Эмоциональные
реакции и состояния детей
могут быть чрезвычайно разнообразны
по силе, длительности и устойчивости
переживаний. Они вызываются различными
воздействиями: отдельными физическими
раздражителями (звуком, светом, болевым
воздействием), сложными условиями
того или иного вида деятельности
(пониманием задачи, характером материала,
особенностями продукта и т.д.),
отношением других людей - сверстников
и взрослых. Эти разные по содержанию
эмоции отличаются также глубиной
протекания и последствиями. Так,
ребенок может ощутить сильную
физическую боль и тем не
менее он довольно быстро забудет
ее. В то же время он может
испытать унижение или оскорбление,
причиненные ему сверстниками; переживание
такого отношения окажется очень
устойчивым и повлияет на последующие
взаимоотношения со сверстниками.
Исходя
из того, что человек и человеческая
жизнь в системе материальных
и духовных ценностей занимает
высшее место, следует предполагать,
что эмоции, связанные с другим
человеком, занимают в эмоциональном
опыте ребенка особое место.
Но
бывает, что дети воспитываются
в такой атмосфере, когда в
семье создается культ материального
окружения (так называемый «вещизм»),
к которому взрослые проявляют
особо эмоциональное, заботливое
и бережное отношение и которое,
соответственно, прививается детям:
культ современной мебели, красивой
одежды, нарядных украшений, модных
коллекций и т.д.
Такого
рода выраженный «вещизм» сопровождается
принижением человека, его чувств,
его отношений. Причем у детей
он проявляется весьма своеобразно.
Например, ребенок, воспитанный в
атмосфере культа внешней красивости
(одежды, украшений), умеющий беречь
и поддерживать эту красивость,
проявляет нескрываемое чувство
брезгливости, увидев у сверстника
пятно на платье, заштопанный
рукав кофточки или рубашки.
В ситуациях налаживания детских
взаимоотношений такой дошкольник
совершенно безучастен к переживаниям
других детей.
В
эмоциональных проявлениях одного
ребенка могут иметь существенные
расхождения способность испытывать
разнообразные эмоции и характер
проявления эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональность связана с особенностями
элементарных реакций человеческого
организма (на звук, свет и т.д.),
а эмоциональная отзывчивость
на состояние другого человека,
- это эмоция высшего порядка,
имеющая нравственное содержание.
Эмоциональность
ребенка как особенность поведения
доступна поверхностному наблюдению
более, чем эмоциональная отзывчивость.
Чаще всего именно эмоциональность
обращает на себя внимание, выступая
в разнообразных формах: чрезмерной
ранимости, повышенной обидчивости,
плаксивости и др.
При
правильных условиях обучения
и воспитания чрезмерная чувствительность
может быть перестроена и подчинена
эмоциональному поведению более
высокого уровня. Но иногда необходимо
создание специальных ситуаций,
которые были бы для ребенка
значимыми и которые, затронув
внутренние «струны» его личности,
могли бы раскрыть возможности
эмоционального отклика дошкольника.
В
умении различать проявления
чувствительности и эмоциональной
отзывчивости детей, а также
в развитии и воспитании у
них высших, человеческих эмоций
и заключается одна из важных
воспитательных задач, стоящих
перед родителями и педагогами.
Процесс
формирования простейших социальных
мотивов деятельности, заключающихся
в стремлении сделать полезное
не только для себя, но и
для других, можно наблюдать на
примере коллективной трудовой
деятельности дежурных (дежурство
в столовой, в игровом уголке
и т.д.).
Предварительно
воспитатель разъясняет смысл
работы, стремясь выработать у
детей своеобразную ориентацию
на предстоящую деятельность
и сформировать у них предварительные
представления о социальной значимости
этих действий.
В
дальнейшем педагог регулярно
оценивает вместе с детьми
работу дежурных. Таким образом,
создается довольно жесткая система
групповых требований и ожиданий.
Первоначально
часть детей отказывается от
дежурств, стремясь переложить свои
обязанности на кого-либо другого,
а остальные дети, хотя и принимают
задание, но не всегда хорошо
его выполняют.
