Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;
Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....
5
9
12
15
15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20
26
30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………
- Удобство получения помощи. Многие люди выбрали Интернет как основной коммуникативный канал. Они предпочитают Интернет телевизору, телефону, радио. Это и работа в Интернет, общение с друзьями в социальных сетях, просмотр фильмов и телепередач онлайн, получение информации и образование, покупки в онлайн магазинах. Иначе говоря, сформировалась целевая группа, которая при появлении любого рода психологических проблем будет искать помощи именно в Интернете, и нигде больше. С этой точки зрения психология в онлайне обязана быть, это не прихоть и не мода, а общественная необходимость.
- Экономия времени и денежных средств. Часть людей просто не может оплатить услуги психолога, либо считает это для себя непозволительной тратой средств. В Интернете клиент может получить помощь или бесплатно, или за меньшие деньги, что для большого количества людей – причина номер один в выборе формы психологической помощи.
- Интернет – консультирование - это помощь тем людям, которые по физическим (например, инвалидность) или по психологическим (панические страхи, комплексы) просто неспособны посещать психолога. Некоторые люди страдают фобиями, паническими атаками и не могут выйти из дома, либо они имеют проблемы со здоровьем, испытывают стеснение, желают остаться анонимными и т.д. Это очень распространенные причины обращения к психологам виртуально.
- Временная
независимость. Человек имеет
возможность в любое время
связаться со специалистом и
получить оперативную
- Комфортность
общения. Во время
- Анонимность
всего процесса
- Люди
зачастую не знают, к какому
им специалисту обратиться, а
также не понимают, что за помощь
они могут получить. Они задают
вопросы, а консультанты в
Отсюда можно сделать вывод, что Интернет - консультирование - это альтернативный источник психологический помощи с рядом своих преимуществ. Особенно важно обращаться за виртуальным консультированием в тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование или участие в тренингах, группах невозможно.
2.1 Модели и способы оказания
психологической помощи в
Существует несколько моделей, способов оказания психологической помощи в Интернете. Эти способы определяются в зависимости от потребностей клиента. Чаще предлагаются индивидуальное консультирование либо участие в форуме, который подбирается в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных предпочтений. Онлайн консультанты могут помочь человеку разобраться в себе, работают с нетяжелыми психологическими травмами клиентов, помогают им разрешать конфликтные (сложные) ситуации в их жизни и пр.
Помочь человеку (индивидууму) в Интернете, суметь психологически поддержать, найдя для этого нужные слова и формы работы с ним, - не такая простая работа, как кажется на первый взгляд. Очень важно, чтобы консультант имел соответствующее образование, так как, в психологическую консультацию онлайн не всегда обращаются «шутки ради» или для решения банальных вопросов. Иногда, от профессиональной корректности работы психолога-консультанта, от его умения и желания оказать помощь, зависит очень многое в жизни клиента, использующего психологическую консультацию в сети Интернет как последнюю надежду в решении наболевших проблем. От работы консультанта, в подобной сложной жизненной ситуации клиента, вероятно, будет зависеть дальнейшая судьба такого клиента [6, c. 102 – 115].
Определенные области жизни «шагнули» в виртуальную реальность и твёрдо «закрепились» там. Некоторые сферы жизнедеятельности лишь создали в виртуальной реальности свои автономные прототипы, но не смогли в достаточной степени стать виртуально подобными объективной реальности.
Поскольку Интернет используется различными отраслями жизнедеятельности, не удивительно, что туда «пришло» и психологическое консультирование.
То, насколько хороша воплощенная в виртуальной реальности идея психологического консультирования в Интернете мы и обсудим в этой главе нашего курсового исследования. В дополнение к этому, в данном параграфе нами будет проведён более глубокий сравнительный анализ психологического консультирования в Интернете и реального консультирования и, - так же, как это было сделано и в первой главе, будут обсуждены их сходства и отличия.
Психологическое консультирование (в узком историческом смысле) достаточно молодая область человеческого знания и вида психологической помощи. Своё начало она берет в первой половине XX-го века с появлением психоанализа, а затем и других ведущих психологических школ [9, c. 138].
Психологическое консультирование представляет собой раздел практического знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи. Оно исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения, у клиента можно актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что, в свою очередь, может обеспечить открытие новых личностных возможностей клиента для выхода из трудной жизненной ситуации.
