Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Содержание работы

1. Введение.
2. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника:
а) Эмоции и воспитательный процесс.
б) Развитие эмоций в деятельности.
в) Значение эмоций.
3. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста:
а) Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка.
б) Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов.
4. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.
5.Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей
дошкольника.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по детской психологии.docx

— 50.64 Кб (Скачать файл)

 Постепенно  у ребенка возникают простейшие  моральные переживания. Появляется  еще наивное удовлетворение при  выполнении требований окружающих. «Я не ел конфетки, которые  ты не позволила есть», - с гордостью  заявляет матери ребенок двух  с половиной лет.

 Таким  образом, эмоциональные переживания  начинают вызываться не только  тем, что просто приятно или  неприятно, но и тем, что  хорошо или плохо, что соответствует  или противоречит требованиям  окружающих людей.

 К  началу дошкольного возраста  ребенок приходит уже с относительно  богатым эмоциональным опытом. Он  обычно довольно живо реагирует  на радостные и печальные события,  легко проникается настроением  окружающих его людей. Выражение  эмоций носит у него весьма  непосредственный характер, они  бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

 Особое  значение для маленького ребенка  имеет установление теплых, ласковых  отношений с воспитателем.

 Значительное, но не всегда достаточно учитываемое  влияние оказывает на эмоциональное  состояние ребенка оценка воспитателем  его поступков. У большинства  детей положительные оценки воспитателя  повышают тонус нервной системы,  увеличивают эффективность выполняемой  деятельности. В то же время  отрицательные оценки, особенно  если они повторяются, создают  подавленное настроение, угнетают  физическую и умственную активность.

 Для  понимания детских эмоций воспитателю  необходимо выявить источники  их происхождения, лежащие в  осмысленной деятельности ребенка,  под влиянием которой он начинает  по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

 Музыкальные  занятия, слушание сказок и  художественных рассказов, знакомство  с родной природой, драматизированные  игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

 Занятия  и дидактические игры, обогащающие  его новыми знаниями, заставляющие  напрягать его свой ум для  решения какой-либо познавательной  задачи, развивают у дошкольников  различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым,  неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в  своих суждениях, радость от  найденного решения - все эти  эмоции являются необходимой  составной частью мыслительной  деятельности.

 Наконец,  и это самое важное, нравственное  воспитание, знакомство с жизнью  людей, выполнение посильных трудовых  заданий, практическое овладение  нормами поведения в семье  и в коллективе детского сада  формируют у дошкольников сферу  эмоциональных проявлений.

 Нравственные  чувства развиваются у ребенка  в процессе деятельности, в результате  практического выполнения нравственных  требований, которые предъявляют  к нему окружающие люди.

 На  четвертом - пятом году жизни  у ребенка впервые появляются  зачатки чувства долга. Это  связано с формированием простейших  нравственных представлений относительно  того, что хорошо и что плохо.  Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении  своих обязанностей и огорчения  при нарушении установленных  требований. Подобного рода эмоциональные  переживания возникают главным  образом во взаимоотношениях  ребенка с близким ему человеком  и постепенно распространяются  на более широкий круг людей.

 Зачатки  чувства долга у дошкольника  неотделимы от его действий  и поступков, совершаемых при  выполнении тех нравственных  требований, которые предъявляются  ребенку в семье и в детском  саду. Причем вначале они проявляются  лишь в процессе действий и  только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая  последующее поведение.

 Характер  развития высших специфически  человеческих эмоций (сопереживания  и сочувствия) является одним  из существенных условий того, что в одних случаях нравственные  нормы и принципы усваиваются  детьми и регулируют их поведение,  а в других - они остаются только  знанием, не побуждающим к действию.

 Какие  же условия жизни и деятельности  детей способствуют возникновению  у них активного, действенного  эмоционального отношения к другим  людям?

 На  всех ступенях общественного  воспитания, начиная с детского  сада, вопросы собственно обучения, т.е. получения знаний и умений, занимают, как правило, преимущественное  место перед вопросами воспитания. Вопросы же нравственного характера  - чуткости и гуманности, внимательного  и доброго отношения к взрослым  и сверстникам - занимают в  практике детского сада нередко подчиненное положение по отношению к вопросам приобретения знаний.

 Эта  тенденция некоторой односторонности  педагогического процесса порой  усугубляется семейными условиями  жизни детей. Многие семьи в  настоящее время воспитывают  преимущественно одного ребенка,  которого члены семьи опекают  и о котором заботятся длительное  время. Обилие игрушек, предметов  развлечения и т.д. при отсутствии  каждодневной заботы о другом  человеке также способствует  тому, что обучение детей доброте,  чуткости сводится иногда к  минимуму.

 У  детей дошкольного возраста формирование  нравственных чувств и знаний  зависит от видов и задач  деятельности.

 Например, трудовая деятельность была организована  таким образом, что требовала  совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные  условия, способствующие возникновению  общности эмоциональных переживаний  и взаимной симпатии между  членами группы. Если такая работа  педагогом не проводилась и  деятельность детской группы  по своему содержанию была  лишена объединяющего начала, а  цели одного члена группы объективно  приходили в противоречие с  целями другого, то в этих  условиях начинали складываться  отрицательные отношения между  детьми, легко возникали ссоры.  Условия возникновения нравственных  эмоций и их качественные особенности  (сила, длительность, устойчивость) различны  в каждой из ситуаций, отличающихся  по задачам, структуре и содержанию  деятельности.

 Так,  условия индивидуального выполнения  заданий, когда ребенок действовал  рядом со сверстником, и каждый  из них имел все необходимое  для выполнения задания, не  способствовали объединению и  взаимопомощи. Характерно, что при  этом в целом положительный  эмоциональный фон деятельности  нарушался часто ссорами, обидами,  недовольством, возникающими в  ответ на успешное действие  сверстника, на его удачный результат.

 В  то же время при изготовлении  общего продукта первые действия  приводили также к отрицательным  эмоциям: неуступчивости, несогласованности,  обидам. Однако по мере того, как  каждый из детей уяснял смысл  общей деятельности и свое  место в ней, эмоции детей  приобретали иной характер. Интенсивнее  и ярче переживались неудачные  действия, а переживания побуждали  детей сообща искать способы  преодоления трудностей.

 Под  влиянием совершаемой ребенком  деятельности у него формируется  новое отношение не только  к людям, но и к вещам.  Так, например, у детей раннего  возраста эмоциональное предпочтение  возникает к тем игрушкам, которыми  они научились пользоваться и  которые стали необходимыми для  игры.

 На  основании сказанного можно заключить,  что внутреннее эмоциональное  отношение ребенка к окружающей  действительности как бы вырастает  из его практических взаимодействий  с этой действительностью и  что новые эмоции возникают  и развиваются в процессе его  чувственно-предметной деятельности.

 Вместе  с тем существенный вклад в  развитие мотивационно-эмоциональной  сферы детей вносят и такие  виды детской деятельности, как  игра и знакомство с художественными  произведениями.

 Итак, на протяжении детства эмоции  проходят путь прогрессивного  развития, приобретая все более  богатое содержание и все более  сложные формы под влиянием  социальных условий жизни и  воспитания.

          в)Значение эмоций.

 Эмоции  играют своеобразную ориентирующую  и регулирующую роль в той  деятельности, в которой они формируются.

 Когда  взрослый предлагает ребенку  задание, он объясняет, зачем  оно выполняется, т.е. мотивирует  необходимость деятельности. Однако  то, что выдвигает в качестве  мотива взрослый, далеко не сразу  становится мотивом действия  ребенка.

 С  первых дней жизни ребенок  сталкивается с многообразием  окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша  со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной  форме выражают свое отношение  к вещам, поступкам, явлениям  с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

 Результатом  такой познавательной деятельности  является наблюдаемое уже в  раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка  к предметам, которые находятся  вокруг него. Малыш четко выделяет  из окружающей среды, прежде  всего, близких ему людей. Он  начинает искать мать, плачет, если  ее нет рядом. Постепенно меняется  отношение ребенка к другим  объектам. В раннем и дошкольном  возрасте у детей появляются  особо любимые игрушки, книги,  посуда, одежда, отдельные слова,  движения.

 Одновременно  со знакомством с различными  свойствами и качествами вещей  маленький ребенок получает некоторые  эталоны отношений и человеческих  ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных; другие, наоборот, «метятся»  как отвергаемые. Нередко уже  здесь, мотив деятельности, заданный  взрослым, может подменяться иным, собственным мотивом, может смещаться  на другие объекты или действия.

 На  протяжении детства, наряду с  переживаниями удовольствия и  неудовольствия, связанными с удовлетворением  или неудовлетворением непосредственных  желаний, у ребенка возникают  более сложные чувства, вызванные  тем, на сколько хорошо выполнил  он свои обязанности, какое  значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

 Как  одно из условий возникновения  у дошкольника сложных эмоций  и чувств обнаруживается взаимосвязь  и взаимозависимость эмоциональных  и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер  его психического развития.

 Воспитание  чувств у ребенка должно служить,  прежде всего, формированию гармонически  развитой личности, и одним из  показателей этой гармонии является  определенное соотношение интеллектуального  и эмоционального развития. Недооценка  этого требования, как правило,  ведет к преувеличенному, одностороннему  развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко  понять особенности самого мышления  и управления его развитием,  а во-вторых, не позволяет до  конца уяснить роль таких мощных  регуляторов поведения ребенка,  как мотивы и эмоции.

 Можно  предположить, что в ходе любой  деятельности ребенок одинаково  готов раскрыть свои интеллектуальные  возможности и проявить эмоциональное  отношение. Однако, получаемая ребенком  информация, может приобретать совершенно  разный смысл. Поэтому в одних  случаях перед ним возникают  чисто познавательные задачи, а  в других - задачи мотивационно-эмоционального характера, которые требуют уяснения смысла этой ситуации.

 Основную  роль в развитии чувств ребенка  играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает  в реальные взаимоотношения с  окружающим миром и усваивает  созданные обществом ценности, овладевает  социальными нормами и правилами  поведения. Придавая решающее  значение практической деятельности  в развитии детских чувств, следует  иметь в виду, что уже в первые  годы жизни на ее основе  начинают складываться особые  формы ориентировочно-исследовательских  действий, направленных на выяснение  того, какое (положительное или  отрицательное) значение имеют  те или иные объекты для  самого ребенка, для удовлетворения  его материальных и духовных  потребностей.

 Простейшие  виды такого рода ориентировки, называемой мотивационно-смысловой,  осуществляются при помощи системы  пробующих действий. Ребенок как  бы предварительно испытывает  воспринимаемый объект с точки  зрения своих потребностей и  возможностей, проникаясь соответственно  положительным или отрицательным  отношением к нему, что определяет  в значительной мере характер  и направленность последующей  детской деятельности.

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте