Эмоциональное лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение составляющих эмоционального лидерства.
Цель подразумевает решение следующих задач:
рассмотреть понятие эмоционального интеллекта;
изучить предпосылки эмоционального интеллекта;
изучить возможности развития эмоционального лидерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие эмоционального интеллекта 4
2. Предпосылки эмоционального интеллекта 14
3. Развитие качеств эмоционального лидера 25
4. Эмоциональное лидерство в организации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая - Эмоциональное лидерство.docx

— 63.22 Кб (Скачать файл)

• ассимиляция эмоций в мышлении;

• различение и выражение  эмоций.

Кратко охарактеризуем структурные  компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

Осознанная регуляция  эмоций. Эмоциями невозможно управлять  прямо, однако это можно сделать  опосредствованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством — это расщепление монолитного  недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в  качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен») [12, 8].

Следующий этап управления эмоциями состоит в расширении или  ограничении потока эмоциональной  информации, к примеру, с помощью  контролирующих мыслей. Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями  типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую» и т.п. Напротив, такие  мысли, как «Узнай об этом побольше», «Открой себя для этого чувства» и пр. свидетельствуют об открытости сознания для потока эмоциональных  переживаний. Установлено, что в  этом случае люди способны сопереживать другим, понимать глубину их чувств, т.е. проявлять эмпатию в большей  степени, чем тогда, когда механизм управления эмоциональным опытом действует  в направлении его ограничения.

Хотя многие аспекты регуляции  настроения возникают автоматически, определенный метаопыт эмоциональных  состояний осознается, и он открыт для исследования. Метаопыт переживания  настроений, сложившийся как результат  обобщения многих ситуаций (какие  настроения типичны, какие нет; какие  настроения понимаемы, какие нет), снабжает человека данными для построения имплицитной теории о тех ситуациях, которые могут вызвать определенные настроения. Дж.Мейер приводит следующий  пример: если во время танцев, к примеру, возникло приятное настроение, то в  будущем танец с кем-либо может  вызвать такое же настроение снова [2, 85].

Можно регулировать настроение, ассоциируя себя с определенными  людьми. Так, отождествляя себя с людьми, достигшими успеха в значимой для  нас области, мы можем управлять  негативными эмоциональными состояниями, такими как зависть. Человек стремится  поддерживать позитивные настроения и  избегать негативных, «подкрепляясь» информацией, которая способствует позитивным представлениям о себе. Кроме того, индивид может активно  действовать на пользу другим для  того, чтобы справиться с собственными негативными эмоциями. Эта «помощь  в негативном эмоциональном состоянии» рассматривается как мотив альтруистического поведения. Метаопыт настроения может воздействовать на выбор эмоциональных состояний через позитивное увеличение общего внутреннего опыта.

Постоянное сдерживание  эмоций, как известно, способствует возникновению различных заболеваний, однако бесконтрольность эмоциональной  экспрессии затрудняет межличностное  общение. Кроме того, ограничивающая стратегия, вероятно, играет важную роль в создании необходимой мотивации, сдерживании импульсивного поведения.

Степень эмоциональной экспрессивности  влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

Понимание (осмысление) эмоций. Переживание эмоции и ее называние (определение) являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически  разведены, что имеет важное значение для эмоционального опыта субъекта и для его поведения. Называние (определение) эмоции рассматривается  как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя  их. В связи с этим можно привести три основные функции называния  эмоций: закрепление опыта, межличностная  коммуникация, эмоциональная экспрессия [13, 64].

Различение и выражение  эмоций. Различение эмоций связано  с возможностями их выражения. С  эволюционной точки зрения важно, чтобы  люди имели возможность дифференцировать не только собственные эмоции, но и  эмоции окружающих. Такие перцептивные способности обеспечивали успешную межличностную кооперацию.

Овладение языком эмоций требует  усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания  индивидуальных проявлений эмоций у  людей, с которыми человек живет  и работает. Однако различать эмоции труднее, чем их выражать. Различение эмоций связано также с уровнем  развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в  личный мир другого и пребывание в нем «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнера по общению. Это похоже на ситуацию, когда человек как бы временно живет другой жизнью, деликатно пребывает  в ней без оценивания и осуждения, воспринимая то, что другой едва осознает. Однако при этом отсутствуют  попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут  оказаться травмирующими. Быть эмпатичным означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким.

Исследователи эмпатии отмечают ее зависимость от вспомогательных  способностей, сходных с оценкой  и выражением эмоций: умением понять точку зрения другого человека, точно  идентифицировать эмоции других, испытывать те или иные соответствующие эмоции в ответ на эмоции других, общаться или действовать на основе этого внутреннего опыта.

Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения  качества мыслительной активности), понимание  единства рационального и эмоционального подтверждается данными клинических экспериментов, согласно которым осуществление эффективного или удовлетворительного процесса принятия решения невозможно, если мысль лишена эмоционального подкрепления. Можно предположить наличие в структуре эмоционального интеллекта эмоций, мотивирующих когнитивную деятельность, которая связана с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.

Эмоциональный интеллект  не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется посредством IQ. Это также ментальная способность, при помощи которой, однако, осуществляется переработка особого типа информации — информации эмоциональной. Однако IQ и EQ — два различных фактора жизненных достижений. Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят, взаимодействуют и общаются неконструктивно.

 

  1. Предпосылки эмоционального интеллекта

 

Внимание исследователей к эмоциональному интеллекту обусловлено тем, что она является предпосылкой про-социального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия. Высокий эмоциональный интеллект способствует теплым отношениям родителей к детям и эмоционально благополучным семейным отношениям. В то же время, он отрицательно коррелирует с проблемами в поведении, такими как агрессивные проявления, жестокость, хулиганство и употребление наркотиков, курение, антисоциальное поведение.

По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, - относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.

Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что эмоциональный  интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции  является тот факт, что нервные  пути мозга продолжают развиваться  вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным  и эмоциональное развитие, которое  проявляется в сознательном регулировании эмоций.

Последней точки зрения придерживается и Т.П. Березовская, результаты эмпирического  исследования которой указывают  на возможность развития ЭИ путем  специально организованного обучения и воспитания. В ее исследовании установлено, что обучение сценической  деятельности содействует расширению эмоциональной компетентности старшеклассников в целом, и, в частности, у юношей — развитию способности распознавать эмоции других людей и эмпатии, у  девушек — развитию произвольности в управлении эмоциональной сферой [3, 17]. Можно предположить, что обучение в школе с театральным уклоном делает возможным развитие андрогинных психологических характеристик у лиц обоего пола, что, как мы убедимся в дальнейшем, способствует повышению эмоционального интеллекта.

К биологическим предпосылкам эмоционально интеллекта можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации.

Уровень ЭИ родителей. Генетический компонент ЭИ связан в первую очередь  с полом. В исследованиях Д.Д. Гуастелло  и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей  и их матерей, в то время как между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец—сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения [1, 60].

Полученные результаты на мой взгляд, объясняются следующим  образом. С одной стороны, возможно, что уровень эмоциональности  родителей действует опосредованно: как «обогащенная среда», в которой  ребенок может приобрести необходимые  для адаптации знания, навыки и  развить уверенность в своей  эмоциональной компетентности. Наиболее значимым фактором этой среды является мать, которая, как правило, проводит с ребенком больше времени, чем отец. В подростковом и юношеском возрасте, когда семья утрачивает свою первостепенное значение как фактор развития, «обогащенной средой» для развития эмоционального интеллекта становится группа сверстников. Этим и объясняются те факты, что более значимым в развитии эмоционального интеллекта детей оказалось групповое влияние, а не семейные связи, и уровень эмоционального интеллекта в целом выше у молодого поколения, нежели у их родителей.

С другой стороны, правомерно предположение, что эмоциональный интеллект связан с функциональной асимметрией мозга, в частности с доминированием правого полушария.

 

Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи. Известно, что люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающих, чем на самих себя, лучше распознают эмоции [1, 61]. Установлено, что «правополушарные» музыканты лучше идентифицируют эмоциональное состояние говорящего, чем «левополушарные» математики; кроме того, музыканты и вокалисты обладают более развитой способностью к адекватному восприятию эмоционального состояния человека по его голосу; у лиц «художественного» типа более выражена способность к правильному определению вида эмоционального контекста звучащей речи, они более эмпатийны и тревожны. Таким образом, правополушарный тип мышления способствует более точному распознаванию эмоций других людей.

Доминирование правого полушария  выступает, на мой взгляд, в качестве определенного наследственного  задатка эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального отклика  на стимул к обстоятельствам. Слабо  развитая эмоциональная восприимчивость  частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства. Для лиц, у которых она развита высоко, характерно сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества. Таким образом, эмоциональная восприимчивость связана с эффективной обработкой информации, касающейся эмоций.

Свойства темперамента можно  отнести к врожденным задаткам эмоциональной  восприимчивости. По мнению А.В. Либина, и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы  индивидуальности, только темперамент  характеризует ее со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны  возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией [8, 421]. В структуре каждого из указанных психических явлений «существуют общие фундаментальные энергоинформационные процессы, зависящие, по-видимому, от одних и тех же биологических свойств человека (или задатков)» [8, 425]. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств.

Особенности темперамента ребенка  во многом определяют такие личностные характеристики, как нейротизм, экстраверсия и сознательность, которые высоко коррелируют с опросниками на эмоциональный интеллект. Это означает, что свойства темперамента образуют взаимосвязи с эмоциональным интеллектом — чертой личности.

Наряду с активностью  базовым параметром темперамента является эмоциональность. Высокий уровень последней может рассматриваться как показатель эмоционального интеллекта, поскольку предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов.

Исследования различий в  мышлении экстравертов и интравертов, проведенные китайскими учеными на основе использования метода классификации рисунков, позволили сделать предположение, что экстраверсия обусловливает более эффективную обработку образной информации. Это может быть связано с тем, что данное личностное свойство подразумевает склонность к широким, разнообразным социальным контактам, ориентацию не на внутренний, а на внешний мир, и соответственно способствует формированию адекватного эмоционального ответа на действия и поведение окружающих.

От особенностей темперамента во многом зависят предпочтения человеком  эмоциональных переживаний определенного  характера. Так, оркестранты-экстраверты  стремятся исполнять произведения, побуждающие к переживанию радости, к активности, и избегают переживаний, связанных с печалью. Интроверты, в свою очередь, игнорируют музыкальные  произведения, вызывающие переживания  гнева, активности и радости [6, 46].

Информация о работе Эмоциональное лидерство