Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 02:51, курсовая работа
Целью этой работы является изучение составляющих эмоционального лидерства.
Цель подразумевает решение следующих задач:
рассмотреть понятие эмоционального интеллекта;
изучить предпосылки эмоционального интеллекта;
изучить возможности развития эмоционального лидерства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие эмоционального интеллекта 4
2. Предпосылки эмоционального интеллекта 14
3. Развитие качеств эмоционального лидера 25
4. Эмоциональное лидерство в организации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
• ассимиляция эмоций в мышлении;
• различение и выражение эмоций.
Кратко охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.
Осознанная регуляция эмоций. Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредствованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством — это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен») [12, 8].
Следующий этап управления эмоциями состоит в расширении или ограничении потока эмоциональной информации, к примеру, с помощью контролирующих мыслей. Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую» и т.п. Напротив, такие мысли, как «Узнай об этом побольше», «Открой себя для этого чувства» и пр. свидетельствуют об открытости сознания для потока эмоциональных переживаний. Установлено, что в этом случае люди способны сопереживать другим, понимать глубину их чувств, т.е. проявлять эмпатию в большей степени, чем тогда, когда механизм управления эмоциональным опытом действует в направлении его ограничения.
Хотя многие аспекты регуляции
настроения возникают автоматически,
определенный метаопыт эмоциональных
состояний осознается, и он открыт
для исследования. Метаопыт переживания
настроений, сложившийся как результат
обобщения многих ситуаций (какие
настроения типичны, какие нет; какие
настроения понимаемы, какие нет), снабжает
человека данными для построения
имплицитной теории о тех ситуациях,
которые могут вызвать
Можно регулировать настроение,
ассоциируя себя с определенными
людьми. Так, отождествляя себя с людьми,
достигшими успеха в значимой для
нас области, мы можем управлять
негативными эмоциональными состояниями,
такими как зависть. Человек стремится
поддерживать позитивные настроения и
избегать негативных, «подкрепляясь»
информацией, которая способствует
позитивным представлениям о себе.
Кроме того, индивид может активно
действовать на пользу другим для
того, чтобы справиться с собственными
негативными эмоциями. Эта «помощь
в негативном эмоциональном состоянии»
рассматривается как мотив
Постоянное сдерживание
эмоций, как известно, способствует
возникновению различных
Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.
Понимание (осмысление) эмоций. Переживание эмоции и ее называние (определение) являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены, что имеет важное значение для эмоционального опыта субъекта и для его поведения. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя их. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия [13, 64].
Различение и выражение
эмоций. Различение эмоций связано
с возможностями их выражения. С
эволюционной точки зрения важно, чтобы
люди имели возможность
Овладение языком эмоций требует
усвоения общепринятых в данной культуре
форм их выражения, а также понимания
индивидуальных проявлений эмоций у
людей, с которыми человек живет
и работает. Однако различать эмоции
труднее, чем их выражать. Различение
эмоций связано также с уровнем
развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу,
эмпатический способ общения с другой
личностью имеет несколько
Исследователи эмпатии отмечают ее зависимость от вспомогательных способностей, сходных с оценкой и выражением эмоций: умением понять точку зрения другого человека, точно идентифицировать эмоции других, испытывать те или иные соответствующие эмоции в ответ на эмоции других, общаться или действовать на основе этого внутреннего опыта.
Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения качества мыслительной активности), понимание единства рационального и эмоционального подтверждается данными клинических экспериментов, согласно которым осуществление эффективного или удовлетворительного процесса принятия решения невозможно, если мысль лишена эмоционального подкрепления. Можно предположить наличие в структуре эмоционального интеллекта эмоций, мотивирующих когнитивную деятельность, которая связана с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.
Эмоциональный интеллект не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется посредством IQ. Это также ментальная способность, при помощи которой, однако, осуществляется переработка особого типа информации — информации эмоциональной. Однако IQ и EQ — два различных фактора жизненных достижений. Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят, взаимодействуют и общаются неконструктивно.
Внимание исследователей к эмоциональному интеллекту обусловлено тем, что она является предпосылкой про-социального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия. Высокий эмоциональный интеллект способствует теплым отношениям родителей к детям и эмоционально благополучным семейным отношениям. В то же время, он отрицательно коррелирует с проблемами в поведении, такими как агрессивные проявления, жестокость, хулиганство и употребление наркотиков, курение, антисоциальное поведение.
По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, - относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.
Их оппоненты (в частности,
Д. Гоулман) считают, что эмоциональный
интеллект можно и нужно
Последней точки зрения придерживается и Т.П. Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития ЭИ путем специально организованного обучения и воспитания. В ее исследовании установлено, что обучение сценической деятельности содействует расширению эмоциональной компетентности старшеклассников в целом, и, в частности, у юношей — развитию способности распознавать эмоции других людей и эмпатии, у девушек — развитию произвольности в управлении эмоциональной сферой [3, 17]. Можно предположить, что обучение в школе с театральным уклоном делает возможным развитие андрогинных психологических характеристик у лиц обоего пола, что, как мы убедимся в дальнейшем, способствует повышению эмоционального интеллекта.
К биологическим предпосылкам эмоционально интеллекта можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации.
Уровень ЭИ родителей. Генетический компонент ЭИ связан в первую очередь с полом. В исследованиях Д.Д. Гуастелло и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец—сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения [1, 60].
Полученные результаты на
мой взгляд, объясняются следующим
образом. С одной стороны, возможно,
что уровень эмоциональности
родителей действует
С другой стороны, правомерно предположение, что эмоциональный интеллект связан с функциональной асимметрией мозга, в частности с доминированием правого полушария.
Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи. Известно, что люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающих, чем на самих себя, лучше распознают эмоции [1, 61]. Установлено, что «правополушарные» музыканты лучше идентифицируют эмоциональное состояние говорящего, чем «левополушарные» математики; кроме того, музыканты и вокалисты обладают более развитой способностью к адекватному восприятию эмоционального состояния человека по его голосу; у лиц «художественного» типа более выражена способность к правильному определению вида эмоционального контекста звучащей речи, они более эмпатийны и тревожны. Таким образом, правополушарный тип мышления способствует более точному распознаванию эмоций других людей.
Доминирование правого полушария
выступает, на мой взгляд, в качестве
определенного наследственного
задатка эмоциональной
Свойства темперамента можно отнести к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости. По мнению А.В. Либина, и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует ее со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией [8, 421]. В структуре каждого из указанных психических явлений «существуют общие фундаментальные энергоинформационные процессы, зависящие, по-видимому, от одних и тех же биологических свойств человека (или задатков)» [8, 425]. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств.
Особенности темперамента ребенка во многом определяют такие личностные характеристики, как нейротизм, экстраверсия и сознательность, которые высоко коррелируют с опросниками на эмоциональный интеллект. Это означает, что свойства темперамента образуют взаимосвязи с эмоциональным интеллектом — чертой личности.
Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность. Высокий уровень последней может рассматриваться как показатель эмоционального интеллекта, поскольку предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов.
Исследования различий в мышлении экстравертов и интравертов, проведенные китайскими учеными на основе использования метода классификации рисунков, позволили сделать предположение, что экстраверсия обусловливает более эффективную обработку образной информации. Это может быть связано с тем, что данное личностное свойство подразумевает склонность к широким, разнообразным социальным контактам, ориентацию не на внутренний, а на внешний мир, и соответственно способствует формированию адекватного эмоционального ответа на действия и поведение окружающих.
От особенностей темперамента
во многом зависят предпочтения человеком
эмоциональных переживаний