Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования: Повышение эффективности работы за счет актуализации ценностных аспектов межличностных отношений в работе частной фирмы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1) Анализ исследований в отечественной и зарубежной ценностных структурах межличностных отношений.
2) Выявление ценностных ориентаций всей организации.
3) Определение личностных ценностных аспектов каждого сотрудника и влияние их на межличностные отношения с персоналом.
4) Улучшение межличностных отношений в « организационной среде», « вертикальных» и « горизонтальных» взаимоотношениях персонала.
Введение…………………………………………………………….2
Раздел 1. Ценностные аспекты в межличностных отношениях………………………………………………………..5
1. 1. Ценности и их роль в жизни человека…………………………..5
1. 2. Проявление ценностных аспектов в межличностных отношениях и межличностном общении………………………………………………17
1. 3. Ценности как элемент организационной культуры …………….21
Раздел 2. Особенности ценностных аспектов в межличностных отношениях персонала………………26
2. 1. Включение ценностных аспектов личности в межличностные отношения с персоналом………………………………………………..26
2. 2. Ценностно-ориентационные нормы, как регулятор межличностных отношений в коллективе…………………………………………………36
2. 3. Эффективное управление организацией с помощью ценностных ориентаций……………………………………………………………….38
Раздел 3. эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях……………....44
3.1. Описание методик исследования……………………………………44
3.2. Описание процедуры сбора эмпирических данных……………….48
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования…………………48
Выводы…………………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….76
Литература……………………………………………………………79
Учения, в которых
наслаждение, удовольствие и есть
ценность, а все содержание наших
стремлений направлено на
Психологи говорят
об интенциональности
Подчеркивая своеобразие мотивационной сферы человека, В. Франкл дает свое понимание в ней смысла и ценностей. Смыслы для него, скорее, относительны и уникальны, т.к. относятся к конкретному человеку, к конкретной ситуации и могут меняться. Допуская постановку вопроса об универсальном смысле жизни, он все же склонен рассматривать уникальные смыслы индивидуальных жизненных ситуаций. Человек для него уникален не только в своей сущности, но и в существовании. Но поскольку в жизненных ситуациях всегда есть нечто общее, поэтому «есть смыслы, присущие людям определенного общества, и даже более того — смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество» [65, c. 288]. Он выделяет три группы ценностей: ценности творчества («созидательные»), ценности переживания и ценности отношения [65, c. 174–175]. Ориентация на ценности облегчает для человека поиск смысла. Следует согласиться с Франклом, что «быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и к ценностям, требующим реализации» [65, c. 285].
Таким образом, можно сказать, что помимо логического круга, гедонизм и эвдемонизм содержат в себе весьма сильное упрощение мотивационной структуры человека, его ценностных ориентаций. В норме наслаждение должно оставаться побочным эффектом достижения главной цели — осуществления смысла. Если человек делает счастье, удовольствие предметом своих устремлений, пристального внимания, то удивительным образом счастье от человека ускользает, удовольствия человек не получает. Следует помнить, что «принцип наслаждения, в конечном счете, разрушает сам себя. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само «стремление к счастью» мешает счастью». Стремление к счастью (аналогично и другие стремления: к власти, карьере, социальному статусу, здоровью, самореализации и т.д.) производны от главного стремления к смыслу. Власть, карьера, статус и т.д.— это побочный результат, «награда» за осмысленно прожитую жизнь.
Вторая разновидность
психологического
Русский философ апеллирует к аргументам, аналогичным тем, что были выдвинуты им при рассмотрении проблемы соотношения удовольствия и ценности. Подобно тому, как нельзя вывести ценность из удовольствия, ибо последнее не является ее источником, так и желаемое основано на чувстве ценности, а не наоборот.
Третья разновидность
психологизма связана с
Чувство ценности (или ценностное переживание, как чаще всего обозначается в современной литературе этот уровень ценностного сознания) может принимать полярное выражение с учетом выделения положительных и отрицательных ценностей. Все, что причастно добру (положительной ценности) выражается в чувстве благоговения, восхищения, возвышенности, надежды, удовольствия и т.д. Все, что причастно злу (отрицательной ценности) выражается в чувстве страдания, пошлости, жуткости, беспокойства, покинутости и т.д.
Есть глубокий смысл в учениях, подчеркивающих особый способ данности ценности в сознании. Восприятие ценностей осуществляется не посредством интеллектуальной, теоретической деятельности, а эмоционально, посредством чувственного переживания. Учение о том, что ценности доступны не мысли, а чувству, эмоциональному, интуитивному видению, развивали М. Шелер, Н. Гартман. Переживание (чувствование) мира имеет большое практическое значение.
Знание полезно,
оно вооружает человека
Ницше, будучи не только философом, но и тонким психологом, подчеркнул важность аксиологического момента для определения ранга человека. Высший тип человека определяется способностью души распознавать ценности, переживать чувства почитания, благоговения. Не приписывая чувствам поклонения, почитания, благоговения единственно религиозного содержания, философ, тем не менее, посчитал их способами переживания высших ценностей. Установка на почитание, благоговение придает жизнедеятельности человека смысл, оправдывает поступки людей, направляет их жизненную энергию. Поэтому следует отдать должное Ницше, заострившему внимание на аксиологической стороне человеческого сознания, оставившему глубокую психологическую зарисовку переживания человеком ценности: «пошлость иной натуры прорывается внезапно и брызжет как помои, когда мимо проносят какой-нибудь священный сосуд, какую-нибудь драгоценность, извлеченную из запертого хранилища, какую-нибудь книгу с печатью великой судьбы; с другой стороны, бывает иной раз, что человек невольно немеет, взор его останавливается и весь он застывает в неподвижности, — это значит, что душа его чувствует близость чего-то достойного поклонения» [37,c. 388] Естественно, что это и есть, по Ницше, душа знатного, высшего человека.
Не только описанный
Ницше тип высшего человека, но
и сам философ обладал
По мнению Стефана
Цвейга, изощренная оценочная
Переживание ценностей и особенно высших ценностей навсегда сохраняется в душе человека и налагает отпечаток на его поведение, поддерживая стремление человека к Красоте, Добру, Истине. Личным опытом опознания и переживания высшей ценности — Бога — делится русский философ С.Н. Булгаков[8, c. 13–15]. Он пишет о глубоком мировоззренческом перевороте, о кардинальном изменении направления жизненного пути под влиянием всепоглощающего чувства, охватившего душу — «Бог есть!». «Основное переживание религии, встреча с Богом, обладает (по крайней мере, на вершинных своих точках) такой победной силой, такой пламенной убедительностью, которая далеко позади оставляет всякую иную очевидность» [8, c. 13–15] .
Таким образом,
в сфере ценностного сознания
следует разграничивать
над миром индивидуального бытия как сфера всеобщего. «Ценность есть такое всеобщее, которое выполняет роль регулятора в деятельности людей, формирует структуру личности. Она служит определенным общественным эталоном, критерием измерения человеческих действий».
Ценностное отношение
формируется наряду и
Ценности, сформировавшиеся
на базе предметно-
Характеристика
ценностей была бы неполной
без указания на их
. Человек, ориентированный на высшие
ценности, утверждает себя как
свободная, творческая личность. Ценности
ориентируют человека в
1.2. Проявление ценностей в
В настоящее
время уже не приходится
Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях