Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель работы состоит в решении поставленной проблемы.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников.
2. Обосновать принципы и методы профилактики утомляемости дошкольников.
3. Выявить различные способы предупреждения и устранения утомляемости детей 6-7 лет.
4. Определить роль и место каникул в профилактике утомляемости старших дошкольников.
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста и его ведущей деятельности 5
1.2 Проблема утомляемости у дошкольников 5-6 лет 10
2. Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет 15
2.1 Каникулы как форма активного отдыха дошкольников 15
2.2 Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического, эстетического и трудового воспитания 20
Заключение 30
Список литературы 32
Содержание
Введение 3
1. Теоретические
подходы к изучению
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика дошкольного
1.2 Проблема утомляемости у дошкольников 5-6 лет 10
2. Каникулы
как форма профилактики
2.1 Каникулы как форма активного отдыха дошкольников 15
2.2 Профилактика
психоэмоционального
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
Актуальность темы исследования. Здоровье ребенка напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность любой деятельности ребенка. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения. В детском возрасте такая негативная тенденция опасна.
Проблема утомления является одной из актуальных в физиологии и неразрывно связана с представлениями об адаптации, о работоспособности, восстановлении и функциональных резервах организма. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность детей дошкольного возраста и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
Опасность
переутомления в том, что изменения,
происходящие в организме, уже не
устраняются кратковременным
Необходимо учитывать в дошкольных учреждениях на занятиях и дома периоды повышения работоспособности и его спада. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления дошкольников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Поэтому во всех образовательных учреждениях, включая и дошкольные учреждения, вводится установленный перерыв в занятиях в течении всего учебного (календарного) года – каникулы. По определению В.И. Даля, каникулами следует назвать «праздная пора в образовательных заведениях». Определение «каникулы» обладает следующими характеристиками. Каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых, как на деятельность, которая снимает утомление, напряжению и способствует восстановлению работоспособности). Каникулы – это смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий. Каникулы – это смена стиля информации. Каникулы – это новая природная и социальная среда. Но каникулы – это и продолжение учебно-воспитательного процесса. Каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени ребёнка и являются его главной мечтой. Учитывая различные трактовки понятия «каникулы», можно определить назначение каникул. С точки зрения дополнительного образования, каникулы – это развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья. С точки зрения педагогов, каникулы – это физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление. Это расширение культурного пространства самореализации личности путем обмена вида деятельности. С точки зрения дошкольника, каникулы – это отдых от детского сада и одногруппников, время, независимое от детского сада и учебы, когда делаешь все, что нравится, время, проводимое с пользой для себя. С точки зрения родителей, каникулы - это время, когда ребенок находится без строгого надзора родителей, педагогов. Большую часть времени дети проводят на улице. Однако, каникулы являются тем временем, когда смене образовательному процессу приходит время для творческого раскрытия, для познавательного процесса, для физического, нравственного, духовного воспитания, для снятия психоэмоционального напряжения.
Теоретико – методологической основой являются исследования касающиеся проблемы учебной утомляемости дошкольников с точки зрения различных подходов Н.И. Непомнящей, А.Н. Леонтьева, Н.В. Микляевой. Большую роль в разработке современных теорий утомления сыграли И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е Введенский, А.А.Ухтомский и Л.А.Орбепи. Проблему утомления изучали такие отечественные физиологи как Г.В.Фольборт, С.А.Косилов.
Актуальность
проблемы определила и тему исследования
«Каникулы как форма
Объектом исследования является утомляемость старших дошкольников.
Предметом исследования является влияние каникул на повышение умственной работоспособности дошкольников.
Проблема исследования. Выявление роли каникул в профилактике утомляемости дошкольников в годовом цикле.
Цель работы состоит в решении поставленной проблемы.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников.
2. Обосновать
принципы и методы
3. Выявить
различные способы
4. Определить
роль и место каникул в
1. Теоретические подходы
к изучению исследования
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика дошкольного
Специалисты считают, что основные психические и физические характеристики человека, определяющие всю его дальнейшую жизнь, закладываются в дошкольном возрасте. Именно поэтому физическое развитие дошкольников должно быть объектом пристального внимания родителей.
С четырех до шести лет рост и прибавка в весе становятся неравномерными: за три года ребенок становится выше в среднем на 15 см, а его вес увеличивается всего на 5 кг.
Физическое развитие дошкольников постепенно приближает их к организм к организму взрослых. Но при этом следует помнить, что они все еще остаются детьми, и особенности детского организма (строение некоторых органов и систем, быстрая утомляемость) не позволяют им выдерживать высокие нагрузки.
Выделим основные особенности, характеризующие физическое развитие дошкольников.
Согласно Бернштейну Н.А. у детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. У них еще не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка: у большинства сколиозов, кифозов и других нарушений осанки возникают именно в этом возрасте [5,123-124].
Процесс окостенения хрящевой ткани у дошкольников еще не окончен, поэтому чрезмерные нагрузки (особенно на нижние конечности) ребенку противопоказаны: возможны травмы. Поскольку у ребенка достаточно слабые мышцы и связки, а хрящевая ткань еще не до конца окостенела, возможна деформация стопы, которая приведет к плоскостопию. Поэтому профилактике плоскостопия нужно уделить особое внимание.
Мышечная система дошкольников отличается от мышечной системы взрослых: дети быстрее утомляются, но утомляемость эта и проходит быстрее, чем у взрослых. Поэтому детям в этом возрасте противопоказаны однообразные длительные нагрузки: в ходе занятий с ребенком спортом, необходимо чередование упражнений для разных групп мышц.
Быстрая утомляемость дошкольников связана и с особенностями развития сердечно-сосудистой системы. У дошкольников больше относительный объем крови на килограмм массы, чем у взрослых, сосуды шире, путь передвижения крови по сосудам короче, а скорость кровообращения — выше. Сердце ребенка легко возбуждается при изменившейся нагрузке, тяжело к ней приспосабливается (нарушается ритм сокращений) и быстро утомляется.
Что касается
развития центральной нервной системы,
то тут следует отметить, что у
детей дошкольного возраста процессы
возбуждения преобладают над
процессами торможения. Поэтому дошкольники
подвижны и непоседливы. У них
быстрые и импульсивные движения,
неустойчивое внимание. Из-за того, что
движения дошкольника беспорядочные
и неточные, в работу вовлекаются
лишние группы мышц, возрастает нагрузка
на дыхательную и сердечно-
Физическое развитие дошкольников, его основные особенности нужно учитывать при планировании рациона и физических нагрузок детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у детей высокий обмен веществ, поэтому важно обеспечить дошкольнику разнообразное, полезное и рациональное питание. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе.
Дошкольное
детство – период от рождения до
поступления в школу –
Анализ
теоретических и
Существенной особенностью дошкольного детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Сюда включены следующие потребности: в организации стабильности, в законе - порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. Например, дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг.
Движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества со взрослым как носителе такого опыта [15,235].
Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития, как овладение формами и нормами общественных отношений. И это означает, что дошкольник начинает осваивать следующий уровень пирамиды потребностей по А. Маслоу – уважения и самоуважения.
Именно
в общении ребенка со взрослыми
и сверстниками происходит осознание
свого «Я», при благоприятных
условиях воспитания, когда они доброжелательно
относятся к ребенку
Процессу личностного роста способствуют и оценка со стороны других людей, и развитие самооценки. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми.
Важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов – «стены» между собой и человеческим миром, «слепоты на окружающий мир».
Таким образом, современные концепции дошкольного образования ориентируют педагогов и родителей на создание в детском саду и дома оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных возможностей развития каждого дошкольника, гибкое использование элементов предметно-развивающей среды и форм педагогического взаимодействия в игре.
Период дошкольного детства признается как самоценный, один из важнейших этапов в развитии становлении личности и индивидуальности человека. Для него характерна чрезвычайная интенсивность всех составляющих процессов развития – физической, социальной, личностной, духовной, креативной и т.д., что позволяет ребенку в достаточно сжатые сроки в процессе личностного роста осознать и принять основы социокультурного окружения и адаптироваться в этом окружении. Важнейшую роль в процессе адаптации и социализации ребенка-дошкольника играет референт - взрослый, который обеспечивает удовлетворение не только базисных потребностей ребенка – физиологических, безопасности и защиты, но и более высокого уровня – принадлежности, любви, уважения, а также создает условия для самоактуализации развивающейся личности в настоящем и будущем.
1.2 Проблема утомляемости у дошкольников 5-6 лет
Наблюдаемое во всём мире явление гиподинамии становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные, полученные Кудрявцевым В.Т. свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонения в состоянии центральной нервной системы, нарушения осанки, зрения и т.п.). [11, 143] В результате может задерживаться общее развитие ребёнка, снижаться функциональные и адаптационные возможности ещё недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.
Известно, что только активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём «догрузки» организма необходимым по возрасту объёмом мышечной деятельности, а так же способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма [2, 56].
Исследования, проводимые Нарзулаевым С.Б., Голубевым В.В. , Алямовской В.Г. позволили выявить причины утомляемости [13, 21-22; 6, 99-100; 4, 58-60].
Внезапное появление немотивированной усталости у детей обычно означает то, что ребенок начинает заболевать, например, подхватив простуду. Обычно, переболев, ребенок восстанавливает свой уровень активности, но после некоторых инфекций восстановление может занять несколько недель.
Такое сильное влияние оказывают некоторые вирусные инфекции, самая сильная из которых — ремитирующая лихорадка; обычно она начинается с боли в горле. Иногда повышенная утомляемость проходит через несколько месяцев.
Внезапная усталость у ребенка, который к тому же постоянно хочет пить, пьет и мочится больше обычного, к сожалению, вызывает подозрения на диабет, особенно если у ребенка при этом болит живот и снижается вес. Необходимо срочно обратиться к врачу.
Постоянная повышенная утомляемость, длящаяся более 3 недель, может быть следствием вирусной инфекции. Обычно лечению это не подлежит; не нужно особенно нагружать ребенка, пусть делает столько, сколько может. Это пройдет через несколько недель или, реже, месяцев.
Эмоциональные проблемы— от них дети страдают. не меньше взрослых, и они вызывают целый букет симптомов, среди которых и повышенная утомляемость. Ребенок может быть перевозбужденным, у него могут появиться проблемы со сном и пропасть желание ходить в школу и т. д. Сам по себе недостаток сна тоже может послужить причиной повышенной утомляемости.
Информация о работе Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет