Министерство
образования Р.Ф.
ХГУ им. Н.Ф.
Катанова
Институт
непрерывного педагогического образования
Кафедра
«Психологии развития».
Контрольная
работа по детской психологии
Тема: «Эмоциональное
развитие в дошкольном возрасте».
Выполнила:
Студент
ДПП 2 курс гр.№ 1В.
Проверил:
старший преподаватель кафедры
П.Р.
Абакан 2011год.
План:
1.
Введение.
2. Воспитание
эмоций и чувств у дошкольника:
а) Эмоции и воспитательный процесс.
б) Развитие эмоций в деятельности.
в) Значение эмоций.
3.
Развитие мотивационной сферы детей дошкольного
возраста:
а) Условия формирования социальных мотивов
поведения ребенка.
б) Влияние эмоций на возникновение у ребенка
социальных мотивов.
4.
Роль семьи в воспитании эмоциональной
отзывчивости ребенка.
5.Значение
игры для преодоления эмоциональных трудностей
дошкольника.
6.Заключение.
7.Список
литературы.
1.Введение.
Дошкольное
воспитание как первое звено
общей системы народного образования
играет важную роль в жизни
нашего общества, осуществляя заботу
об охране и укрепления здоровья
детей, создавая условия для
их всестороннего развития в
раннем и дошкольном возрасте.
Ведущую
роль в психическом развитии
и становлении детской личности
играет обучение в широком
смысле слова, которое заключается
в усвоении общественного опыта,
накопленного предшествующими поколениями,
в овладении материальной и
духовной культурой, созданной
человечеством.
Процесс
воспитания предполагает не только
активное воздействие взрослого
на ребенка, но и деятельность
самого ребенка (игровую, учебную,
трудовую), имеющую свои цели, направленность,
мотивы. Задача гармоничного развития
детей дошкольного возраста предполагает
также обязательно достаточно
высокий уровень развития его
эмоциональной сферы, социальной
ориентации и нравственной позиции.
Развитие
ребенка представляет собой сложное,
целостное образование, состоящее
из ряда взаимосвязанных уровней
регуляции поведения и характеризующееся
системным соподчинением мотивов
деятельности ребенка. Вопрос
о мотивах деятельности и поведения
дошкольника - это вопрос о
том, что конкретно побуждает
ту или иную деятельность или
поступок ребенка.
Развитие
мотивов тесно связано с развитием
эмоций. Эмоции играют определенную
роль как в реализации уже существующих
у ребенка конкретных мотивов отдельных
видов деятельности, так и в формировании
новых мотивов более высокого уровня,
таких как познавательный, нравственный,
трудовой и др. Эмоции в значительной
степени определяют эффективность обучения
в узком смысле слова (как усвоения), а
также принимают участие в становлении
любой творческой деятельности ребенка,
в развитии его мышления. Эмоции имеют
первостепенное значение для воспитания
в личности социально значимых черт: гуманности,
отзывчивости, человечности и др.
Проблема
развития эмоций, их роли в
возникновении мотивов как регуляторов
деятельности и поведения ребенка
является одной из наиболее
важных и сложных проблем психологии
и педагогики, поскольку дает
представление не только об
общих закономерностях развития
психики детей и ее отдельных
сторонах, но и об особенностях
становления личности дошкольника.
Однако
со стороны родителей и педагогов
прохождению этапов эмоционального
развития, как правило, не уделяется
большого внимания.
Объект
исследования: социально-психологическое
развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоционально-личностное
развитие детей дошкольного возраста.
Цель
исследования: показать формирование
необходимых механизмов эмоциональной
регуляции поведения в дошкольном
возрасте.
В соответствии
с целью, объектом и предметом
исследования определяются его основные
задачи:
1. Изучение
психолого-педагогической литературы
по теме исследования;
2. изучение
воспитания эмоций и чувств
у дошкольника;
3. изучение
развития мотивационной сферы
детей дошкольного возраста;
4. изучение
роли семьи в воспитании эмоциональной
отзывчивости ребенка;
5. изучение
значения игры для преодоления
эмоциональных трудностей дошкольника.
2.Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.
а) Эмоции и воспитательный процесс.
С
первых лет жизни ребенок под
влиянием взрослых, а также в
процессе игр, посильного труда,
учения активно овладевает опытом
предшествующих поколений, усваивает
нормы и идеалы нашего общества,
что приводит не только к
накоплению известной суммы знаний,
но и к развитию способностей,
формированию необходимых качеств
детской личности. Для полноценного
развития дошкольника особенно
важна целенаправленность педагогического
процесса.
В
дошкольные годы закладываются
основы здоровья и физического
развития человека. Серьезным недостатком
дошкольного воспитания является
малоподвижность детей: если они
много занимаются сидя, мало двигаются
и играют на свежем воздухе,
то это плохо сказывается не
только на физическом, но и
на их духовном развитии, снижает
тонус их нервной системы, угнетает
психическую активность. У физически
ослабленных детей, подверженных
быстрому утомлению, эмоциональный
тонус и настроение снижены.
Это, в свою очередь, отрицательно
влияет на характер умственной
работоспособности детей.
Умственное
воспитание призвано обеспечить не только
усвоение суммы знаний и умений,
но и планомерное формирование познавательных
способностей ребенка.
Умственное
воспитание детей старшего дошкольного
возраста тесно связано с проблемой
подготовки к школьному обучению.
Современные исследования показывают,
что интеллектуальные возможности
ребенка-дошкольника значительно
выше, чем предполагалось ранее.
Эффективность
самого обучения (в узком смысле
этого слова) в большей мере
зависит от того, как ребенок
эмоционально относится к обучающему,
к предложенному им заданию,
какие чувства вызывает у него
сложившаяся ситуация, как он переживает
свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные
проявления существенно влияют не только
на уровень интеллектуального развития
ребенка, но и более широко - на его умственную
активность и даже на творческие способности.
Поэтому,
рассматривая уровень подготовленности
ребенка к школьному обучению,
прежде всего, имеется в виду
его личностная готовность как
единство его интеллектуальных
качеств с активным эмоциональным
отношением к окружающим.
Важное
место в дошкольной педагогике
занимает художественное воспитание,
оказывающее влияние не только
на эстетическое, но и на умственное
и нравственное воспитание ребенка.
Участие
детей в различных видах художественной
деятельности начинается с раннего
детства. Дети слушают и рассказывают
сказки, читают стихи, поют и
танцуют. Даже у детей младшего
возраста такого рода исполнение
вызывает эмоциональные переживания
разной степени выраженности
и длительности. В дальнейшем
проявление эмоций детей становится
все более многообразным: и
характер возникающих у ребенка
образов (музыкальных, литературных,
графических), и отношение к персонажам
сказок и рассказов, и сама
исполнительная деятельность (танец,
песня, рассказывание) - все проникнуто
детскими переживаниями, отражает
их собственный социальный опыт
и развивает его.
Проблема
нравственного воспитания детей
дошкольного возраста - существенная
и вместе с тем трудная.
Ребенок
рождается не злым и не добрым,
не нравственным, не безнравственным.
То, какие нравственные качества
у него разовьются, зависит, прежде
всего, от отношения к нему
окружающих, от того, как они его
воспитывают. Правильные представления
о моральном облике человека,
о его отношении к другим
людям, к самому себе, к своим
трудовым и гражданским обязанностям
должны стать для ребенка образцами
для подражания. Вместе с тем
у него должно быть сформировано
понимание того, что хорошо и
что плохо; почему одни поступки
скверные, а другие заслуживают
одобрения.
Однако
только знания моральных требований
еще не достаточно для того,
чтобы ребенок вел себя нравственно.
Если родители и воспитатели
с помощью морализирующих бесед
уделяют внимание лишь формированию
нравственных представлений, не
заботясь о практике взаимоотношений
детей с окружающими людьми, могут
возникнуть случаи «нравственного
формализма», когда дети хорошо
знают нравственные нормы и
даже правильно о них рассуждают,
но сами нарушают, не считаясь
с интересами окружающих.
Чтобы
предупредить подобное расхождение
знаний и реального поведения,
необходимо, чтобы нравственные
представления ребенка превратились
в движущие мотивы его поведения. Важно,
чтобы у него возникло не только понимание,
но и положительное эмоциональное отношение
к своим нравственным обязанностям. Он
знает, что надо помогать малышам, и активно
делает это; он понимает, что плохо быть
грубым и сам восстает против грубости
других и т.д.
Для
обеспечения подлинно всестороннего
и гармоничного развития детской
личности необходимо более тесно,
более органично связать физическое
воспитание ребенка с умственным,
умственное с нравственным, нравственное
с эстетическим и т.п. Центральным
звеном всей этой системы является
нравственно-трудовое воспитание
дошкольников, которое призвано
заложить уже в первые годы
жизни ребенка основы активной
жизненной позиции, понимания
своих обязанностей и готовности
выполнять эти обязанности, единства
слова и дела.
Нет
сомнения в том, что трудовое
воспитание надо начинать уже
в дошкольном детстве.
Важно,
чтобы любое практическое задание,
предложенное дошкольнику, не
было самоцелью, а способствовало
формированию у малышей начал
трудолюбия, уважения к труду
взрослых, готовности и умения
сделать что-то самим. Чтобы
воспитать у ребенка такие
качества, следует воздействовать
не только на знания и умения,
но и на его эмоциональную
сферу.
б) Развитие эмоций в деятельности.
Воспитание
чувств у ребенка, начиная с
первых лет его жизни, является
важнейшей педагогической задачей,
не менее, а в каком-то смысле
даже более важной, чем воспитание
его ума. Ибо то, как будут
усваиваться новые знания и
умения, и ради достижения каких
целей они будут использоваться
в дальнейшем, решающим образом
зависит от характера отношения
ребенка к людям и к окружающей
действительности.
Формирование
высших человеческих чувств происходит
в процессе усвоения ребенком
социальных ценностей, социальных
требований, норм и идеалов, которые
при определенных условиях становятся
внутренним достоянием детской
личности, содержанием побудительных
мотивов его поведения. В результате
такого усвоения ребенок приобретает
своеобразную систему эталонов
ценностей, сопоставляя с которыми
наблюдаемые явления, он оценивает
их эмоционально как привлекательные
или отталкивающие, как добрые
или злые, как красивые или
безобразные.
Для
того чтобы ребенок не только
понял объективное значение норм
и требований, но и проникся
к ним соответствующим эмоциональным
отношением, для того, чтобы они
стали критериями его эмоциональных
оценок своих и чужих поступков,
недостаточно объяснений и указаний
воспитателя и других взрослых.
Эти объяснения должны найти
подкрепление в собственном практическом
опыте ребенка, в опыте его
деятельности. Причем решающую роль
здесь играет включение дошкольника
в содержательную, совместную с другими
детьми и взрослыми деятельность. Она
позволяет ему непосредственно пережить,
прочувствовать необходимость выполнения
определенных норм и правил для достижения
важных и интересных целей.
Итак,
эмоции ребенка развиваются в
деятельности и зависят от
содержания и структуры этой
деятельности.
По
мере развития у ребенка формируются
новые потребности и интересы.
Он начинает интересоваться не
только узким кругом вещей,
которые непосредственно связаны
с удовлетворением его органической
потребности в пище, в тепле,
в физическом уходе. Интересы
его распространяются на более
широкий мир окружающих предметов,
явлений и событий, а вместе
с тем эмоциональные проявления
его становятся сложнее и содержательнее.