Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в решении поставленной проблемы.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников.
2. Обосновать принципы и методы профилактики утомляемости дошкольников.
3. Выявить различные способы предупреждения и устранения утомляемости детей 6-7 лет.
4. Определить роль и место каникул в профилактике утомляемости старших дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста и его ведущей деятельности 5
1.2 Проблема утомляемости у дошкольников 5-6 лет 10
2. Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет 15
2.1 Каникулы как форма активного отдыха дошкольников 15
2.2 Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического, эстетического и трудового воспитания 20
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

какникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет.docx

— 68.59 Кб (Скачать файл)

Для некоторых  возрастов утомляемость является естественной. У дошкольников периоды бурной деятельности часто сменяются периодами угнетенного  состояния, и наоборот. Сверхэнергичные  дети часто теряют большую часть  своей энергии, достигая переходного  возраста, что вполне нормально.

Некоторые лекарства приводят к повышенной утомляемости в качестве побочного  действия, поэтому стоит проконсультироваться с врачом по поводу каждого лекарства, принимающее ребенком.

Иногда  утомляемость может быть вызвана  анемией (недостатком красных кровяных клеток), хотя иногда анемия и не вызывает резкого падения активности.

Также причиной повышенной утомляемости могут служить  постоянные вялотекущие инфекции; утомляемость и еще, пожалуй, замедление роста  могут быть единственными их проявлениями. Так проявляют себя некоторые  заболевания почек и легких (например, туберкулез).

Причин  для переутомления у дошкольников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение со взрослыми  и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет – требует от него большого напряжения.

Уже с  детского сада взрослые загружают детей информацией, которая ему на данном этапе не нужна (английский язык,  информатика, география и др.). Образовательная система построена так, что при поступлении дошкольника в начальную школу требуются знания и умения читать, считать, а если родители захотят отправить ребенка учиться в школу с углубленным изучением каких-либо дисциплин, то эти требования возрастают, что влечет повышенные умственные нагрузки и  возрастает ответственность.

Предупредить  последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого возраста – синдром дефицита внимания с  гиперактивностью. Ребенку не сидится  на месте. Он не может долго слушать  взрослого, начинает какое-то дело и  тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается  за третье. То плачет, то смеется.

Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и  его очень сложно уложить спать. Измученные мама и папа ведут его  к психологам, врачам. Там школьнику  ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям  «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная активность может  быть следствием умственного переутомления.

У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому, что не хочет, а потому что  не может.

Бернштейн Н.А. объясняет, что голова таких детей может продуктивно работать лишь в течение 10–15 минут, после чего ребенок «отключается» на 3–5 минут, чтобы накопить энергии. Для того чтобы поддерживать активность мозга в этот период, школьник интенсивно двигается: бегает по классу, дергает соседку по парте за косички и пускает бумажные самолетики в окно [5, 213-215].

В такой  ситуации нужно вовремя обратиться к врачу, который составит индивидуальную психотерапевтическую программу коррекции  и поможет родителям правильно  организовать режим дня ребенка. В противном случае, увеличение нагрузок в школьные годы  приведет к большим  проблемам со здоровьем.

Таким образом, утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.

Пратусевич  Ю.М. выделяет разнообразные проявления утомления на уровнях:

1) поведенческом  - снижение производительности труда,  уменьшение скорости и точности  работы;

2) физиологическом  - затруднение выработки условных  связей, повышение инерционности  в динамике нервных процессов;

3) психологическом  - снижение чувствительности, нарушение  внимания, памяти, интеллектуальных  процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной  сфере [16, 231].

По мнению Пратусевича Ю.М. утомление сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности. На этом основании выделяются разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое и пр.

При отсутствии мер, уменьшающих степень или  снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и  патологических состояний.

Итак, наступление  утомления в течение года сдерживается каникулами, играющими роль физиологических  стимуляторов. Наиболее трудными периодами  в течении всего года являются период после 20 декабря и середина февраля. Первый спад работоспособности (в декабре) должен в образовательных  учреждениях дошкольного типа компенсироваться зимними каникулами. Каникулы дают дошкольнику  при правильной организации  времени взрослыми положительные  эмоции, что способствует повышению  его умственной работоспособности. Второй спад работоспособности наблюдается  в феврале.  И в это время  ученые-исследователи проблемы утомляемости дошкольников, в частности С.М. Громбах, рекомендуют в дошкольных образовательных  учреждениях организовать детям  каникулы протяженностью  7-10 дней  в середине февраля,  либо снижение умственной нагрузки..

Таким образом, поиск путей совершенствования дошкольного обучения, создание наиболее благоприятных условий для укрепления здоровья дошкольников сближает профессиональные интересы педагогов и врачей. Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения в настоящее время приобрела особую остроту. Это связано, во-первых, с негативными тенденциями в состоянии здоровья детей дошкольного возраста, а во-вторых, с изменениями, которые произошли в системе образования за последнее десятилетие. Существенное значение в профилактике утомления играет рациональное чередование учебы и отдыха детей в течение не только дня и недели, но и всего учебного года.

 

 

2. Каникулы как форма  профилактики утомления  детей  5-6 лет

2.1 Каникулы  как форма активного отдыха  дошкольников

Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях.

И ни для  кого не секрет, что с наступлением школьных каникул посещаемость в  детских садах снижается. У многих дошкольников 5-6 лет есть старшие братья и сёстры, поэтому с понятием «каникулы» они отожествляют радостное событие: весь день находиться дома и не идти на «работу» (в детский сад, в школу). В это время дети с надеждой ожидают, что и к ним родители проявят милосердие: не поднимут рано с тёплой постели, оставят дома посмотреть интересные телевизионные передачи, специально предусмотренные для детей в каникулярное время.

Согласно  Агаджаняну Н.А каникулы - это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы [2, 45-46].

Не секрет, что каникулы проведенные активно  заряжают энергией дошкольника и  способствуют его более активной  физической и умственной деятельности, благоприятно влияет на эмоциональную  сферу его деятельности. Если родители  в это время заняты например профессиональной деятельностью и сосредоточены  на добыче денежных средств, а бабушек  и дедушек активных нет, то наилучшим  вариантом может служить детский  сад и программой на каникулы.

Нарзулаев С.Б советует время проведения каникул в детском саду определить на основании изучения утомляемости детей. Эту работу выполняет психолог. Полученные им данные сопоставляются с данными заболеваемости детей и карт, в которых дети отмечают свое настроение. Это помогает выбрать оптимальное для каникул время [13, 21-22].

Педагогические требования к организации каникул в детском  саду. Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение последней недели декабря и первой недели января; последней недели марта и летние каникулы. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе, т.к. в это время снижается посещаемость, как сказано выше.

Организация каникулярного отдыха в детском  саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Содержание педагогической работы в  этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для  активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной активности. Обеспечение  мер по укреплению здоровья, закаливанию  организма, повышению эффективности  прогулки и др.

Нарзулаев С.Б в своей работе настойчиво советует во время каникул снимать традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. При продуманном планировании учебный материал, который дети должны были бы усвоить в каникулы, может быть внесён в другие виды и формы деятельности, не требующие сосредоточенного внимания, длительной статической позы. Например, ознакомление с окружающим может быть включено в организацию прогулок за пределы участка, в дидактические и подвижные игры, в самостоятельные и творческие задания по оформлению выставок, праздничных досугов и т.п. За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной. Так и самостоятельной деятельности дошкольников.

Подготовка к каникулам. Для того, чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к их проведению. Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Заранее продумать, какой материал потребуется для планируемых форм деятельности детей, определить степень участия в них взрослых. В подготовке к каникулам (изготовление пригласительных билетов, декораций, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и др.) могут принять участие и сами дети. Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели. При этом важно сочетать разные виды деятельности.

С таких  же позиций Пратусевич Ю.М рекомендует подходить и при недельном планировании каникулярного отдыха [16, 204].

Естественно, планирование зимних и весенних каникул  определяется различиями, связанными с сезонными погодными условиями. Так, в зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных игр и упражнений (катание на санках, коньках, лыжах, игра в хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной ёлке и т.д.  Весной – катание на самокатах, велосипедах, игры с мячами и прыгалками, рисование на асфальте цветными мелками и др. В зимнее время, когда рано темнеет, можно показывать диафильмы, а весной со старшими дошкольниками сходить на экскурсию или в кинотеатр.

За несколько  дней перед каникулами можно провести с детьми небольшую беседу. Рассказать, чем они будут заниматься, выяснить их интересы и желания, выслушать  предложения. Целесообразно провести беседу и после каникул. Выяснить, что больше всего понравилось  и запомнилось детям. Высказывания ребят также помогут оценить  проведённую воспитателем работу.

При организации  каникул в детском саду, важное значение имеет работа с родителями. Заблаговременно на одном из родительских собраний или заседаний родительского  комитета, воспитатель должен рассказать родителям о цели каникул и  их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями можно  обсудить некоторые мероприятия (посещение  музея, кинотеатра, пешеходные или лыжные прогулки и др.), выслушать их советы, предложения. Пригласить родителей  участвовать в совместных походах, экскурсиях.

Алябьева  Е.А. технологически режим "Каникулы" представляет как набор сценариев деятельности детей на 3-5 дней. Каждый день приносит детям какой-либо сюрприз (например, в детский сад привел на воспитание своих "озорных малышат" кот Леопольд, и дети целый день их воспитывают) [3,250].

В каникулы увеличивается длительность прогулок, в меню включаются блюда национальной кухни, можно организовать свой "ресторан". В нем дети готовят несложные  закуски, коктейли, бутерброды и угощают  ими малышей и родителей.

В один из дней каникул организуется "вечеринка" с танцами, угощением, играми.

Благоприятно  сказывается на настроении детей  деятельность, построенная по игровому или сказочному сюжету. Например, "Неделя безобразника", "Неделя театра", "Путешествие по сказкам", "Неделя художника", "Неделя здоровья", "Город мастеров" и т. п.

При организации  такой деятельности со стороны педагогов  не должно быть никакого давления. Выбор  за детьми. Взрослым нужно лишь помочь детям осуществить свои замыслы. В этом случае у них появляется уверенность в своих силах, сознание своей значимости, что, в свою очередь, способствует установлению атмосферы  сотрудничества и партнерства между  детьми и взрослыми. Они становятся близкими и нужными друг другу  людьми.

Кроме набора вариантов гибкого режима в дошкольном учреждении должен быть и основной режим дня. Традиционно он составляется администрацией (заведующим, врачом, методистом). При современных подходах к организации  образовательного процесса (в рамках концепции дошкольного воспитания и личностно-ориентированной модели образования) режим дня детей  целесообразно составлять воспитателю. Администрация указывает лишь время  еды, укладывания спать, длительность сна и прогулки, график музыкальных  и физкультурных занятий.

По мнению Субботского Е.В. при разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами.

1. Понедельник  и пятница не должны быть  физически и интеллектуально  перегружены. Нужно обеспечить  ребенку легкое вхождение в  рабочую неделю и состояние  удовлетворенности своим пребыванием  в дошкольном учреждении в  конце недели.

2. Каждый  день должен максимально отличаться  от предыдущего по месту, времени,  форме организации занятий. Не  будем забывать, что ничто так  не угнетает психику, как череда  однообразных будней.

3. В режиме  дня должно быть предусмотрено  время для индивидуальных контактов  каждого воспитателя с детьми  на основе неформального общения.

4. Между  занятиями высокой интеллектуальной  и физической нагрузки должно  быть не менее 48 разгрузочных  часов. Поэтому нужно составить  микроцикл (на неделю) и макроцикл  (на месяц) интеллектуальных и  физических нагрузок.

5. Утро  и вечер одного дня в неделю  должны посвящаться играм воспитателя  с детьми. Причем роль воспитателя  в игре определяют дети.

6. В режиме  дня выделяется время для проведения  лечебно-профилактических мероприятий,  психотренингов, релаксационных пауз  и т. п. Выделяется также  время для самостоятельной деятельности  детей, когда они могут выйти  за пределы групповой и позаниматься  в изостудии, библиотеке, тренажерном  зале или просто сходить в  гости к другу из соседней  группы. [18,45-50]

Информация о работе Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет