Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования: Повышение эффективности работы за счет актуализации ценностных аспектов межличностных отношений в работе частной фирмы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1) Анализ исследований в отечественной и зарубежной ценностных структурах межличностных отношений.
2) Выявление ценностных ориентаций всей организации.
3) Определение личностных ценностных аспектов каждого сотрудника и влияние их на межличностные отношения с персоналом.
4) Улучшение межличностных отношений в « организационной среде», « вертикальных» и « горизонтальных» взаимоотношениях персонала.
Введение…………………………………………………………….2
Раздел 1. Ценностные аспекты в межличностных отношениях………………………………………………………..5
1. 1. Ценности и их роль в жизни человека…………………………..5
1. 2. Проявление ценностных аспектов в межличностных отношениях и межличностном общении………………………………………………17
1. 3. Ценности как элемент организационной культуры …………….21
Раздел 2. Особенности ценностных аспектов в межличностных отношениях персонала………………26
2. 1. Включение ценностных аспектов личности в межличностные отношения с персоналом………………………………………………..26
2. 2. Ценностно-ориентационные нормы, как регулятор межличностных отношений в коллективе…………………………………………………36
2. 3. Эффективное управление организацией с помощью ценностных ориентаций……………………………………………………………….38
Раздел 3. эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях……………....44
3.1. Описание методик исследования……………………………………44
3.2. Описание процедуры сбора эмпирических данных……………….48
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования…………………48
Выводы…………………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….76
Литература……………………………………………………………79
Первая методика
- опросник самооценки
а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;
б) предсказать социальные интеракции.
С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и благодаря комбинации индивидуальных индексов позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами.
Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включенности (I), контроля (C) и аффекта (A). Внутри каждой области принимаются во внимание направления:
* выраженное поведение индивида
(е), т. е. тестируемый оценивает в
рамках оценочной шкалы интенси
* поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него.
Опросник состоит из 6 шкал и включает 54 вопроса. Ниже прведены названия и символы шкал ОМО (шесть основных шкал опросника)
Включенность. Выраженное поведение - требуемое поведение.
Ie — низкое; означает, что индивид
не чувствует себя хорошо
Ie — высокое; предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw — низкое; предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей;
Iw — высокое; предполагает, что
индивид имеет сильную
Контроль. Выраженное поведение - требуемое поведение.
Се — низкое; означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се — высокое; означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw — низкое; предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
Cw — высокое; отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;
Аффект. Выраженное поведение - требуемое поведение.
Ае — низкое; означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае — высокое; предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw — низкое; означает, что индивид
очень осторожен при выборе
лиц, с которыми создает более
глубокие эмоциональные
Aw — высокое; типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
Баллы колеблются
от 0 до 9. Чем больше они приближаются
к экстремальным оценкам, тем
большее применение имеет
0-1 - экстремально низкие баллы, характеризующие поведение как неинициативное (компульсивное);
2-3 - низкие баллы, и поведение
лиц будет описываться в
4-5- пограничные баллы, характеризующие поведения как амбивалентное поведение;
6-7 - высокие баллы, и поведение
лиц будет описываться в
8-9 - экстремально высокие баллы, характеризующие поведение как инициативное (импульсивное).
Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (е - W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.
Обследование занимало 15 — 20 минут. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся им в специальный регистрационный бланк, а затем обрабатываются с помощью специального "ключа" в программе Excel.
Вторая методика.
Психометрический метод Дюке. Данный
метод использовался как
Общая схема
действий при использовании
В инструкции указано, что испытуемый должен вообразить себя стоящим в определенной точке схемы (комнаты) и беседовать с воображаемыми лицами (стимулами), которые входят в комнату через дверь. Испытуемый отмечает на соответствующей линии точку, где стимул должен остановиться, т. е. ближе которой испытуемый начинал чувствовать себя неудобно, стесненно от соседства с данным стимулом. Ответы испытуемых регистрируются как расстояния в миллиметрах между точкой на линии и своим местом. Полученные данные сводятся в матрицы взаимных оценок.
Третья методика. Модифицированная методика Ф. Фидлера для оценки степени единства социальных представлений ценностных составляющих в отделах организации.
3.2 Описание процедуры проведения исследования
Для проведения исследования были выбраны два отдела одной организации "отдел № 1" и "отдел № 2". В каждом насчитывалось по 6 работников. Всего участвовало 12 человек возрастной категории от 23 до 43 лет. Исследование проходило индивидуально с каждым из участников. Процедура тестирования занимала в среднем 45 минут. Перед тестированием проводилась краткая стандартизированная беседа о сути исследования, затем предъявлялись инструкции и тестовый материал.
На первом этапе определялись тенденции по шкалам ОМО.
На втором этапе исследования изучалась степень единства конституирующих значений у работников отделов по методике Дюке.
На третьем этапе определялись характеристики по методике Фидлера.
Участие в эксперименте было добровольным.
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования
Все эмпирические
результаты представлены в
По результатам опросника В. Шутца построены таблицы исходных данных табл.1 (отдел №1) и табл.2 (отдел №2) (см. приложение).
В этих таблицах строки – испытуемые, а колонки – "сырые" баллы.
Затем таблицы сырых баллов были преобразованы в соответствии с ключом в таблицы преобразованных данных табл.3 (№1) и табл.4 (№2) и наконец, в таблицы сгруппированных данных табл.5 (№1) и табл.6 (№2) (см. приложение).
В этих таблицах строки – испытуемые, а колонки – баллы по шкалам: Ie, Iw, Се, Cw, Ае, Aw. Значения каждого показателя колеблются от 0 до 9.
Проанализируем табл.5 (№1) и табл.6 (№2).
Попробуем определить наличие связи между показателями шкал. Для этого подсчитаем степень варьирования значений одного признака при значениях другого: Ie, Iw, Се, Cw, Ае, Aw. Воспользуемся подсчетом рангового коэффициента корреляции по Спирмену. Это даст возможность определить степень связи между значениями признаков и степень их относительной взаимной зависимости - независимости.
Значения коэффициентов корреляции представлены в табл.9 и табл.10 (см. приложение).
Сравним расчетные эмпирические значения с критическими для №1 табл.9.
По таблице коэффициента корреляции рангов по Спирмену найдем критические значения для n=15 [36, с.122].
Критическое значение для №1 - 0,52 (б≤0,05), 0,66 (б≤0,01).
Все эмпирически рассчитанные значения, представленные в табл.9 меньше критических, кроме двух значений (Ie и Ае = 0,73, Iw и Cw = 0,67). Другими словами, зависимыми друг от друга оказались следующие шкалы: Ie и Ае, Iw и Cw. Это означает, что для остальных показателей принимается гипотеза H0: связь между ними (за исключением двух) отсутствует на уровне значимости 1%. Гипотеза H1 отвергается. Т.е. присутствие связи между остальными значениями включенности, контроля и аффекта "повелевающего" выраженного поведения и "принимающего" желаемого поведения отличной от 0 - не наблюдается на уровне значимости 1%.
Сравним расчетные эмпирические значения с критическими для №2 табл.10.
По таблице коэффициента корреляции рангов по Спирмену найдем критические значения для n=15 [Там же, с.122].
Критическое значение для №2 - 0,52 (б≤0,05), 0,66 (б≤0,01).
Все эмпирически рассчитанные значения, представленные в табл.10 меньше критических, а это означает, что принимается гипотеза H0: связь между всеми показателями отсутствует на уровне значимости 1%. Гипотеза H1 отвергается. Т.е. присутствие связи между значениями включенности, контроля и аффекта "повелевающего" выраженного поведения и "принимающего" желаемого поведения отличается от 0 - не наблюдается на уровне значимости 1%. Другими словами, все шесть шкал относительно независимы друг от друга, т.е. они представляют разные стороны (свойства) межличностных отношений.
Приступим к анализу таблиц.
Рассмотрим таблицу табл.5 (см. приложение).
Проанализируем средние значения.
По рекомендации автора методики межличностная ориентация внутри каждой из трех областей определена разностью между выраженным и требуемым поведением. Чем больше разница между этими показателями, тем больше вероятность внутренних конфликтов и фрустраций в данной области.
Для группы "отдел №1", для каждой шкалы, вычислили средние значения и стандартное отклонение. Результаты представлены в табл.5.
Для шкалы "включенность" разность средних значений равна 2,1 балла.
Для шкалы "контроль" разность средних значений равна 2,7 балла.
Для шкалы "аффект" разность средних значений равна -0,7 балла.
По шкале "включенность" выраженное поведение существенно доминирует над требуемым поведением, что характеризует стремление искать комфортные отношения в группе на фоне тенденции общаться с небольшим количеством людей членов группы.
По шкале "контроль" выраженное поведение существенно доминирует над требуемым поведением, что характеризует стремление контролировать и влиять на других членов группы, но, тем не менее, не приемлют контроля над собой.
Доминирование двух указанных потребностей членов группы дает возможность судить о внутригрупповом напряжении, которое характеризует внутренний конфликт, вызванный эгоистическими тенденциями. Это подтверждается анализом средних значений по шкале "аффект". Прослеживается тенденция в доминировании потребностей получать теплые эмоциональные отношения, потребности в близости "от других".
Для группы "отдел
№2", для каждой шкалы, вычислили
средние значения и
Для шкалы "включенность" разность средних значений равна 2,1 балла.
Для шкалы "контроль" разность средних значений равна 0,4 балла.
Для шкалы "аффект" разность средних значений равна -1,1 балла.
По шкале "включенность" выраженное поведение существенно доминирует над требуемым поведением, что характеризует стремление искать комфортные отношения в группе на фоне тенденции общаться с небольшим количеством людей членов группы.
По шкале "контроль" выраженное поведение несущественно доминирует над требуемым поведением, что характеризует относительную гармонию между стремлением контролировать и влиять на других членов группы и стремлением, чтобы другие контролировали и влияли на членов группы.
Доминирование по шкале "включенность" потребностей членов группы дает возможность судить о внутригрупповом напряжении по этому параметру, которое характеризует внутренний конфликт, вызванный эгоистическими тенденциями получать не отдавая ничего в замен.
Это подтверждается анализом средних значений по шкале "аффект". Прослеживается тенденция в доминировании потребностей получать теплые эмоциональные отношения, в потребности в близости "от других". Следует обратить внимание на относительно высокое значение стандартного отклонения, в той и другой группе, для шкалы "контроль" Се по сравнению с другими шкалами.
Для группы "отдел №1" – 2,6.
Для группы "отдел №2" – 2,4.
Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях