Постепенно
у ребенка возникают простейшие
моральные переживания. Появляется
еще наивное удовлетворение при
выполнении требований окружающих.
«Я не ел конфетки, которые
ты не позволила есть», - с гордостью
заявляет матери ребенок двух
с половиной лет.
Таким
образом, эмоциональные переживания
начинают вызываться не только
тем, что просто приятно или
неприятно, но и тем, что
хорошо или плохо, что соответствует
или противоречит требованиям
окружающих людей.
К
началу дошкольного возраста
ребенок приходит уже с относительно
богатым эмоциональным опытом. Он
обычно довольно живо реагирует
на радостные и печальные события,
легко проникается настроением
окружающих его людей. Выражение
эмоций носит у него весьма
непосредственный характер, они
бурно проявляются в его мимике,
словах, движениях.
Особое
значение для маленького ребенка
имеет установление теплых, ласковых
отношений с воспитателем.
Значительное,
но не всегда достаточно учитываемое
влияние оказывает на эмоциональное
состояние ребенка оценка воспитателем
его поступков. У большинства
детей положительные оценки воспитателя
повышают тонус нервной системы,
увеличивают эффективность выполняемой
деятельности. В то же время
отрицательные оценки, особенно
если они повторяются, создают
подавленное настроение, угнетают
физическую и умственную активность.
Для
понимания детских эмоций воспитателю
необходимо выявить источники
их происхождения, лежащие в
осмысленной деятельности ребенка,
под влиянием которой он начинает
по-новому не только понимать,
но и переживать этот мир.
Музыкальные
занятия, слушание сказок и
художественных рассказов, знакомство
с родной природой, драматизированные
игры, лепка, рисование развивают
у дошкольника эстетические переживания,
учат чувствовать красоту в окружающей
жизни и в произведениях искусства.
Занятия
и дидактические игры, обогащающие
его новыми знаниями, заставляющие
напрягать его свой ум для
решения какой-либо познавательной
задачи, развивают у дошкольников
различные интеллектуальные эмоции.
Удивление при встрече с новым,
неизвестным, любопытство и любознательность,
уверенность или сомнения в
своих суждениях, радость от
найденного решения - все эти
эмоции являются необходимой
составной частью мыслительной
деятельности.
Наконец,
и это самое важное, нравственное
воспитание, знакомство с жизнью
людей, выполнение посильных трудовых
заданий, практическое овладение
нормами поведения в семье
и в коллективе детского сада
формируют у дошкольников сферу
эмоциональных проявлений.
Нравственные
чувства развиваются у ребенка
в процессе деятельности, в результате
практического выполнения нравственных
требований, которые предъявляют
к нему окружающие люди.
На
четвертом - пятом году жизни
у ребенка впервые появляются
зачатки чувства долга. Это
связано с формированием простейших
нравственных представлений относительно
того, что хорошо и что плохо.
Возникают переживания удовольствия,
радости при удачном выполнении
своих обязанностей и огорчения
при нарушении установленных
требований. Подобного рода эмоциональные
переживания возникают главным
образом во взаимоотношениях
ребенка с близким ему человеком
и постепенно распространяются
на более широкий круг людей.
Зачатки
чувства долга у дошкольника
неотделимы от его действий
и поступков, совершаемых при
выполнении тех нравственных
требований, которые предъявляются
ребенку в семье и в детском
саду. Причем вначале они проявляются
лишь в процессе действий и
только позднее - до их совершения,
как бы эмоционально предвосхищая
последующее поведение.
Характер
развития высших специфически
человеческих эмоций (сопереживания
и сочувствия) является одним
из существенных условий того,
что в одних случаях нравственные
нормы и принципы усваиваются
детьми и регулируют их поведение,
а в других - они остаются только
знанием, не побуждающим к действию.
Какие
же условия жизни и деятельности
детей способствуют возникновению
у них активного, действенного
эмоционального отношения к другим
людям?
На
всех ступенях общественного
воспитания, начиная с детского
сада, вопросы собственно обучения,
т.е. получения знаний и умений,
занимают, как правило, преимущественное
место перед вопросами воспитания.
Вопросы же нравственного характера
- чуткости и гуманности, внимательного
и доброго отношения к взрослым
и сверстникам - занимают в
практике детского сада нередко подчиненное
положение по отношению к вопросам приобретения
знаний.
Эта
тенденция некоторой односторонности
педагогического процесса порой
усугубляется семейными условиями
жизни детей. Многие семьи в
настоящее время воспитывают
преимущественно одного ребенка,
которого члены семьи опекают
и о котором заботятся длительное
время. Обилие игрушек, предметов
развлечения и т.д. при отсутствии
каждодневной заботы о другом
человеке также способствует
тому, что обучение детей доброте,
чуткости сводится иногда к
минимуму.
У
детей дошкольного возраста формирование
нравственных чувств и знаний
зависит от видов и задач
деятельности.
Например,
трудовая деятельность была организована
таким образом, что требовала
совместных усилий и взаимопомощи,
и для этого создавались благоприятные
условия, способствующие возникновению
общности эмоциональных переживаний
и взаимной симпатии между
членами группы. Если такая работа
педагогом не проводилась и
деятельность детской группы
по своему содержанию была
лишена объединяющего начала, а
цели одного члена группы объективно
приходили в противоречие с
целями другого, то в этих
условиях начинали складываться
отрицательные отношения между
детьми, легко возникали ссоры.
Условия возникновения нравственных
эмоций и их качественные особенности
(сила, длительность, устойчивость) различны
в каждой из ситуаций, отличающихся
по задачам, структуре и содержанию
деятельности.
Так,
условия индивидуального выполнения
заданий, когда ребенок действовал
рядом со сверстником, и каждый
из них имел все необходимое
для выполнения задания, не
способствовали объединению и
взаимопомощи. Характерно, что при
этом в целом положительный
эмоциональный фон деятельности
нарушался часто ссорами, обидами,
недовольством, возникающими в
ответ на успешное действие
сверстника, на его удачный результат.
В
то же время при изготовлении
общего продукта первые действия
приводили также к отрицательным
эмоциям: неуступчивости, несогласованности,
обидам. Однако по мере того, как
каждый из детей уяснял смысл
общей деятельности и свое
место в ней, эмоции детей
приобретали иной характер. Интенсивнее
и ярче переживались неудачные
действия, а переживания побуждали
детей сообща искать способы
преодоления трудностей.
Под
влиянием совершаемой ребенком
деятельности у него формируется
новое отношение не только
к людям, но и к вещам.
Так, например, у детей раннего
возраста эмоциональное предпочтение
возникает к тем игрушкам, которыми
они научились пользоваться и
которые стали необходимыми для
игры.
На
основании сказанного можно заключить,
что внутреннее эмоциональное
отношение ребенка к окружающей
действительности как бы вырастает
из его практических взаимодействий
с этой действительностью и
что новые эмоции возникают
и развиваются в процессе его
чувственно-предметной деятельности.
Вместе
с тем существенный вклад в
развитие мотивационно-эмоциональной
сферы детей вносят и такие
виды детской деятельности, как
игра и знакомство с художественными
произведениями.
Итак,
на протяжении детства эмоции
проходят путь прогрессивного
развития, приобретая все более
богатое содержание и все более
сложные формы под влиянием
социальных условий жизни и
воспитания.
в)Значение эмоций.
Эмоции
играют своеобразную ориентирующую
и регулирующую роль в той
деятельности, в которой они формируются.
Когда
взрослый предлагает ребенку
задание, он объясняет, зачем
оно выполняется, т.е. мотивирует
необходимость деятельности. Однако
то, что выдвигает в качестве
мотива взрослый, далеко не сразу
становится мотивом действия
ребенка.
С
первых дней жизни ребенок
сталкивается с многообразием
окружающего мира (люди, предметы, события).
Взрослые, прежде всего родители,
не только знакомят малыша
со всем тем, что его окружает,
но всегда в той или иной
форме выражают свое отношение
к вещам, поступкам, явлениям
с помощью интонаций, мимики, жестов,
речи.
Результатом
такой познавательной деятельности
является наблюдаемое уже в
раннем детстве выраженное, субъективное,
избирательное отношение ребенка
к предметам, которые находятся
вокруг него. Малыш четко выделяет
из окружающей среды, прежде
всего, близких ему людей. Он
начинает искать мать, плачет, если
ее нет рядом. Постепенно меняется
отношение ребенка к другим
объектам. В раннем и дошкольном
возрасте у детей появляются
особо любимые игрушки, книги,
посуда, одежда, отдельные слова,
движения.
Одновременно
со знакомством с различными
свойствами и качествами вещей
маленький ребенок получает некоторые
эталоны отношений и человеческих
ценностей: одни предметы, действия,
поступки приобретают знак желаемых,
приятных; другие, наоборот, «метятся»
как отвергаемые. Нередко уже
здесь, мотив деятельности, заданный
взрослым, может подменяться иным,
собственным мотивом, может смещаться
на другие объекты или действия.
На
протяжении детства, наряду с
переживаниями удовольствия и
неудовольствия, связанными с удовлетворением
или неудовлетворением непосредственных
желаний, у ребенка возникают
более сложные чувства, вызванные
тем, на сколько хорошо выполнил
он свои обязанности, какое
значение имеют совершаемые им действия
для других людей и в какой мере соблюдаются
им самим и окружающими определенные нормы
и правила поведения.
Как
одно из условий возникновения
у дошкольника сложных эмоций
и чувств обнаруживается взаимосвязь
и взаимозависимость эмоциональных
и познавательных процессов -
двух наиболее важных сфер
его психического развития.
Воспитание
чувств у ребенка должно служить,
прежде всего, формированию гармонически
развитой личности, и одним из
показателей этой гармонии является
определенное соотношение интеллектуального
и эмоционального развития. Недооценка
этого требования, как правило,
ведет к преувеличенному, одностороннему
развитию какого-то одного качества,
чаще всего интеллекта, что, во-первых,
не дает возможности глубоко
понять особенности самого мышления
и управления его развитием,
а во-вторых, не позволяет до
конца уяснить роль таких мощных
регуляторов поведения ребенка,
как мотивы и эмоции.
Можно
предположить, что в ходе любой
деятельности ребенок одинаково
готов раскрыть свои интеллектуальные
возможности и проявить эмоциональное
отношение. Однако, получаемая ребенком
информация, может приобретать совершенно
разный смысл. Поэтому в одних
случаях перед ним возникают
чисто познавательные задачи, а
в других - задачи мотивационно-эмоционального
характера, которые требуют уяснения смысла
этой ситуации.
Основную
роль в развитии чувств ребенка
играет его практическая деятельность,
в ходе которой он вступает
в реальные взаимоотношения с
окружающим миром и усваивает
созданные обществом ценности, овладевает
социальными нормами и правилами
поведения. Придавая решающее
значение практической деятельности
в развитии детских чувств, следует
иметь в виду, что уже в первые
годы жизни на ее основе
начинают складываться особые
формы ориентировочно-исследовательских
действий, направленных на выяснение
того, какое (положительное или
отрицательное) значение имеют
те или иные объекты для
самого ребенка, для удовлетворения
его материальных и духовных
потребностей.
Простейшие
виды такого рода ориентировки,
называемой мотивационно-смысловой,
осуществляются при помощи системы
пробующих действий. Ребенок как
бы предварительно испытывает
воспринимаемый объект с точки
зрения своих потребностей и
возможностей, проникаясь соответственно
положительным или отрицательным
отношением к нему, что определяет
в значительной мере характер
и направленность последующей
детской деятельности.