Затем
в созданных условиях коллективной
деятельности поведение детей
начинает упорядочиваться, выполнение
обязанностей дежурного приобретает
более организованный характер.
Впоследствии,
дети - одни раньше, другие позднее
- переходят на более высокую
ступень формирования социальных
мотивов поведения. Характерным
здесь является то, что ребенок
начинает выполнять свои маленькие
обязанности не ради похвалы
взрослого и не ради достижения
лидерства, а ради результата,
стремясь удовлетворить потребности
окружающих людей. Теперь он
действует по собственной инициативе
- это свидетельствует о превращении
усваиваемых социальных норм
и требований во внутренние
мотивы деятельности.
В
ходе формирования новых мотивов
поведения существенно изменяется
характер эмоциональных проявлений
ребенка, т.е. изменение в эмоциональной
сфере непосредственно отражает
изменения мотивов трудовой деятельности.
По
мере формирования такого рода
мотивов безразличное отношение
к трудовым обязанностям сменяется
очень большой чувствительностью
по отношению к оценке окружающих.
Затем и эти волнения, связанные
с оценкой, как бы отодвигаются
на задний план и сменяются
совершенно другими переживаниями,
связанными с тем, насколько
хорошо удалось выполнить полезное
дело, насколько достигнутые результаты
соответствуют интересам других
людей, ставшим теперь интересами
самого ребенка.
4.Роль семьи в воспитании эмоциональной
отзывчивости дошкольника.
Значительная роль в развитии
и воспитании у ребенка дошкольного
возраста эмоций сопереживания
и сочувствия принадлежит семье.
В
условиях семьи складывается
присущий только ей эмоционально-нравственный
опыт: убеждения и идеалы, оценки
и ценностные ориентации, отношение
к окружающим людям и к деятельности.
Предпочитая ту или иную систему
оценок и эталонов ценностей
(материальных и духовных), семья
в значительной степени определяет
уровень и содержание эмоционального
и социально-нравственного развития
ребенка.
Опыт
дошкольника может быть очень
разным. Как правило, он полный
и разносторонний у ребенка
из большой и дружной семьи,
где родителей и детей связывают
глубокие отношения ответственности
и взаимной зависимости. В этих
семьях диапазон утверждаемых
ценностей достаточно широк, но
ключевое место в них занимает
человек и отношение к нему.
Эмоциональный
опыт может быть существенно
ограниченным у ребенка из
неполной семьи (при отсутствии
кого-то из родителей) или при
отсутствии у него братьев
и сестер. Недостаточная реальная
практика участия в жизни других
детей, пожилых людей, о которых
необходимо заботиться, является
важным фактором, сужающим рамки
эмоционального опыта.
Приобретаемый
в условиях семьи опыт может
быть не только ограниченным,
но и односторонним. Такая односторонность
складывается обычно в тех
условиях, когда члены семьи озабочены
развитием в ребенке отдельных
качеств, кажущихся исключительно
значимыми, например развитием
интеллекта (математических способностей
и т.д.), и при этом не уделяется
сколько-нибудь существенного внимания
другим качествам, необходимым
ребенку как будущему гражданину.
Наконец,
эмоциональный опыт ребенка может
быть неоднородным и даже противоречивым.
Такое положение, как правило,
имеет место тогда, когда ценностные
ориентации главных членов семьи
(особенно родителей) совершенно
разные. Пример такого рода воспитания
может дать семья, в которой
мать прививает ребенку чуткость
и отзывчивость, а отец считает
подобные качества пережитком
и «культивирует» в ребенке
лишь силу, возводя это качество
в ранг первостепенных.
Встречаются
родители, которые твердо убеждены,
что в наше время - время
научно-технических достижений и
прогресса - многие нравственные
нормы поведения исчерпали себя
и не являются для детей
необходимыми; кое-кто воспитывает
у ребенка такие качества, как
умение постоять за себя, не
дать себя в обиду, дать сдачи.
«Тебя толкнули, а ты что, не
можешь ответить тем же?» - спрашивают
в этих случаях у детей. В
противовес доброте, чуткости, пониманию
другого у детей нередко воспитывается
умение бездумно применять силу,
решать возникшие конфликты за
счет подавления другого, пренебрежительное
отношение к другим людям.
В
воспитании эмоциональной отзывчивости
ребенка в семье очень важно:
- эмоциональный
микроклимат семьи, определяющийся
в значительной степени характером
взаимоотношений членов семьи,
и в первую очередь родителей.
При отрицательных взаимоотношениях
огромный вред настроению ребенка,
его работоспособности, взаимоотношению
со сверстниками наносит разлад
родителей;
- представление
родителей об идеальных качествах,
которые они желали бы видеть
у своего ребенка в недалеком
будущем. Идеальным большинство
родителей считают те качества
ребенка, которые прямо или
косвенно связаны с интеллектуальным
развитием: усидчивость, сосредоточенность,
самостоятельность, прилежание, желание
учиться, добросовестность. Реже
можно слышать о таких идеальных
качествах, как доброта, внимание
к другим людям;
- интимные
переживания родителей по поводу
тех или иных качеств, обнаруженных
в собственном ребенке. Что
родителям нравиться, что радует
в ребенке и, что огорчает, беспокоит
в нем. Ответы свидетельствуют,
что родители сознают необходимость
воспитания у ребенка не какого-то
одного, изолированного качества, а
системы качеств, соотнесенных
и связанных между собой: интеллектуальных
и физических, интеллектуальных
и нравственных;
- важно,
чтобы родители замечали некоторую
избирательность ребенка в отношении
к занятиям, к разным видам
деятельности и насколько эта
избирательность выражена. Любит
ли он играть и в какие
игры, как долго может заниматься
этим; любит ли мастерить, клеить,
вырезать, строить из конструктора;
сохраняет ли свои поделки
и постройки или тут же выбрасывает
и ломает их;
- привлекать
ребенка к участию в будничных
делах семьи: уборке квартиры,
приготовлению еды, стирке и
пр. Необходимо постоянно обращать
внимание родителей на то, что,
поощряя ребенка даже за незначительную
помощь, подчеркивая его причастность
к общим проблемам и заботам
семьи, родители тем самым вызывают
положительные эмоции у ребенка,
укрепляют его веру в свои
силы, пробуждают социально необходимые
качества личности;
- понимать
родителям роль их собственного
участия в совместной с ребенком
деятельности. Распределяя с ребенком
действия, чередуя их, включая его
на равных в выполнении посильных
дел и заданий, родители тем
самым способствуют развитию
его личностных качеств: внимания
к другому, умения прислушаться
и понять другого, откликнуться
на его просьбы, состояние.
Дети
должны постоянно чувствовать,
что родителей тревожат не
только их успехи в приобретении
различных навыков и умений. Устойчивое
внимание родителей к личностным
качествам и свойствам детей,
к взаимоотношениям со сверстниками,
к культуре их отношений и
эмоциональных проявлений укрепляет
в сознании дошкольников социальную
значимость и важность этой
особой сферы - сферы эмоционального
отношения к другим людям.
5. Заключение.
На основании проделанной работы можно
сделать следующие выводы: - Эмоциональное
развитие дошкольника является одним
из существенных условий, обеспечивающих
эффективность процесса обучения и воспитания,
его различных сторон. Те высокие нравственные,
эстетические и интеллектуальные чувства,
которые характеризуют развитого взрослого
человека и которые способны вдохновить
его на большие дела и на благородные поступки,
не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий
жизни и воспитания. Необходимо использовать
специально организуемые разные виды
детской деятельности. Создание в этой
деятельности условий для взаимоотношений
с окружающими (взрослыми, сверстником,
персонажем), а также включение ребенка
в разнообразные жизненные ситуации, значимые
и неподдельные для него, в которых бы
выявился уже приобретенный и формировался
новый эмоциональный опыт ребенка, - все
это может обеспечить существенный воспитательный
эффект, развить нравственные побуждения
ребенка. Важнейшим результатом такой
целенаправленной, определенным образом
организованной деятельности является
улучшение эмоционального климата в отношениях
детей с взрослыми, со сверстниками, а
также обогащение, расширение и коррекция
(в случаях необходимости) эмоционального
опыта дошкольника.