Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в решении поставленной проблемы.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников.
2. Обосновать принципы и методы профилактики утомляемости дошкольников.
3. Выявить различные способы предупреждения и устранения утомляемости детей 6-7 лет.
4. Определить роль и место каникул в профилактике утомляемости старших дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению исследования педагогической профилактики утомляемости старших дошкольников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста и его ведущей деятельности 5
1.2 Проблема утомляемости у дошкольников 5-6 лет 10
2. Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет 15
2.1 Каникулы как форма активного отдыха дошкольников 15
2.2 Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического, эстетического и трудового воспитания 20
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

какникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет.docx

— 68.59 Кб (Скачать файл)

Составляется  режим дня на основе календарного плана образовательной работы с  детьми на неделю. Воспитатель выбирает оптимальные время и форму  взаимодействия с детьми для решения  поставленных образовательных задач  и указывает это в режиме дня.

В дни, когда  запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, в  режим дня включаются специальные  комплексы гимнастик, позволяющих  снять накопившееся психоэмоциональное напряжение. Релаксационные паузы и  аутотренинги разумно включать в  дни с повышенными физическими  нагрузками.

Ритмопластику лучше проводить в дни, когда  у детей были высокие психоэмоциональные нагрузки (например, деятельность с  элементами соревнования).

Таким образом, большое значение для старших дошкольников в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация образовательного процесса в течении всего года. Каникулы является одной из интересных форм организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении. Интересными каникулы  могут быть только  при условии активной творческой деятельности воспитателя, гораздо большей, чем в обычные дни.

2.2 Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического, эстетического и трудового воспитания

Как считает  Алябьева Е.А. в содержание педагогической работы во время каникул необходимо включать разные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера, драматизации сказок для малышей, всевозможные викторины, кукольный театр для родителей и младших детей и т.д. [3, 54]

Если  рассматривать каникулы в детском  саду, то содержание каникул не ограничивается какими-то определёнными мероприятиями. Каждый педагог разрабатывает свой план работы, выбирает наиболее интересные формы, средства и методы её проведения в соответствии со своим опытом, творческими способностями, уровнем подготовленности детей, условиями детского сада. Алябьева Е.А. , например, предлагает один день посвятить теме [3,201-204]:

«Мир  сказок» и организовать драматизацию любой знакомой детям сказки, игру по сказочному сюжету и т.д.;

второй  день – теме «Мы строители»,

третий  «Мы – спортсмены»;

четвёртый – «Мы путешествуем»,

пятый –  «Любимые игрушки».

Тематика  дней может быть самой разнообразной. В отдыхе дети нуждаются не только зимой и летом, но и весной, когда  резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается  годовалая усталость. Поэтому можно  спланировать и неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора  и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире неживой природы» и т.д.

В содержание педагогической работы во время каникул  необходимо включать разные виды трудовой деятельности: дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельных поручений и др. При  этом важно не только организовать коллективный труд, но и создать  условия для трудовой деятельности, возникающей по инициативе самих  детей (уход за животными, растениями, ремонт книг, изготовление поделок  и многое другое).

Учитывая  важную роль положительных эмоций, большое внимание в процессе воспитания во время каникул, по мнению Эда Ле Шан, Звонкина А., Забрамной С.Д.,  следует уделить всевозможным забавам и развлечениям. Формы их проведения могут быть различными: концерты самодеятельности, соревнования, викторины, аттракционы, игры-драматизации, спектакли с куклами, вечера юмора, дни рождения детей.

Помимо  мероприятий, организованных непосредственно  педагогом, в дни каникул больше внимания должно быть уделено самостоятельным  формам детской деятельности. Ребёнок, как и взрослый, имеет право  углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит. Эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности  представляют огромную ценность, именно с точки зрения социального развития личности.

 Для  стимулирования игровой, художественной  и других видов деятельности  детей необходимо обеспечить  благоприятную обстановку: заранее  подготовить игровой и наглядно-практический  материал, например, атрибуты для  сюжетно-ролевой игры, занятий физическими  упражнениями, игрушки, настольно-печатные  игры, иллюстрированные альбомы,  наборы открыток и др. В группе  следует выделить место для  занятий изобразительной деятельностью,  положить здесь соответствующий  материал. На одном из столов  можно расположить природный  материал для поделок (камешки,  мох, глину, шишки и др.)

Согласно  точки зрения Эда Ле Шан, в процессе самостоятельной деятельности дети сами выбирают себе занятие, реализуют свои замыслы [20, 153-155]. Однако это не значит, что ребёнок предоставлен самому себе. Меняется характер руководства взрослого. Воспитатель создаёт условия, благоприятные для развития самостоятельной творческой деятельности детей и способствующие её развёртыванию в соответствии с их интересами и желаниями. Вмешательство взрослого требует большого такта и необходимо в тех случаях, когда деятельность детей представляется нежелательной в воспитательном отношении или без помощи взрослого ребёнок начинает повторять одни и те же действия, которые постепенно надоедают.

В процессе повседневной жизни в детском  саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому  им надо предоставлять возможность  для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим  количеством партнёров (2-3 человека), которые объединяются на основе общих  интересов и симпатий. Но и здесь  воспитатель должен руководить детской  деятельностью, углублять положительные  взаимоотношения детей, развивать  отзывчивость, обогащать интеллектуальными  и эмоциональными впечатлениями.

В дошкольном возрасте ребенку нужна умеренная  физическая нагрузка. Главное —  выбрать оптимальный уровень  нагрузки: она не должна быть ни слишком  высокой, ни слишком низкой. Мы уже  говорили, что из-за физиологических  особенностей дошкольник быстро устает, но при этом быстро восстанавливается. Поэтому оптимальный вариант  — кратковременные нагрузки, перемежаемые частными перерывами.

Многие родители отдают ребенка в различные спортивные кружки и секции, водят в бассейн. Это хороший выход из ситуации, но важно правильно подобрать вид спорта: виды спорта, сопряженные с высокими нагрузками, дошкольникам противопоказаны. Кроме занятий в кружках и секциях можно заниматься с ребенком дома. Но при этом нужно соблюдать несколько важных правил.

Заниматься  нужно в хорошо проветренном помещении, оптимальная температура — 20-22°C (не ниже). Лучше всего заниматься ежедневно в одно и то же время. Начинать следует с более легких упражнений, постепенно их усложняя. Нужно  чередовать упражнения для разных групп  мышц. Очень важно не давить на ребенка, не ругать его, если у него что-то не получается. При плохом самочувствии нужно прекратить занятия, пока не наступит улучшение.

В целях  повышения познавательного уровня у дошкольников во время летних каникул  взрослые имеют возможность устраивать тематические игры путешествия в поездках или рядом с дачей, домом. Например: изучаем растительный мир. Осматриваем растения в саду и на грядке, сравнивайте, вспоминайте названия и виды овощей, фруктов, цветов, ягод и т.д. Зарисуйте или фотографируйте растения. Если дошкольник 5-6 лет находится на даче, взрослый может проследить с ребенком процесс появления из семян растений и плодов, установить причинно-следственные связи от полива, подкормки, температурного режима и т. п. ведите дневник наблюдений.

Путешествие может быть по исследованию окружающей местности, с созданием ее плана  или по заранее намеченному маршруту.

Игра  кладоискатель: нужно по особым следам и по карте найти спрятанный сюрприз  или как охотнику-следопыту по приметам отыскать условную добычу. Мальчишки  любят военизированные игры, типа зарницы, с поиском и захватом базы противника и преодолением препятствий. Все подобные игры развивают внимание, умение действовать по плану, сообразительность.

Для тренировки памяти, внимания и мышления можно  использовать следующие упражнения как в домашних условиях, так и в детских дошкольных учреждениях. При ведем примеры.

Игры на развитие мышления

Назови, одним словом!

Дошкольнику зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например, системный блок, мышка, монитор - компьютер. Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -  .... Птицы - …

Найди лишнее слово!

Прочитайте  ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб; Час. минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка. кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб. сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Отвечай быстро!

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и  любое качество (вкус, форму) предмета.

Предложите  ребенку назвать как можно  больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

- назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- назови  слова, относящиеся к спорту.

- назови  слова, обозначающие зверей; домашних  животных; наземный транспорт; воздушный  транспорт. 

Говори наоборот!

Предложите  ребенку игру «Я буду говорить слово. а ты тоже говори, только наоборот» например, большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый. трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый – храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

Бывает - не бывает!

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку  мяч. Ребенок должен поймать мяч  в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит  по небу; кошка хочет есть; почтальон  принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Скорость мышления!

Предложите  ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его  заканчивать. "Отгадай. что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО. НА, ЗА. МИ. МУ, ДО. ЧЕ, ПРЫ, КУ. ЗО."

Если  ребенок быстро и легко справляется  с заданием, предложите ему придумать  не одно слово, а столько, сколько  он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой  активности.

Сравнение предметов!

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему  вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова  задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети  особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно  производить сравнение: выделять черты  сходства и различия, причем по существенным признакам.

Пары  слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка: стол и стул; книга  и тетрадь; вода и молоко; топор  и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

Угадай по описанию!

Взрослый  предлагает угадать, о чем (о каком  овоще, животном, игрушке) он говорит  и дает описание этого предмета.

Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (Ответ: помидор).

Если  ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит  нужный.

Кто кем будет?

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

Игры на развитие памяти

Что исчезло?

На столе  раскладывают несколько предметов  или картинок. Ребенок рассматривает  их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит  на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе  раскладывают несколько игрушек. Ребенку  предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку  добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Художник.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно  рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его  словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Игры на развитие внимания

Сколько чего?

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать  как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые. или все белые предметы.

Разведчики.

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить  все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок  отвечает на них.

Оздоровительные игры.

Игры  этой серии предназначены для  профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме  релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

Физическая  и психическая компоненты в оздоровительных  играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений  зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все  это создает у игроков состояние  особого психологического комфорта.

Информация о работе Каникулы как форма профилактики утомления детей 5-6 лет