Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:31, курсовая работа
Анализ научной литературы по проблеме и результатам проведенных исследований, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на коллектив.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты руководства;
- дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;
- определить основные составляющие личностных особенностей руководства;
- сделать выводы, основываясь на проделанную работу.
Введение
1 Личностные особенности руководителя, влияющие на выполнение
профессиональной деятельности
1.1 Личностные особенности руководителя
1.2 Критерии и факторы эффективного руководства
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
2 Эмпирическое исследование
2.1 Процедура исследования
2.2 Результаты психодиагностического обследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы 31
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Его можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
В своем подходе
к изучению конфликтных явлений
К. Томас делал акцент на изменении
традиционного отношения к конф
В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление,
означающее в
- компромисс
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество,
когда участники ситуации
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Так же испытуемым было предложено пройти тестирование по «шкале психологического стресса PSM – 25».Она предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса.
Цель методики - измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н.Е.Водопьяновой.
При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др.
Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психологической напряжённости. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии.
Методика включает в себя 25 вопросов. Они сформулированы для группы людей в возрасте от 18 до 65 лет, универсальны и применимы для разных профессиональных групп.
В заключении, испытуемому было предложено пройти диагностику состояния агрессии по методу «Басса – Дарки».
Он является одной из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
Психологический подход к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялся как концепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (Д. Доллард, С. Розенцвейг и др.). В конце 50-х гг. появился ряд публикаций по агрессии и агрессивности (Дж. Скотт, А. Бандура и Р. Вальтерс, А. Басе, А. Берковиц, К. Лоренц и др.), которые вызвали большой поток экспериментальных и теоретических работ по данной теме.
Анализ основных взглядов на содержание понятия "агрессия" позволяет понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), наносящее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. ).
Агрессивные действия выступают в качестве:
- средства достижения какой-нибудь значимой цели;
- способа психической разрядки и переключения деятельности;
- удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессия является одним из частных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направленные на цель поведенческие акты, так и символические действия. Существенно, что агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.
Наиболее распространенными методами изучения агрессии были и остаются различные опросники и тесты, широкое употребление которых связано с экспертными задачами. В зарубежной практике широкое распространение получило использование проективных методик для оценки агрессии и агрессивности. Наиболее известным и популярным при исследовании агрессии является тест Розенцвейга. Другим, широко применяемым в последнее время тестом, стал опубликованный в 1962 г. "Тест руки", который, по мнению ряда авторов, дает очень хорошие результаты в работе с детьми и подростками. Чаще всего при исследовании агрессии используются опросники. В 50-е и 60-е гг. широкое применение при диагностике агрессивного поведения получил опросник MMPI.
На основе вопросов этого теста было разработано много различных шкал для измерения агрессии. Более применяемыми являются шкала агрессивности (М. Закс и Р. Вальтере, 1959) и шкала агрессивности из "Списка личностных предпочтений" (А. Эдварто, 1954). Недостаток этих шкал – их краткость. В немецкоязычных странах используется также Фрайбургский опросник агрессивности (Х. Сельг).
Басе и Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотреть агрессию как комплексный феномен. Ими был предложен опросник, состоящий из 8 индексов, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом: подсчитывается количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале и умножается на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели:
(«Физическая агрессия» + «Раздражение» + «Вербальная агрессия») = ИА – индекс агрессивности (как прямой, так мотивационной);
(«Обида» + «Подозрительность») = ИВ – индекс враждебности.
Формы агрессии и соответствующие шкалы:
- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;
- вербальная
агрессия – выражение
- косвенная агрессия - агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо, – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти взрывы характеризуются неправильностью, ненаправленностью и неупорядоченностью;
- негативизм
– оппозиционная форма
- склонность
к раздражению (коротко
– раздражение) — готовность
к проявлению при малейшем
возбуждении вспыльчивости,
- подозрительность
– недоверие и осторожность
по отношению к людям, основанн
- обида – чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим,
обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания;
- чувство вины или аутоагрессия - выражает возможное убеждение обследуемого в том, что тот является плохим человеком, поступает злобно.
Также индекс выражает наличие у него угрызений совести.
2.2 Результаты
психодиагностического
Испытуемому был предложен тест на определение коммуникативных и организаторских способностей. Результаты данного тестирования отражены в таблице 2- Коммуникативные и организаторские способности.
Таблица 2 - Коммуникативные и организаторские способности
Испытуемый |
Коммуникативные способности |
Организаторские способности |
1 |
0,35 |
0,65 |
2 |
0,7 |
0,55 |
3 |
0,75 |
0,6 |
4 |
0,55 |
0,6 |
5 |
0,6 |
0,55 |
6 |
0,65 |
0,7 |
7 |
0,4 |
0,6 |
8 |
0,7 |
0,6 |
9 |
0,6 |
0,55 |
10 |
0,75 |
0,7 |
Исходя из данных
таблицы, у большинства испытуемых
средний уровень
Следующим, испытуемому было предложено пройти тест на стрессоустойчивость.
Полученные в ходе исследования данные представлены в таблице 3 - Результаты исследования (стрессоустойстойчивость).
Таблица 3 - Результаты исследования (стрессоустойчивость)
Испытуемый |
Количество баллов |
Уровень стресса |
1 |
110 |
Средний |
2 |
116 |
Средний |
3 |
104 |
Средний |
4 |
100 |
Средний |
5 |
111 |
Средний |
6 |
102 |
Средний |
7 |
101 |
Средний |
8 |
87 |
Низкий |
9 |
101 |
Средний |
10 |
99 |
Низкий |