Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;
Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....
5
9
12
15
15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20
26
30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………
Опять же с осторожностью надо относиться к общественным форумам. Нужно четко понимать, что это действительно лишь вариант группы самопомощи. И основная их задача - это поддержка, и может быть информационная поддержка, и не более того. Если клиент отдает себе отчет, что ему достаточно этого, то он может действительно вступать в этот разговор. Если же у него есть какие-то проблемы, которые он хочет решить, то, скорее всего, это будет не очень удачный выбор. Потому что реальные решения, все-таки, лучше достигаются в индивидуальном варианте работы [33].
Какую бы консультирование ни приобретало форму - очную, или онлайн, следует помнить, что чем выше личная активность человека, чем более велико его желание искать выход из сложившихся проблем, тем успешнее для него будет результат психологического консультирования.
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования
Целью нашего исследования, является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультанта, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании. Цель исследования реализовалась посредствам решения следующих задач:
- Анализ
литературы по проблеме
- Проведение
психодиагностического
- Проведение
статистической обработки и
Объект исследования – личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет исследования – Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Исследование
проводилось в несколько
Первый этап исследования – формирование выборки испытуемых.
Второй этап – применение методов исследования.
Третий этап – проведение статистической обработки и анализа полученных данных.
Нами был подобран ряд методик, направленных на выявление и описание профессиональных и личностных качеств, способствующих эффективной работе в качестве консультанта в Интернете:
- 16-факторный личностный
В рамках нашего исследования мы изучили шкалы интеллектуальных особенностей: B,M,Q1; коммуникативных свойствах и особенностей межличностного взаимодействия: A,E,F,H,L,N,Q2.
- Тест самоактуализации (САТ). Особое внимание мы уделили шкалам контактности, познавательных потребностей, креативности [14, c. 358].
- Краткий социологический опрос в форме анкеты. Данные анкеты были использованы для получения дополнительной информации об Интернет - консультантах, особенностях их деятельности и стремлении к профессиональному росту.
Для того, чтобы вычислить взаимосвязь между параметрами активности, самоактуализации и эффективности выборки испытуемых мы применили ранговую корреляцию Спирмена. Для проверки данных на соответствие (согласие) эмпирического распределения теоретическому был использован Хи-квадрат критерий сопряженности Пирсона.
Краткое описание методик:
- Тест Р.Кеттелла (16PF-опросник) предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма А), на которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «a», «b», «c»). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью таблиц с учетом пола и возраста. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10). Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В,М,Q1); эмоционально-волевые особенности (C,G,I,O,Q3,Q4); Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A,H,F,E,Q2,N,L) [14].
- Тест самоактуализации (САТ). САТ разработан на основе опросника личностных ориентаций Э.Шострем (POI) и создан авторами не только в целях научного анализа феномена самоактуализации, но и для проведения прикладных психодиагностических обследований при измерении эффективности психотерапевтической и коррекционной работы. САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.
САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков – по две в каждом: шкала ценностной ориентации, шкала гибкости поведения; шкала сензитивности, шкала спонтанности; шкала самоуважения, шкала самопринятия; шкала представлений о природе человека, шкала синергичности; шкала принятия агрессии, шкала контактности; шкала познавательных потребностей и шкала креативности. Тест подвергался авторами на устойчивость (по пунктам опросника и интегральным показателям по базовым и дополнительным шкалам). Результаты коэффициентов устойчивости близки к 1. САТ отвечает критерию жизненной и текущей валидностям. Факторный анализ выявил реальную структуру взаимосвязей личностных свойств, приближающуюся к эмпирическим моделям Р.Кеттела (16PF-опросник) и Ф.Айзенка [22].
- Краткий
социологический опрос в форме
анкеты. В анкете содержатся 11 вопросов,
определяющих демографические
3.2 Описание процедуры
В данном исследовании приняли участие Интернет – консультанты города Гомеля, Могилёва и Минска. Испытуемые (20 человек – 18 женщин и 2 мужчины) – практические психологи, консультирующие в сети Интернет (таблица 1).
