Эмпирическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Анализ научной литературы по проблеме и результатам проведенных исследований, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на коллектив.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты руководства;
- дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;
- определить основные составляющие личностных особенностей руководства;
- сделать выводы, основываясь на проделанную работу.

Содержание работы

Введение
1 Личностные особенности руководителя, влияющие на выполнение
профессиональной деятельности
1.1 Личностные особенности руководителя
1.2 Критерии и факторы эффективного руководства
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
2 Эмпирическое исследование
2.1 Процедура исследования
2.2 Результаты психодиагностического обследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Даша Р1.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

Низкий уровень  стресса, выявленный у испытуемых под  номерами 8 и 9, что свидетельствует  о состоянии психологической  адаптированности к рабочим нагрузкам.

Испытуемым  было предложено пройти тест описания поведения К. Томасса (тест на конфликтность).

Результат тестирования отражены в таблице 4 -Тест описания поведения К.Томасса.

Таблица 4 - Тест описания поведения К.Томасса

Стратегии поведения в конфликте

Предпочитаемость  стратегии, %

Соревнование

10

Сотрудничество

30

Компромисс

40

Избегание

10

Приспособление

10


 

В результате исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (40 %). Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.

Заключительным  тестом, предложенным испытуемому в  процессе тестирования стала диагностика состояния агрессии (опросник "Басса-Дарки").

Ответы, полученные в ходе диагностики представлены в таблице 5 - Диагностика состояния  агрессии. Она наглядно показывает полученные нами в ходе исследования данные уровней агрессии и наиболее распространенных форм ее выражения. Таблица содержит структурированные данные по 10 испытуемым.

 

Таблица 5 - Диагностика  состояния агрессии

Испытуемый

Индекс агрессивности

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

1

26

8

6

9

4

4

5

9

7

2

16

4

7

5

3

4

4

7

6

3

27

9

8

6

5

5

7

       12

7

4

18

5

7

5

3

4

4

8

6

5

28

9

8

7

5

6

7

       12

7

6

28

8

7

6

5

5

7

       12

6

7

18

5

7

5

4

6

5

8

7

8

26

9

6

8

4

4

5

9

7

9

16

4

6

5

4

4

5

7

6

10

25

7

7

9

4

4

5

9

5


 

Как видно из таблицы, у большинства опрошенных уровень агрессивности выше нормы. У испытуемых выражена склонность к  косвенной вербальной агрессии.

Проведенный нами анализ влияния личностных особенностей руководителя позволил сделать выводы, что большинство испытуемых имеют средние коммуникативные способности, средний уровень стресса. Большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и предпочитают стратегию компромисса (42 %). Но уровень агрессивности выше нормы. У испытуемых выражена склонность к косвенной вербальной агрессии.

 

2.3 Выводы

Основываясь на проведенных нами исследования, можно  сделать краткие выводы о личностных особенностях наших испытуемых.

Испытуемый  №1 обладает низкими коммуникативными и не высокими организаторскими способностями, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — соревнование.

Испытуемый  №2 обладает высокими коммуникативными и    организаторскими способностями  ниже среднего уровня,  средним уровнем  стресса, его поведение в конфликтной ситуации — сотрудничество.

Испытуемый  №3 обладает высокими коммуникативными иорганизаторскими способностями  ниже среднего уровня, средним уровнем  стресса, его поведение в конфликтной  ситуации — компромисс.

Испытуемый  №4 обладает ниже среднего  коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — избегание.

Испытуемый  №5 обладает средними коммуникативными иорганизаторскими способностями  ниже среднего уровня, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — приспособление.

Испытуемый  №6 обладает средними коммуникативными и организаторскими способностями, средним уровнем стресса, его  поведение в конфликтной ситуации — компромисс.

Испытуемый №7 обладает средними коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — сотрудничесиво.

Испытуемый  №8 обладает высокими коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, низким уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — сотрудничество.

Испытуемый  №9 обладает средними коммуникативными и организаторскими способностями  ниже среднего уровня, средним уровнем  стресса , его поведение в конфликтной ситуации — компромисс.

Испытуемый  №10 обладает высокими коммуникативными и средними организаторскими способностями, низким уровнем стресса, его поведение  в конфликтной ситуации — компромисс.

Для работы на этой должности подходят люди с хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, средним уровнем стресса. Руководитель должен стремиться к компромиссному решению, агрессия должна быть в норме. Можно сделать вывод, что наши испытуемые под номерами 3 и 10 подходят по всем критериям успешного руководителя, но у испытуемого №3 уровень агрессии выше нормы. Его можно попробовать скорректировать ( например с помощью тренинга). Не смотря на то что уровень коммуникативных способностей у испытуемых №1, 2, 3, 4 -ниже среднего, у № 5,6,7,8 и 9 – средний, сочетание остальных качеств говорит о том, что руководители, которые участвовали в исследовании, не все, по полученным данным, подходят на занимаемую ими должность( №1,2,3,4), но на роль руководителя более всего подходит испытуемый №10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать руководитель. В современных условиях его значение еще больше возрастает. Организации, добивающиеся сегодня успеха, отличаются от противоположных им, главным образом, тем, что имеет более динамичное и эффективное руководство.

Руководитель  – это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом  и организации его деятельности.

На успешность руководителя влияет множество факторов. Основной акцент в курсовой работе сделан на индивидуально – личностные особенности, которые в большей степени отражают специфику личностных качеств руководителя и помогают ему эффективно действовать в условиях социально – экономической нестабильности. Эти особенности определяют модель поведения человека как в личной, так и в профессиональной жизни.

Эффективность управления проявляется в создании в социальной группе позитивного  психологического климата, направленного  на укрепление сплоченности коллектива и удовлетворение его членов своей  деятельностью.

Проведенный нами анализ влияния личностных особенностей руководителя позволил сделать выводы, что большинство испытуемых имеют  средние коммуникативные способности, средний уровень стресса. Большинство  испытуемых не являются конфликтными личностями и предпочитают стратегию компромисса (42 %). Но уровень агрессивности выше нормы. У испытуемых выражена склонность к косвенной вербальной агрессии.

Для работы на этой должности подходят люди с хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, средним уровнем стресса. Руководитель должен стремиться к компромиссному решению, агрессия должна быть в норме. Можно сделать вывод, что наши испытуемые подходят по всем критериям успешного руководителя, кроме уровня агрессии, но его можно попробовать скорректировать ( например с помощью тренинга). Не смотря на то, что уровень коммуникативных способностей средний у наших испытуемых в основном средний, сочетание остальных качеств говорит о том, что руководители, которые участвовали в исследовании, не все, по пооученным данным, подходят на занимаемую ими должность, но на роль руководителя более всего подходит испйтуемый №10.

Одним из элементов  руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Чтобы подчинить цели индивида целям группы, руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

Для быстрого и  эффективного достижения цели, руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для ее выполнения. Для  мотивации группы существуют определенные правила и руководитель должен их знать.

Стиль руководства  является интегративной характеристикой  деятельности руководителя, взаимоотношений  с починенными и особенностей деятельности. В целом весь процесс  руководства можно рассматривать как процесс использования руководителем стиля руководства и своих личных качеств, которые составляют авторитет руководителя.

Авторитет –  это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим  трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми. Главное для руководителя выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее сочетающийся с его личными качествами и имеющейся ситуацией. Стиль руководителя напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них, руководитель добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку подчиненным, в других – руководитель допускает подчиненных к участию в решении производственных проблем, в- третьих, безболезненно меняет стиль под нажимом обстоятельств. В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления фирмой.

 

 

Список литературы

1 Дерманова  И.Б Диагностика эмоционально-нравственного  развития /

И.Б. Дерманов. –  СПб, 2008. – 175с.

2 Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности/

Г.М. Андреева.  - М.: МГУ, 2007. – 327с.

3 Андреева Г.М.  Социальная психология/ Г.М. Андреева. - М.: МГУ, 2008.

- 416 с.

4 Берн Э. Лидер  и группа: О структуре и динамике  организаций и групп /

Э. Берн. – М.: Литур, 2009. - 320 с.

5 Богданович  В.И. Психокоррекции в повседневной  жизни / В.И. Богданович. -

СПб.:Респекс, 2007. - 148 с.

6 Вернер З.  Руководить без конфликтов / З. Вернер.  - М.:Экономика, 2008.

- 335 с.

7 Волков И.П.  О личном авторитете руководителя /И.П.Волков .— СПб.: Знание, 2007. – 181с.

8 Генов Ф.  Психология управления/Ф.Генов. - М.: Прогресс, 2009. - 422 с.

9 Донцов А.И.  Психология коллектива (методологические  проблемы

исследования) / А.И. Донцов. - М, 2010. - 288 с.

10 Дукер П.  Эффективный управляющий / П. Дукер. - М.: Экономика,

2009. - 257 с.

 


Информация о работе Эмпирическое исследование