Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в решении поставленной проблемы.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников.
2. Обосновать принципы и методы профилактики утомляемости дошкольников.
3. Выявить различные способы предупреждения и устранения утомляемости детей 6-7 лет.
4. Определить роль и место каникул в профилактике утомляемости старших дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста и его ведущей деятельности 5
1.2 Проблема утомляемости у дошкольников 5-6 лет 10
2. Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет 15
2.1 Каникулы как форма активного отдыха дошкольников 15
2.2 Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического, эстетического и трудового воспитания 20
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

какникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет.docx

— 68.59 Кб (Скачать файл)

Организация оздоровительных игр не требует  создания специальной площадки или  наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти  игры проводятся при наличии объективной  необходимости восстановления у  детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального  напряжения, которое может быть вызвано  характером предстоящей учебной  деятельности.

Игры  могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые  задания, можно в определенной степени  оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти  игры двум педагогам или двум взрослым.

Например, практическому психологу и физоргу; маме и папе. Один из них (в зависимости  от поставленной задачи) выполняет  роль наблюдателя и ассистента. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере  индивидуальной работы с ними. Например, при проведении игры "Цапля" отчетливо  видно, у кого из детей нарушена функция  статического равновесия. По амплитуде  круговых движений туловища при проведении игры "Обруч" опытный тренер оценит гибкость позвоночника.

Длительность  игр зависит от их содержания и  может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем  составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку  игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).

Игры  не должны повторяться (может быть изредка), чтобы детям было интересно.

Таким образом, игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте способствует  восстановлению работоспособности  дошкольника, зарядке его положительных эмоций, умственной работоспособности. Если чередовать  физические нагрузки с элементами релаксации (системы расслабляющих упражнений),  то можно добиться снятия умственного и психического утомления.

В результате организации подобной деятельности дошкольники увеличивают уровень  концентрации внимания, темпа выполнения задания и переключаемости, что  свидетельствовало об эффективном  воздействии на организм дошкольников физических нагрузок и релаксации, эмоциональной разгрузки, поддержки  физического здоровья и укрепления иммунитета.

Изучая  опыт дошкольных учреждений, убедились, что интересными могут быть каникулы при условии активной творческой деятельности воспитателя, гораздо  большей, чем в обычные дни  и что это одна из интересных форм организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.

Итак, сформулируем выводы.

  1. Лёгкая и непродолжительная физическая деятельность не только способствует укреплению здоровья, но и повышает умственную работоспособность, в то время как тяжёлые и длительные физические нагрузки приводят к снижению продуктивности умственной деятельности.
  2. Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей.
  3. Включение каникулярного времени в календарный год дошкольника является оптимальной с позиций сохранения высокой работоспособности и здоровья ребенка. 

Заключение

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы  укрепления физического и духовного  здоровья человека, формирования здорового  образа жизни.

Здоровый  образ жизни – это рациональный образ жизни, использующий наиболее разумные формы индивидуального  и коллективного поведения, целью  которого является сохранение и укрепление здоровья.

С социально-медицинской  позиции, а именно она и должна быть приоритетной, совершенствование  условий жизнедеятельности в  обществе должно проводиться на основе системного подхода, имеющего многоуровневый характер: межгосударственный, государственный, коллективно-групповой, семейный и  индивидуальный.

Внедрение оздоровительных технологий в процесс воспитания будет способствовать сохранению и укреплению состояния здоровья детей, оптимизации их уровня физического развития и физической подготовленности, совершенствования процессов жизнеобеспечения, что обеспечит социально-психологическую адаптацию личности.

Не во всех ДОУ ориентация на новые развивающие программы обучения и подготовки детей к поступлению в инновационные школы позволила значительно расширить возможности дошкольных образовательных учреждений в выборе новых педагогических технологий, обеспечивающих повышение эффективности образования в целом и осуществления здоровье сберегающей направленности физического воспитания дошкольников в частности.

Однако, даже такая насыщенная программа  для дошкольников способствует их утомляемости и перенапряжения, в следствии чего возникают проблемы с поведением дошкольников (агрессивность, заторможенность), умственными способностями из-за низкого уровня концентрации внимания,  слабой памяти, с повышенным уровнем заболеваемости.

Каникулы  для детей как весенние, зимние продолжительностью всего несколько  дней, так и летние, продолжительностью три месяца для детей дошкольного  возраста 5-6 лет являются возможностью отдохнуть, окрепнуть и набрать сил для дальнейшей  учебно-познавательной деятельности. Взрослые способствуют максимальному отдыху дошкольника, позволяющий не только приобрести новые навыки и развить умения (например в ходе физического и трудового воспитания), но и снятия стрессового состояния и эмоционального перенапряжения.

При условии  активной творческой деятельности воспитателя  и родителей интересными могут быть каникулы, гораздо большей, чем в обычные дни. Каникулы - это одна из интересных форм организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении и еще одна возможность совместного и плодотворного времяпровождения с родителями.

 

Список литературы

  1. anja-k.chat.ru. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
  2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма.- М.: ФиC, 2008.- 176 с.
  3. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: Юрайт, 2011 – 298с.
  4. Алямовская В.Г. Как вырастить ребенка устойчивым к стрессу? – М.: Школа, 2011. – 132с.
  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2008.
  6. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2000г
  7. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: “Педагогика”, 2005г.
  8. Забрамная С.Д.и Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. - М.: Юрайт, 2011.
  9. Звонкин А., Левин В. Домашняя школа для дошкольников. – М.: Знания, 2009.
  10. Зернов Н.Г., Коригин А.Е. Особенности развития и гигиена дошкольников.  - М.: Знание. - 2007г
  11. Кудрявцев В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т. Кудрявцев, ГК. Уразалиева, ИЛ. Кириллов ; Ин-т дошк. образования и семейн. воспитания Рос. акад. образования, Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 390с.
  12. Методические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. / Кемерово, 1997
  13. Нарзулаев С.Б. и др Экспериментальная площадка «Технология формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» . // дошкольное воспитание. № 10, 2005 С.21-22
  14. Основы возрастной педагогики: Книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2010. – 415с.
  15. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной – СПб. : Питер, 2009. – 592с.
  16. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление дошкольника. (Симптоматика, физиологическая природа и пути устранения). - М.: Медицина, 2011.
  17. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. Академия, 2009. – 160с.
  18. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2001г. - 205с.
  19. Чабовская А.П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для педагогических вузов. - М.: Просвещение, 1971 год.
  20. Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – Спб.: Нива, 2011г.

 


Информация о работе Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет