Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:31, курсовая работа
Анализ научной литературы по проблеме и результатам проведенных исследований, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на коллектив.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты руководства;
- дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;
- определить основные составляющие личностных особенностей руководства;
- сделать выводы, основываясь на проделанную работу.
Введение
1 Личностные особенности руководителя, влияющие на выполнение
профессиональной деятельности
1.1 Личностные особенности руководителя
1.2 Критерии и факторы эффективного руководства
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
2 Эмпирическое исследование
2.1 Процедура исследования
2.2 Результаты психодиагностического обследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы 31
Низкий уровень стресса, выявленный у испытуемых под номерами 8 и 9, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
Испытуемым было предложено пройти тест описания поведения К. Томасса (тест на конфликтность).
Результат тестирования отражены в таблице 4 -Тест описания поведения К.Томасса.
Таблица 4 - Тест описания поведения К.Томасса
Стратегии поведения в конфликте |
Предпочитаемость стратегии, % |
Соревнование |
10 |
Сотрудничество |
30 |
Компромисс |
40 |
Избегание |
10 |
Приспособление |
10 |
В результате исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (40 %). Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.
Заключительным тестом, предложенным испытуемому в процессе тестирования стала диагностика состояния агрессии (опросник "Басса-Дарки").
Ответы, полученные в ходе диагностики представлены в таблице 5 - Диагностика состояния агрессии. Она наглядно показывает полученные нами в ходе исследования данные уровней агрессии и наиболее распространенных форм ее выражения. Таблица содержит структурированные данные по 10 испытуемым.
Таблица 5 - Диагностика состояния агрессии
Испытуемый |
Индекс агрессивности |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
1 |
26 |
8 |
6 |
9 |
4 |
4 |
5 |
9 |
7 |
2 |
16 |
4 |
7 |
5 |
3 |
4 |
4 |
7 |
6 |
3 |
27 |
9 |
8 |
6 |
5 |
5 |
7 |
12 |
7 |
4 |
18 |
5 |
7 |
5 |
3 |
4 |
4 |
8 |
6 |
5 |
28 |
9 |
8 |
7 |
5 |
6 |
7 |
12 |
7 |
6 |
28 |
8 |
7 |
6 |
5 |
5 |
7 |
12 |
6 |
7 |
18 |
5 |
7 |
5 |
4 |
6 |
5 |
8 |
7 |
8 |
26 |
9 |
6 |
8 |
4 |
4 |
5 |
9 |
7 |
9 |
16 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5 |
7 |
6 |
10 |
25 |
7 |
7 |
9 |
4 |
4 |
5 |
9 |
5 |
Как видно из таблицы, у большинства опрошенных уровень агрессивности выше нормы. У испытуемых выражена склонность к косвенной вербальной агрессии.
Проведенный нами анализ влияния личностных особенностей руководителя позволил сделать выводы, что большинство испытуемых имеют средние коммуникативные способности, средний уровень стресса. Большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и предпочитают стратегию компромисса (42 %). Но уровень агрессивности выше нормы. У испытуемых выражена склонность к косвенной вербальной агрессии.
2.3 Выводы
Основываясь на проведенных нами исследования, можно сделать краткие выводы о личностных особенностях наших испытуемых.
Испытуемый №1 обладает низкими коммуникативными и не высокими организаторскими способностями, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — соревнование.
Испытуемый №2 обладает высокими коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — сотрудничество.
Испытуемый
№3 обладает высокими коммуникативными
иорганизаторскими
Испытуемый №4 обладает ниже среднего коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — избегание.
Испытуемый
№5 обладает средними коммуникативными
иорганизаторскими
Испытуемый
№6 обладает средними коммуникативными
и организаторскими способностями,
средним уровнем стресса, его
поведение в конфликтной
Испытуемый №7 обладает средними коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, средним уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — сотрудничесиво.
Испытуемый №8 обладает высокими коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, низким уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — сотрудничество.
Испытуемый №9 обладает средними коммуникативными и организаторскими способностями ниже среднего уровня, средним уровнем стресса , его поведение в конфликтной ситуации — компромисс.
Испытуемый №10 обладает высокими коммуникативными и средними организаторскими способностями, низким уровнем стресса, его поведение в конфликтной ситуации — компромисс.
Для работы на этой должности подходят люди с хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, средним уровнем стресса. Руководитель должен стремиться к компромиссному решению, агрессия должна быть в норме. Можно сделать вывод, что наши испытуемые под номерами 3 и 10 подходят по всем критериям успешного руководителя, но у испытуемого №3 уровень агрессии выше нормы. Его можно попробовать скорректировать ( например с помощью тренинга). Не смотря на то что уровень коммуникативных способностей у испытуемых №1, 2, 3, 4 -ниже среднего, у № 5,6,7,8 и 9 – средний, сочетание остальных качеств говорит о том, что руководители, которые участвовали в исследовании, не все, по полученным данным, подходят на занимаемую ими должность( №1,2,3,4), но на роль руководителя более всего подходит испытуемый №10.
Заключение
Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать руководитель. В современных условиях его значение еще больше возрастает. Организации, добивающиеся сегодня успеха, отличаются от противоположных им, главным образом, тем, что имеет более динамичное и эффективное руководство.
Руководитель
– это лицо, на которое официально
возложены функции управления коллективом
и организации его
На успешность руководителя влияет множество факторов. Основной акцент в курсовой работе сделан на индивидуально – личностные особенности, которые в большей степени отражают специфику личностных качеств руководителя и помогают ему эффективно действовать в условиях социально – экономической нестабильности. Эти особенности определяют модель поведения человека как в личной, так и в профессиональной жизни.
Эффективность управления проявляется в создании в социальной группе позитивного психологического климата, направленного на укрепление сплоченности коллектива и удовлетворение его членов своей деятельностью.
Проведенный нами
анализ влияния личностных особенностей
руководителя позволил сделать выводы,
что большинство испытуемых имеют
средние коммуникативные
Для работы на этой должности подходят люди с хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, средним уровнем стресса. Руководитель должен стремиться к компромиссному решению, агрессия должна быть в норме. Можно сделать вывод, что наши испытуемые подходят по всем критериям успешного руководителя, кроме уровня агрессии, но его можно попробовать скорректировать ( например с помощью тренинга). Не смотря на то, что уровень коммуникативных способностей средний у наших испытуемых в основном средний, сочетание остальных качеств говорит о том, что руководители, которые участвовали в исследовании, не все, по пооученным данным, подходят на занимаемую ими должность, но на роль руководителя более всего подходит испйтуемый №10.
Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Чтобы подчинить цели индивида целям группы, руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.
Для быстрого и эффективного достижения цели, руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для ее выполнения. Для мотивации группы существуют определенные правила и руководитель должен их знать.
Стиль руководства
является интегративной характеристикой
деятельности руководителя, взаимоотношений
с починенными и особенностей
деятельности. В целом весь процесс
руководства можно рассматриват
Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми. Главное для руководителя выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее сочетающийся с его личными качествами и имеющейся ситуацией. Стиль руководителя напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них, руководитель добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку подчиненным, в других – руководитель допускает подчиненных к участию в решении производственных проблем, в- третьих, безболезненно меняет стиль под нажимом обстоятельств. В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления фирмой.
Список литературы
1 Дерманова
И.Б Диагностика эмоционально-
И.Б. Дерманов. – СПб, 2008. – 175с.
2 Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности/
Г.М. Андреева. - М.: МГУ, 2007. – 327с.
3 Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. - М.: МГУ, 2008.
- 416 с.
4 Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп /
Э. Берн. – М.: Литур, 2009. - 320 с.
5 Богданович
В.И. Психокоррекции в
СПб.:Респекс, 2007. - 148 с.
6 Вернер З. Руководить без конфликтов / З. Вернер. - М.:Экономика, 2008.
- 335 с.
7 Волков И.П. О личном авторитете руководителя /И.П.Волков .— СПб.: Знание, 2007. – 181с.
8 Генов Ф. Психология управления/Ф.Генов. - М.: Прогресс, 2009. - 422 с.
9 Донцов А.И. Психология коллектива (методологические проблемы
исследования) / А.И. Донцов. - М, 2010. - 288 с.
10 Дукер П. Эффективный управляющий / П. Дукер. - М.: Экономика,
2009. - 257 с.