Эмпирическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Анализ научной литературы по проблеме и результатам проведенных исследований, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на коллектив.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты руководства;
- дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;
- определить основные составляющие личностных особенностей руководства;
- сделать выводы, основываясь на проделанную работу.

Содержание работы

Введение
1 Личностные особенности руководителя, влияющие на выполнение
профессиональной деятельности
1.1 Личностные особенности руководителя
1.2 Критерии и факторы эффективного руководства
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
2 Эмпирическое исследование
2.1 Процедура исследования
2.2 Результаты психодиагностического обследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Даша Р1.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

1 Личностные  особенности руководителя, влияющие  на выполнение 

профессиональной деятельности

   1.1 Личностные особенности руководителя

   1.2 Критерии  и факторы эффективного руководства

   1.3 Факторы,  влияющие на эффективность управления

2 Эмпирическое  исследование 

   2.1 Процедура исследования

   2.2 Результаты  психодиагностического обследования

   2.3 Выводы 

Заключение 

Список литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследователями установлено, что  отдача работников предприятия в значительной степени связана с личными качествами руководителя, его профессионализмом, организаторскими способностями, методами и стилем управления. Руководителю предъявляется целый ряд требований, от знания которых, и соответствия которым, зависит успех всей его деятельности. Таким образом, руководитель выступает субъектом управления. Субъект управления неотделим от объекта и является его неотъемлемой составной частью.

Качества руководителя можно условно разделить на две  группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

Тема, выбранная  для данного исследования, является актуальной, так как в ней затрагиваются  аспекты влияния индивидуально-психологических  особенностей руководителя на взаимоотношения с персоналом.

Объектом исследования выбраны сотрудники коммерческой организаций.

Предмет исследования – индивидуально-личностные особенности  руководителей.

Основная цель курсовой работы - выявление индивидуально-личностных особенностей оказывающих влияние на эффективное взаимодействие с персоналом, характерных для конкретных руководителей и групп.

Анализ научной  литературы по проблеме и результатам  проведенных исследований, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на коллектив.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  теоретико-методологические аспекты  руководства;

- дать характеристику  основным критериям и психологическим  факторам эффективного руководства;

- определить  основные составляющие личностных  особенностей руководства;

- сделать выводы, основываясь на проделанную работу.

Современная экономическая  ситуация, реформы, изменение права  собственности, появление частного предпринимательства значительно изменили требования к личности руководителя и его качествам. В настоящее время любое предприятие, учреждение можно рассматривать как формальную и неформальную организацию и в соответствии с этим типы отношений людей как формальные, должностные, функциональные, и неформальные — психологические, эмоциональные. В соответствии с этим руководство является феноменом в системе формальных или официальных отношений. Лидерство — феномен, возникающий в системе неформальных психологических отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Личностные  особенности руководителя, влияющие  на выполнение профессиональной деятельности

1.1Личностные  особенности руководителя

Личность руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют биографические характеристики, способности и черты личности.

К биографическим характеристикам  относятся:

- возраст руководителя ( проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для иных видов профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Как подчеркивает В.Г. Ананьев, «фактор возраста, который рассматривается в психологических исследованиях, является в действительности суммацией разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического и социально-психологического развития человека в конкретных условиях». Включение фактора возраста в круг личностных переменных носит скорее относительный нежели абсолютный характер. Однако проведенные исследования (Х.Э.Лахт, Кричевский Р., Кмить Н. и др.) свидетельствуют, что возраст руководителя может оказывать неблагоприятное влияние на удовлетворенность коллектива общей атмосферой и различными аспектами жизни, если он значительно превышает средний возраст членов коллектива)[1];

- пол руководителя (данная характеристика привлекает внимание в последнее время все больше внимания со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной роли. Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин, ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся лидерами и проявляют меньшую склонность, чем мужчины добиваться этой роли.

Это объясняется  тем, что мужчины обладают большей  компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Большое значение имеет наличие определенного стандарта поведения, принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения, а женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Имеется еще  одно существенное различие между мужчиной и женщиной руководителями, а именно больший интерес женщин к отношениям между людьми. Замечено, что женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а следовательно и в степени ориентации на человеческие отношения);

- социально-экономический  статус и образование (данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью организации, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился интерес у руководителей и к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса.

Социально-экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому).

Следующей составляющей личности являются способности. Все  способности можно разделить  на общие (к ним относится интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект [2].

Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние  исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействия и другие факторы. К ним относится мотивация и опыт руководителя, а также его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными.

Эти факторы, как  следствие, имеют снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

К специфическим  способностям личности можно отнести  специальные умения, знания, компетентность, информированность, которые очень  важны для успешного выполнения управленческой деятельности.

Следующая характеристика руководителя – черты личности.

Эмпирическое  изучение обсуждаемого вопроса, имеет  довольно длительную историю, восходящую к началу ХХ столетия. Оно в частности  нашло отражение в сформулированной на Западе в 20-е годы «теории черт» лидерства или руководства.

Согласно этой теории руководители являются носителями определенных врожденных качеств, присущих только им и обнаруживающих себя независимо от специфики объективных условий  их деятельности. Причем речь в них идет преимущественно о чертах личности руководителя.

Попытки составить  некий универсальный реестр личностных черт эффективного руководителя предпринимались  и в нашей стране. Таковы, например, выделяемые некоторыми исследователями (А. Ковалев, В. Мясищев, Л. Уманский) качества способного организатора. В этой связи абсолютно справедливым представляется замечание А.И. Китова о том, что «этакая качествология»…бесперспективна, если строится без опоры на содержание и структуру деятельности руководителя… Качества личности, описываемые безотносительно к конкретной деятельности, это не реальные феномены, а благие пожелания, годные на все случаи жизни [3].

К числу наиболее часто упоминаемых в различных  исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим  каждую из этих характеристик в отдельности.

Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.

Уверенность в  себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби.

В Японии для  эмоциональной разрядки разбивают  манекены, изображающие вышестоящих  руководителей. Поэтому в последние  годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.

Информация о работе Эмпирическое исследование