Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 02:51, курсовая работа
Целью этой работы является изучение составляющих эмоционального лидерства.
Цель подразумевает решение следующих задач:
рассмотреть понятие эмоционального интеллекта;
изучить предпосылки эмоционального интеллекта;
изучить возможности развития эмоционального лидерства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие эмоционального интеллекта 4
2. Предпосылки эмоционального интеллекта 14
3. Развитие качеств эмоционального лидера 25
4. Эмоциональное лидерство в организации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Остается неясным, выступает ли в роли предпосылки эмоционального интеллекта нейротизм. В исследованиях К. Бранда и В. Игана установлено, что уровень общего интеллекта возрастает вместе с повышением уровня нейротизма [5, 90], одним из проявлений которого является тревожность. Последняя рассматривается как мотивационный «вечный двигатель» умственной активности человека. При этом, в отличие от общего интеллекта, эмоциональный интеллект отрицательно связан с нейротизмом.
С такими свойствами темперамента,
как экстраверсия и нейротизм, связаны
особенности переработки
К социальным предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести синтонию, закономерно сменяющуюся рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность в своей эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля и религиозность.
Важнейшей предпосылкой его развития, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония, определяемая Я. Мазуркевичем как инстинктивное созвучие с окружением. Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте.
Синтония рассматривается как инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врожденного механизма высвобождения или как приобретенная реакция [1, 62]. Развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребенка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта со взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.
Синтоничность ребенка — необходимый этап его психического развития. Однако по мере становления логического, причинно-следственного мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько его распознавание. В связи с развитием склонности к рефлексии происходит естественное ослабление синтонности в пользу так называемой шизоидизации — стремление отгородится от внешнего мира и аффективного влияния окружающих.
Сопротивление негативному
аффективному влиянию осуществляется
посредством рационализации отношения
к окружающим людям и происходящим
событиям. Согласно теории А. Эллиса (А-В-С),
жизненная ситуация, в которой
оказывается человек (активирующее
событие А), не влечет за собой непосредственные
эмоциональные и поведенческие
реакции (С). Между ними лежит когнитивное
опосредствующее звено (В) — система
идей, убеждений, верований, — которое
и выступает как причина
Индивидуальные системы
верований могут содержать как
рациональные идеи, так и иррациональные.
Понятие «иррациональная идея»
означает мысль, возникшую экспромтом
под влиянием аффективно заряженной
части сознания. К оценке происходящего
человек может применить как
разумные, реалистические идеи, так
и эмпирически необоснованные, не
поддающиеся логическому
Уровень развития самосознания.
Эмоциональные реакции
На самых ранних ступенях
развития личности формируются также
и механизмы саморегуляции. На личностном
уровне саморегуляция осуществляется
по трем основаниям: смысловому, личностных
образований и психических
Процессы самооценки и
саморегуляции лежат в основе
уверенности в своей
Чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Основываясь на достаточно оптимистической позиции Д. Гоулмана, можно предположить, что достижение родителями карьерных и материальных успехов является следствием высокого уровня эмоционального интеллекта; при этом соответствующие задатки могут наследоваться их детьми. В то же время, возможно, что люди с более высоким уровнем образования (и поэтому с более высоким материальным доходом, поскольку эти показатели в западных странах взаимосвязаны) могут отдавать больше времени самопознанию и саморазвитию, при этом их дети развиваются в более эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде», нежели потомки необразованных и малообеспеченных родителей.
Эмоционально благополучные
взаимоотношения между
Склонность родителей
к обсуждению эмоциональных проблем
способствует лучшему пониманию
ребенком собственных эмоций и развитию
у него способности к саморегуляции.
Представления о необходимости
и частоте «разговоров по душам»
в разных семьях различаются. При
этом наблюдается явная тенденция
перехода количества в качество: чем
чаще матери обсуждают со своими детьми
различные эмоциональные
Гендерные особенности воспитания. Известно, что паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы разными подходами к воспитанию детей. Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих тендерных ролей. Гендерные различия обнаруживаются, прежде всего, тем, что эмоциональный интеллект у женщин проявляется в большей степени на уровне межличностных отношений, а у мужчин — на внутриличностном уровне эмоционального интеллекта.
Андрогинностъ как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпатии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми. По-видимому, андрогинные индивиды сочетают в себе продуктивные эмоциональные стратегии, присущие как женскому, так и мужскому полу. Иными словами, им свойственно сочетание выраженных способностей как к распознаванию и выражению, так и к самоконтролю эмоций. Взаимосвязь андрогинности и эмоционального интеллекта обнаружена в исследовании Д.Д. Гуастелло, С.Дж. Гуастелло [1, 64].
Первоначально в семье, а
затем под влиянием ближайшего окружения
ребенка у него формируются эмоциональные
знания и навыки, которые аналогичны
когнитивным. Эти навыки могут иметь
в большей степени имплицитный,
чем эксплицитный характер. Имплицитные
навыки можно соотнести с
Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством. Результаты исследований показывают, что испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сензитивны к ситуации, когда осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику. Это означает, что внешний локус контроля и способность к прощению предполагают достаточно высокий уровень развития когнитивных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации.
Религиозность. Выявлена взаимосвязь между высокими оценками по шкале «религиозность» и по шкале «эмоциональный интеллект». Существует несколько возможных объяснений данной связи. Во-первых, у религиозных людей преобладает внешний локус контроля, который, как было показано выше, способствует эмпатии и самоконтролю эмоций: во всех событиях своей жизни верующие видят проявление Божьей воли. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, в первую очередь развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих ее эмоций; исповедь сопровождается переживанием катарсического освобождения и является стимулом к самосовершенствованию, которое требует самоограничения и саморегуляции. Стоит согласиться с положением В.Д. Шадрикова о том, что вера не только делает чувства человека эмоционально насыщенными, но и перестраивает всю его внутреннюю жизнь, обогащает его эмоции и чувства, придавая им новое качество [14, 29].
Итак, развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации, оптимизации межличностного взаимодействия, просоциального и иного позитивного поведения. С повышением эмоционального интеллекта связано снижение деструктивных тенденций в поведении людей.
Проблема возможности развития эмоционального интеллекта находится в центре научных дискуссий. Тем не менее, существует согласие в том, что эмоциональные знания и навыки могут приобретаться в процессе специального обучения. В настоящее время необходимо разработать научную основу для «эмоционального образования», которая должна базироваться на знании биологических и социальных предпосылок эмоционального интеллекта.
Анализ результатов
эмоциональный интеллект лидер управленец
Психологи предполагают, что эмоциональный интеллект можно развить у лидера в любой момент. Однако для этого необходимо захотеть измениться, иными словами требуется понимание кризиса, необходимости развиваться. Многие лидеры не замечают или не принимают эту необходимость по ряду причин: