Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;
Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....
5
9
12
15
15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20
26
30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………
Рисунок 2 - Измерение уровня самоактуализации личности Интернет – консультантов
Ряд 1 – результаты Интернет - консультантов; ряд 2 – высокие значения по шкалам теста. На рисунке 2 видно, что уровень самоактуализации испытуемых направлен в сторону повышения баллов. Наблюдается тенденция к личностному росту.
По данному обследованию можно говорить о наличие у консультантов в сети Интернет таких личностных качеств, как активность, жизнерадостность, стремление к пониманию людей. Кроме того, в данном опроснике выявилась направленность консультантов на общение, интерес к людям, чувство языка и чувство юмора (творческое заполнение анкеты).
Применение коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) позволило оценить взаимосвязь между личностными особенностями и эффективностью консультативной деятельности консультантов в сети Интернет.
Отсутствие психодиагностических методик по непосредственной оценке такого личностного качества, как активность, предполагает выделение следующих составляющих:
Все результаты были обработаны и проранжированы (таблица 4).
Таблица 4 - Результаты измерения активности
№ |
В |
М |
Q1 |
A |
F |
H |
L |
N |
Q2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ср. зн. |
Эф. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1. |
10 |
1 |
4 |
8 |
2 |
5 |
6 |
7 |
9 |
12 |
3 |
6 |
5.4 |
6 |
5,96 |
8.33 |
2. |
10 |
4 |
5 |
6 |
6 |
8 |
10 |
8 |
6 |
11 |
4 |
7 |
6.3 |
6.4 |
7,18 |
6.73 |
3. |
8 |
6 |
7 |
9 |
10 |
10 |
5 |
6 |
2 |
6 |
4 |
5 |
4.8 |
6.2 |
6,6 |
7.36 |
4. |
7 |
5 |
4 |
5 |
2 |
3 |
5 |
5 |
9 |
13 |
5 |
7 |
5.2 |
5.8 |
5,6 |
5.7 |
5. |
7 |
7 |
9 |
8 |
5 |
4 |
5 |
7 |
5 |
12 |
5 |
9 |
4.8 |
4.7 |
6,6 |
5.83 |
6. |
10 |
6 |
8 |
7 |
3 |
7 |
7 |
5 |
5 |
14 |
3 |
7 |
5.8 |
5 |
6,6 |
6.2 |
7. |
10 |
5 |
7 |
8 |
5 |
5 |
5 |
7 |
9 |
10 |
7 |
8 |
5.2 |
6.3 |
6,9 |
4.48 |
8. |
10 |
5 |
5 |
7 |
8 |
3 |
6 |
4 |
7 |
12 |
5 |
9 |
5.4 |
5.7 |
6,5 |
6.33 |
9. |
8 |
7 |
6 |
9 |
9 |
9 |
7 |
7 |
6 |
9 |
5 |
10 |
5.1 |
4.7 |
7,3 |
6.33 |
10. |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
8 |
8 |
7 |
7 |
9 |
5 |
5 |
4.4 |
5.5 |
6,5 |
5.36 |
11. |
7 |
8 |
4 |
6 |
6 |
8 |
7 |
5 |
7 |
11 |
5 |
6 |
6.4 |
5.7 |
6,6 |
7.0 |
12. |
7 |
8 |
4 |
6 |
5 |
6 |
6 |
10 |
7 |
14 |
3 |
5 |
6.7 |
7.0 |
6,7 |
3.24 |
13. |
8 |
9 |
4 |
6 |
8 |
10 |
4 |
4 |
10 |
14 |
6 |
13 |
5.7 |
6.0 |
7,7 |
6.43 |
14. |
8 |
5 |
5 |
8 |
5 |
6 |
9 |
9 |
8 |
9 |
4 |
5 |
5.0 |
5.1 |
6,5 |
6.26 |
15. |
8 |
9 |
3 |
7 |
6 |
7 |
8 |
3 |
3 |
10 |
8 |
7 |
5.5 |
5.6 |
6,6 |
8.86 |
16. |
10 |
8 |
3 |
8 |
7 |
6 |
5 |
2 |
5 |
12 |
8 |
9 |
5.1 |
6.2 |
6,6 |
6.16 |
17. |
10 |
7 |
8 |
10 |
8 |
10 |
7 |
2 |
6 |
15 |
7 |
8 |
6.5 |
6.4 |
7,9 |
5.46 |
18. |
9 |
9 |
4 |
5 |
5 |
5 |
8 |
9 |
6 |
11 |
6 |
11 |
4.3 |
4.7 |
6,8 |
5.16 |
19. |
7 |
1 |
4 |
8 |
3 |
4 |
4 |
8 |
7 |
12 |
2 |
8 |
5.4 |
6.1 |
5,5 |
5.46 |
20. |
10 |
7 |
7 |
7 |
3 |
9 |
7 |
8 |
7 |
10 |
4 |
5 |
5.7 |
5.4 |
6,9 |
6.9 |
Ср.зн. |
8,65 |
6,1 |
5,35 |
7,2 |
5,5 |
6,65 |
6,45 |
6,15 |
6,55 |
11,3 |
4,95 |
7,5 |
5,43 |
5,7 |
||
r |
0,17 |
0,04 |
0,27 |
0,67 |
0,02 |
0,22 |
0,10 |
0,05 |
0,25 |
0,18 |
0,04 |
0,04 |
0,07 |
-0,03 |
0,12 | |
p |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Для исследования личностного роста личности консультантов мы использовали опросник САТ, 14 шкал которого обозначили цифровыми маркерами: 1 – шкала ориентации во времени, 2 – шкала поддержки, 3 – шкала ценностных ориентаций, 4 – шкала гибкости, 5 – шкала сензитивности, 6 – шкала спонтанности, 7 – шкала самоуважения, 8 – шкала самопринятия, 9 – шкала представлений о природе, 10 – шкала синергичности, 11- шкала принятия агрессии, 12 - шкала контактности, 13 – шкала познавательных способностей, 14 – шкала креативности (таблица 5).
Таблица 5 - Результаты измерения самоактуализации
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Ср.зн. |
Эф. |
1 |
13 |
57 |
15 |
20 |
6 |
6 |
13 |
14 |
7 |
5 |
6 |
12 |
3 |
6 |
13.07 |
8.33 |
Продолжение таблицы 5
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Ср.зн. |
Эф. | |
2 |
11 |
51 |
11 |
13 |
9 |
9 |
8 |
7 |
7 |
3 |
10 |
11 |
4 |
7 |
11.5 |
6.73 | |
3 |
9 |
48 |
11 |
12 |
9 |
7 |
10 |
11 |
6 |
2 |
9 |
6 |
4 |
5 |
10.6 |
7.36 | |
4 |
14 |
57 |
12 |
19 |
4 |
5 |
5 |
18 |
7 |
4 |
5 |
13 |
5 |
7 |
12.5 |
5.7 | |
5 |
11 |
44 |
10 |
16 |
4 |
6 |
6 |
11 |
4 |
4 |
4 |
12 |
5 |
9 |
10.4 |
5.83 | |
6 |
12 |
54 |
15 |
17 |
7 |
11 |
10 |
13 |
5 |
4 |
6 |
14 |
3 |
7 |
12.7 |
6.2 | |
7 |
13 |
53 |
14 |
13 |
6 |
5 |
14 |
15 |
4 |
4 |
8 |
10 |
7 |
8 |
12.4 |
4.48 | |
8 |
9 |
60 |
12 |
16 |
6 |
9 |
9 |
17 |
4 |
4 |
11 |
12 |
5 |
9 |
13.07 |
6.33 | |
9 |
6 |
58 |
15 |
16 |
8 |
11 |
8 |
11 |
6 |
5 |
6 |
9 |
5 |
10 |
12.4 |
6.33 | |
10 |
11 |
52 |
10 |
11 |
7 |
5 |
9 |
6 |
7 |
4 |
8 |
9 |
5 |
5 |
10.6 |
5.36 | |
11 |
11 |
52 |
15 |
17 |
9 |
8 |
10 |
10 |
5 |
4 |
10 |
11 |
5 |
6 |
12.3 |
7.0 | |
12 |
11 |
52 |
12 |
15 |
7 |
11 |
9 |
9 |
3 |
2 |
9 |
14 |
3 |
5 |
11.5 |
3.24 | |
13 |
13 |
67 |
16 |
22 |
7 |
12 |
14 |
17 |
8 |
4 |
7 |
14 |
6 |
13 |
15.7 |
6.43 | |
14 |
11 |
47 |
13 |
11 |
8 |
8 |
9 |
12 |
5 |
2 |
11 |
9 |
4 |
5 |
11.07 |
6.26 | |
15 |
8 |
59 |
13 |
14 |
10 |
12 |
11 |
12 |
4 |
3 |
8 |
10 |
8 |
7 |
12.7 |
8.86 | |
16 |
10 |
61 |
15 |
20 |
8 |
9 |
10 |
15 |
7 |
4 |
4 |
12 |
8 |
9 |
13.7 |
6.16 | |
17 |
13 |
60 |
12 |
18 |
8 |
9 |
14 |
16 |
4 |
3 |
8 |
15 |
7 |
8 |
14 |
5.46 | |
18 |
10 |
61 |
13 |
20 |
6 |
10 |
13 |
14 |
6 |
5 |
9 |
11 |
6 |
11 |
14 |
5.16 | |
19 |
5 |
42 |
12 |
17 |
6 |
4 |
7 |
8 |
3 |
5 |
6 |
12 |
2 |
8 |
9.7 |
5.46 | |
20 |
9 |
48 |
10 |
11 |
7 |
5 |
10 |
12 |
4 |
2 |
5 |
10 |
4 |
5 |
10.1 |
6.9 | |
Ср.зн. |
10,5 |
54,1 |
12,8 |
15,9 |
7,1 |
8,1 |
9,95 |
12,4 |
5,3 |
3,65 |
7,5 |
11,3 |
4,95 |
7,5 |
|||
Rs |
-,07 |
0,14 |
0,32 |
0,13 |
0,49 |
0,33 |
0,01 |
0,02 |
0,41 |
0,11 |
0,21 |
-,15 |
0,04 |
0,04 |
0,23 | ||
p |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Для определения статистической нормы опросника САТ в целях сопоставления индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации, мы построили таблицу 6.
Таблица 6 - Построение статистической нормы для определения уровня личностного роста телефонных консультантов
№ консультанта |
Хi (сред.знач.) |
d |
d2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
9.7 |
-2.5 |
6.25 |
20 |
10.1 |
-2.1 |
4.21 |
5 |
10.4 |
-1.8 |
3.24 |
3 |
10.6 |
-1.6 |
2.56 |
10 |
10.6 |
-1.6 |
2.56 |
14 |
11.07 |
-1.13 |
1.27 |
12 |
11.5 |
0.7 |
0.49 |
2 |
11.5 |
0.7 |
0.49 |
11 |
12.3 |
0.1 |
0.01 |
7 |
12.4 |
0.2 |
0.04 |
9 |
12.4 |
0.2 |
0.04 |
4 |
12.5 |
0.3 |
0.09 |
6 |
12.7 |
0.5 |
0.25 |
15 |
12.7 |
0.5 |
0.25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
13.07 |
0.87 |
0.75 |
14 |
13.07 |
0.87 |
0.75 |
16 |
13.7 |
1.5 |
2.25 |
17 |
14 |
1.8 |
3.24 |
18 |
14 |
1.8 |
3.24 |
13 |
15.7 |
3.5 |
12.25 |
Сумма |
244,01 |
44,23 | |
Станд.отклонение |
1.52 |
Таким образом, для данной выборки норма будет находится в интервале от 10.5 до 13.5. Следовательно, низкий уровень личностного развития присущ 3-м консультантам: 5, 19, 20. Высокий уровень самоактуализации выражен у 4-х консультантов: 13,16,17,18. Большая часть показателей Интернет - консультантов находится в норме, т.е. в интервале от 10.5 до 13.5. При этом норма в данном случае понимается как состояние объекта в данный момент.