Психологическое
консультирование, как самостоятельная
ветвь психологической помощи произошло
«из почвы» психотерапии. Современных
психологов-консультантов
В случае
с Интернетом, психологическое
Понятно,
что психологическое
Объективная
«слабость» психологического консультирования
в Интернете заключается в
невозможности психолога
Поскольку, в большинстве случаев, психологическая консультация в сети Internet производится по принципу вопрос-ответ, то клиент не предоставляет достаточный объём информации о себе и своей проблеме. В силу этой причины, ответы (как клиента на вопросы психолога, так и психолога на вопросы клиента) могут быть весьма обобщёнными и поверхностными. Серьезным козырем для психолога Интернет-консультанта является профессиональная интуиция (выделение типического на основе практического опыта реальных консультаций). Мы осмеливаемся утверждать, что в том, что касается профессионально-личностных (личностно-профессиональных) качеств самого психолога-консультанта (как процессуального субъекта психологического консультирования) прослеживается следующее. Наш фактологический (фактический) эмпирический анализ показывает, что в том случае, если психолог пришел в Интернет-консультирование из реального консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше (по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках Интернет - консультирования). Также, на наш взгляд, исключительно важен для эффективности Интернет - консультации реальный и виртуальный практический опыт психолога-консультанта, позволяющий ему на основе «куцего» информационного материала (тех немногих сведений, которые сообщает ему его клиент и содержания его текстовых запросов) сделать компетентные обобщения и выводы, дать профессиональные рекомендации. Но, не личность психолога Интернет-консультанта является предметом нашего исследования, а технология психологического Интернет - консультирования. Поэтому, кратко обрисовав его основного субъекта, вернемся к изучению ее содержательно-процессуальной специфики [3].
Нередко случается таким образом, что проблема человека создаётся им самим на основе (из-за) отсутствия у него адекватного понимания себя и своего внутреннего мира. По этой причине свои проблемы он будет излагать весьма туманно и выборочно. Также весомым фактором являются психологические защиты клиента, препятствующие осознаю им собственной проблемы в более объективном контексте.
Как ни странно, некоторые люди даже в сети Internet (где, по своему желанию, клиент может быть анонимом («выступать» под т.н. «инком»), что, в подавляющем большинстве случаев и происходит)) могут стесняться своих психологических проблем. Это, как правило, вызвано тем, что человек не решается сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем. Подобные факторы могут побуждать клиента неискренно излагать свои проблемы и вести различные психологические игры с консультантом. Под психологическими играми, в данном смысловом контексте (на что мы уже обращали внимание выше), подразумевается неискреннее обращение клиента к психологу с целью получить от него компетентную помощь ничем, при этом, не жертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы [9].
Несмотря на подобный недостаток психологического консультирования в Интернете, у него, как у новой технологии психологического консультирования, есть и свои достоинства. К ним относится, в частности, так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма определенную (конкретную) социально-психологическую основу. Эффект попутчика состоит в том, что один человек может совершенно искренне «выговориться» («исповедоваться в своих грехах» и проблемах, «облегчив» тем самым душу) другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. Если бы эти люди жили рядом в одной местности, то такого бы не произошло. Это представление людей «об исповеди» пришло из совместных их поездок в рейсовых автобусах дальнего следования, поездок в поездах, полетов в самолетах и т.п., когда люди, встретившись однажды, после этого никогда больше не виделись. В информационной Интернет-среде может происходить (и, в подавляющем большинстве случаев, происходит!) практически то же самое (имеет место, в принципе то же социально-психологический эффект), с той лишь разницей, что человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя («ник» или «инк») и, чувствуя свою полную психологическую безопасность, полностью «раскрыть свою душу». Подобная искренность человека (клиента), в основном, именно перед самим собой, уже содержит целительный психотерапевтический эффект и может вести к решению психологической проблемы. Также и сам процесс описания человеком (клиентом) своей личной проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, феноменологии собственной личности, - относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко и честно взглянуть на себя [10].
То же, в принципе, относится и к «излиянию себя на бумаге» (или в виде электронного текста). Подобный «писательский труд» тождественен творческому самовыражению, является целебным психологическим средством, ведущим осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений (инсайтов, озарений). Порой, даже систематизированное описание собственной жизненной проблемы может приводить к облегчению душевного состояния. Этот эффект, в социально-психологическом плане, конечно же, многократно увеличивается в условиях психологического консультирования, которое сегодня технологически осуществляется по обычной почте, по электронной почте, по SMS, по MMS, «в чатах», «на форумах» и т.п.