Эмпирическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Анализ научной литературы по проблеме и результатам проведенных исследований, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на коллектив.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты руководства;
- дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;
- определить основные составляющие личностных особенностей руководства;
- сделать выводы, основываясь на проделанную работу.

Содержание работы

Введение
1 Личностные особенности руководителя, влияющие на выполнение
профессиональной деятельности
1.1 Личностные особенности руководителя
1.2 Критерии и факторы эффективного руководства
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
2 Эмпирическое исследование
2.1 Процедура исследования
2.2 Результаты психодиагностического обследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Даша Р1.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Его можно использовать при групповых обследованиях (и  тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому  выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

В своем подходе  к изучению конфликтных явлений  К. Томас делал акцент на изменении  традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих  аспектах изучения конфликтов: какие  формы поведения в конфликтных  ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными  или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов  поведения людей в конфликтных  ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями  в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

- соревнование (конкуренция) как стремление  добиться удовлетворения своих  интересов в ущерб другому;

- приспособление, означающее в противоположность  соперничеству, принесение в жертву  собственных интересов ради другого;

- компромисс

- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

- сотрудничество, когда участники ситуации приходят  к альтернативе, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Так же испытуемым было предложено пройти тестирование по «шкале психологического стресса PSM – 25».Она предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса.

Цель методики - измерение стрессовых ощущений в  соматических, поведенческих и эмоциональных  показателях.

Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н.Е.Водопьяновой.

При разработке методики авторы стремились устранить  имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др.

Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психологической напряжённости. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии.

Методика включает в себя 25 вопросов. Они сформулированы для группы людей в возрасте от 18 до 65 лет, универсальны и применимы  для разных профессиональных групп.

В заключении, испытуемому  было предложено пройти диагностику состояния агрессии по методу «Басса – Дарки».

Он является одной  из  наиболее  популярных  в  зарубежной психологии  методик  для  исследования  агрессии.  Согласно  известным представлениям,  агрессия  является  одним  из  распространенных  способов решения  проблем,  возникающих  в  сложных  и  трудных  (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Психологический  подход  к  пониманию  агрессии  и  агрессивности  долгое время  определялся как концепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (Д. Доллард, С. Розенцвейг и др.). В конце 50-х гг.  появился  ряд публикаций  по  агрессии  и агрессивности (Дж.  Скотт,  А. Бандура и Р. Вальтерс, А. Басе, А. Берковиц, К. Лоренц и др.), которые вызвали большой поток экспериментальных и теоретических работ по данной теме.

Анализ  основных  взглядов  на  содержание  понятия  "агрессия"  позволяет понимать  ее  как  мотивированное  разрушительное  поведение,  противоречащее нормам  и  правилам  существования  людей  в  обществе,  причиняющее  вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), наносящее физический ущерб  или  вызывающее  у  них  психический  дискомфорт  (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. ).

Агрессивные  действия  выступают  в  качестве: 

- средства  достижения  какой-нибудь  значимой  цели; 

- способа   психической  разрядки и   переключения  деятельности;

- удовлетворения  потребности в самореализации  и самоутверждении.

Агрессия  является  одним  из  частных  способов  решения  проблем, возникающих  в  сложных  и  трудных  (фрустрирующих)  ситуациях, вызывающих  психическую  напряженность.  Агрессивными  способами  преодоления  трудностей  могут  быть  как  прямо  направленные  на  цель поведенческие  акты,  так  и  символические  действия.  Существенно,  что агрессивные  действия,  используемые  для  преодоления  трудностей  и  снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.

Наиболее  распространенными  методами  изучения  агрессии  были  и остаются  различные  опросники  и  тесты,  широкое  употребление  которых связано с экспертными задачами. В  зарубежной  практике  широкое  распространение  получило  использование  проективных  методик  для  оценки  агрессии  и агрессивности. Наиболее известным и популярным при исследовании агрессии является тест Розенцвейга.  Другим,  широко  применяемым в последнее время тестом,  стал опубликованный в 1962 г. "Тест руки", который, по мнению ряда авторов, дает очень хорошие  результаты  в  работе  с  детьми  и  подростками.  Чаще  всего  при исследовании  агрессии  используются  опросники.  В  50-е  и  60-е  гг.  широкое применение  при  диагностике  агрессивного  поведения  получил  опросник  MMPI.

На  основе  вопросов  этого  теста  было  разработано  много  различных  шкал  для измерения агрессии. Более применяемыми являются шкала агрессивности (М. Закс  и  Р.  Вальтере,  1959)  и  шкала  агрессивности  из  "Списка  личностных предпочтений"  (А.  Эдварто,  1954).  Недостаток  этих  шкал  –  их  краткость.  В немецкоязычных  странах  используется  также  Фрайбургский  опросник агрессивности (Х. Сельг).

Басе  и  Дарки  в  1957  г.  первыми  проделали  работу,  которая  характеризовалась  попыткой  рассмотреть  агрессию  как комплексный феномен.  Ими был предложен опросник,  состоящий из  8  индексов,  которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Ответы оцениваются  по 8 шкалам следующим образом: подсчитывается количество  набранных  баллов  в  соответствии  с  ключом  по  каждой  шкале  и умножается  на  коэффициент,  указанный  в  скобках  при  каждом  параметре агрессивности,  что  позволяет  получить  удобные  для  сопоставления  – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).

Суммарные показатели:

(«Физическая  агрессия»  +  «Раздражение» +  «Вербальная агрессия»)  =  ИА  – индекс  агрессивности (как прямой,  так мотивационной);

(«Обида» + «Подозрительность») = ИВ – индекс враждебности. 

Формы агрессии и соответствующие шкалы:

- физическая  агрессия (нападение)  –  использование  физической  силы против другого лица;

- вербальная  агрессия – выражение негативных  чувств как через форму (ссора,  крик,  визг),  так  и  через   содержание  словесных  ответов  (угроза, проклятия, ругань);

- косвенная   агрессия  -  агрессия,  которая  окольным  путем направлена  на  другое  лицо,  –  злобные  сплетни,  шутки,  так  и  агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье  ногами,  битье  кулаками  по  столу  и  т.  п.  Эти  взрывы  характеризуются неправильностью, ненаправленностью и неупорядоченностью;

- негативизм  – оппозиционная форма поведения,  направленная обычно против  авторитета  или  руководства;  такое   поведение  может  нарастать   от пассивного сопротивления  до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

- склонность  к  раздражению  (коротко   –  раздражение)  — готовность  к проявлению при малейшем  возбуждении вспыльчивости, резкости  и грубости;

- подозрительность  – недоверие и осторожность  по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

- обида  –   чувство,  вызванное  завистью  и  ненавистью  к  окружающим,

обусловленное  горечью,  гневом  на  весь  мир  за  действительные  или  мнимые страдания;

- чувство вины  или аутоагрессия -  выражает возможное убеждение обследуемого  в том,  что тот является  плохим  человеком,  поступает злобно.

Также индекс выражает наличие у него угрызений совести.

2.2 Результаты  психодиагностического обследования

Испытуемому был  предложен тест на определение коммуникативных и организаторских способностей. Результаты данного тестирования отражены в таблице 2- Коммуникативные и организаторские способности.

Таблица 2 - Коммуникативные  и организаторские способности

Испытуемый

Коммуникативные способности

Организаторские способности

1

0,35

0,65

2

0,7

0,55

3

0,75

0,6

4

0,55

0,6

5

0,6

0,55

6

0,65

0,7

7

0,4

0,6

8

0,7

0,6

9

0,6

0,55

10

0,75

0,7


 

Исходя из данных таблицы, у большинства испытуемых средний уровень коммуникативных  способностей. Высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей только у испытуемых под номерами 3 и 10.  Такие люди не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомых. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу  в общении, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельные решения в трудной обстановке.

Следующим, испытуемому  было предложено пройти тест на стрессоустойчивость.

Полученные  в ходе исследования данные представлены в таблице 3 - Результаты исследования (стрессоустойстойчивость).

Таблица 3 - Результаты исследования (стрессоустойчивость)

Испытуемый

Количество  баллов

Уровень стресса

1

110

Средний

2

116

Средний

3

104

Средний

4

100

Средний

5

111

Средний

6

102

Средний

7

101

Средний

8

87

Низкий

9

101

Средний

10

99

Низкий

Информация о работе Эмпирическое исследование