Для определения статистической нормы по степени активности в целях сопоставления индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации, мы построили таблицу 7.
Таблица 7 - Построение статистической нормы для определения уровня активности
№ испытуемого |
Хi (сред.знач.) |
d |
d2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
7,92 |
1,25 |
1,5625 |
Продолжение таблицы 7
№ испытуемого |
Хi (сред.знач.) |
d |
d2 |
13 |
7,7 |
1,03 |
1,0609 |
9 |
7,3 |
0,63 |
0,3969 |
2 |
7,18 |
0,51 |
0,2601 |
7 |
6,9 |
0,23 |
0,0529 |
20 |
6,9 |
0,23 |
0,0529 |
18 |
6,8 |
0,13 |
0,0169 |
12 |
6,7 |
0,03 |
0,0009 |
3 |
6,6 |
-0,07 |
0,0049 |
6 |
6,6 |
-0,07 |
0,0049 |
11 |
6,6 |
-0,07 |
0,0049 |
15 |
6,6 |
-0,07 |
0,0049 |
16 |
6,6 |
-0,07 |
0,0049 |
5 |
6,63 |
-0,04 |
0,0016 |
8 |
6,5 |
-0,17 |
0,0289 |
10 |
6,5 |
-0,17 |
0,0289 |
14 |
6,5 |
-0,17 |
0,0289 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
5,96 |
-0,71 |
0,5041 |
4 |
5,6 |
-1,07 |
1,1449 |
19 |
5,5 |
-1,17 |
1,3689 |
Сумма |
133,59 |
6,51 | |
Станд.отклонение |
0,58 |
Для данной выборки норма будет находится в интервале от 6,09 до 7,25. Следовательно, низкий уровень активности присущ 3-м консультантам: 1, 4, 19. Высокий уровень самоактуализации выражен у 3-х консультантов: 9, 13, 17. Большая часть показателей консультантов находится в норме, т.е. в интервале от 6,09 до 7,25. При этом норма в данном случае понимается как состояние объекта в данный момент.
Из данного обследования по выявлению статистической нормы по таким личностным качествам, как активность и самоактуализация было обнаружено, что высокий уровень активности и личностного роста присущ консультантам №№ 13 и 17, а низкий уровень у консультанта № 19.
Для проверки статистических гипотез данного исследования возникла необходимость применения критерия Хи-квадрат (критерий согласия Пирсона) (таблицы 8, 9).
Таблица 8 - Связь уровня эффективности профессиональной деятельности и активности Интернет - консультантов
Уровень активности |
Эффективность |
Неэффективность |
Сумма |
Низкий |
0 |
3 чел. – 100% |
3 |
Средний |
14 чел. – 82% |
0 |
14 |
Продолжение таблицы 8
Высокий |
3 чел. – 18% |
0 |
3 |
Сумма |
17 |
3 |
20 |
Эмпирическое значение по формуле критерия согласия Пирсона равно 40, при степени свободы, равной 2. Данный показатель превышает критическое табличное значение Хи2 - критерия Пирсона при уровне значимости 0,01 = 9.21.
На этом основании можно сделать вывод о зависимости двух признаков. Чем активнее проявляет себя консультант, тем эффективнее он в профессиональной деятельности.
Таблица 9 - Связь уровня эффективности профессиональной деятельности и личностного роста Интернет - консультантов
Уровень самоактуал. |
Эффективность |
Неэффективность |
Сумма |
Низкий |
0 |
3 чел. – 100% |
3 |
Средний |
13 чел. – 76% |
0 |
13 |
Высокий |
4 чел. – 24% |
0 |
4 |
Сумма |
17 |
3 |
20 |