Таблица 1 – Анкетные данные по выборке
№ испыт. |
Возраст |
Пол |
Образование |
Стаж работы консультирования в Интернете |
1 |
38 |
ж |
Высшее психологическое |
7 лет |
2 |
34 |
ж |
Высшее психологическое |
5,5 лет |
3 |
42 |
ж |
Высшее психологическое |
5 лет |
4 |
28 |
ж |
Высшее психологическое |
2 года |
5 |
40 |
ж |
Высшее психологическое |
5 лет |
6 |
46 |
ж |
Высшее психологическое |
4 года |
7 |
46 |
м |
Высшее медицинское, психологическое |
4,2 года |
8 |
36 |
ж |
Высшее психологическое |
3 года |
9 |
48 |
ж |
Высшее педагогическое, психологическое |
3 года |
10 |
40 |
ж |
Высшее медицинское, психологическое |
2 года |
11 |
45 |
ж |
Высшее пед, соц., психол. |
2 года |
12 |
44 |
ж |
Высшее педагогическое, психологическое |
2 года |
Продолжение таблицы 1
№ испыт. |
Возраст |
Пол |
Образование |
Стаж работы консультирования в Интернете |
13 |
29 |
ж |
2 Высш. психологическ. |
3 года |
14 |
26 |
ж |
Высшее психологическое |
1 год |
15 |
32 |
ж |
Высшее медицинское, психологическое |
5 лет |
16 |
30 |
ж |
Высшее психологическое |
2 года |
17 |
25 |
ж |
Высшее психологическое |
1 год |
18 |
30 |
ж |
Высшее филологическое, психологическое |
2 года |
19 |
31 |
м |
Высшее педагогическое, психологическое |
3 года |
20 |
28 |
ж |
Высшее психологическое |
1 год |
Интернет – консультанты – практические психологи с первым высшим, вторым высшим психологическим образованием, несколькими высшими образованиями. Консультанты имеют стаж работы больше 1 года; принадлежат к разновозрастным группам.
По тесту Кеттелла (16PF-опросник) обработка данных производилась при помощи качественного и количественного анализов. «Сырые» баллы по тесту Кеттелла были переведены в стены, затем по каждому фактору было подсчитано среднее значение (таблица 2, рисунок 1).
Таблица 2 - Средние значения по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)
№ |
Название параметра |
Среднее значение |
А |
Общительность |
7.25 |
B |
Интеллект |
8.65 |
C |
Эмоц. устойчивость |
5.55 |
E |
Доминантность |
7.05 |
F |
Экспрессивность |
5.55 |
G |
Нормативн. поведен. |
4.65 |
H |
Соц.смелость |
6.65 |
I |
Чувствительность |
8.4 |
L |
Подозрительность |
6.45 |
M |
Практичность |
6.1 |
N |
Дипломатичность |
6.15 |
O |
Уверенность в себе |
5.5 |
Q1 |
Радикализм |
5.35 |
Q2 |
Конформизм |
6.55 |
Q3 |
Самоконтроль |
5.5 |
Q4 |
Эго-напряженность |
5.6 |
F1 |
Тревожность |
6.64 |
F2 |
Экстраверсия |
6.63 |
F3 |
Эмоциональность |
3.33 |
F4 |
Независимость |
6.025 |
Рисунок 1 - Распределение результатов по тесту Р.Кеттелла
По результатам таблицы 1 можно выделить высокие значения по шкалам: А (общительность), В (интеллект), Е (доминантность), I (чувствительность).
Факторы H, L направлены в сторону повышения баллов – 6.65 и 6.45.
Фактор G (нормативное поведение) имеют тенденцию к снижению баллов – 4.65.
Факторы ( F, O, M, N, O, Q1, Q2, Q3, Q4) имеют средние значения.
Дополнительный фактор F3 (сензитивность) имеет низкое значение - 3.3.
Обработка данных по тесту самоактуализации САТ производилась при помощи ключа к опроснику САТ (таблица 3, рисунок 2). При использовании САТ в качестве исследовательской методики авторы-создатели опросника рекомендуют пользоваться «сырыми баллами».
Таблица 3 - Средние значения Интернет – консультантов
№ блока |
Название шкалы |
Колич. пунктов |
Сред. значение |
I базовый |
1 Шкала ориентации во времени |
17 |
10.5 |
2 Шкала поддержки |
91 |
54.15 | |
II бл. ценностей |
3 Шкала ценностных ориентаций |
20 |
12.8 |
4 Шкала гибкости поведения |
24 |
15.9 | |
III бл. чувствит. |
5 Шкала сензитивности |
13 |
7.1 |
6 Шкала спонтанности |
14 |
8.1 | |
IV самовоспит. |
7 Шкала самоуважения |
15 |
9.95 |
8 Шкала самопринятия |
21 |
12.4 | |
V концепц. чел. |
9 Шк.представл.о природе чел. |
10 |
5.3 |
10 Шкала синергии |
7 |
3.65 |
Продолжение таблицы 3
№ блока |
Название шкалы |
Колич. пунктов |
Сред. значение |
VI межличн. чувствит-ти |
11 Шк.принятия агрессии (на себя) |
16 |
7.5 |
12 Шкала контактности |
20 |
11.3 | |
VII отношение к познанию |
13 Шк.познавательн. потребностей |
11 |
4.95 |
14 Шкала креативности |
14 |
7.5 |