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые  отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи  с поведением личности и взаимодействием  с реальностью. Конечный продукт  эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отражения и  осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. В конечном счете, эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции.

Первые публикации по проблеме эмоционального интеллекта принадлежат  Дж. Мейер у и П. Сэловею, которые  предложили первое определение эмоционального интеллекта и показали, что его можно измерить. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 г.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции  эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный  интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных  эмоций и эмоций окружающих. Структура  эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо в 1990 г. такова:

- Оценка и выражение эмоций: собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия).

- Регуляция эмоций: собственных; других людей.

- Использование эмоций: гибкое планирование; творческое мышление; переключение внимания; мотивация.

В дальнейшем эта структура  была доработана. В настоящее время  она включает четыре компонента, которые  в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности:

• безошибочно различать  собственные эмоции и эмоции других людей;

• использовать эмоции для  повышения эффективности мыслительной деятельности;

• понимать значение эмоций;

• управлять эмоциями [2, 84].

Согласно усовершенствованной  модели, эмоциональный интеллект  включает в себя следующие ментальные способности:

• осознанная регуляция  эмоций;

• понимание (осмысление) эмоций;

Информация о работе Эмоциональное лидерство