Классификация массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В целом термин «коммуникация» понимается как опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. На современном этапе это взаимодействие имеет три значения: 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку; 3) передача и массовый обмен информацией с целью воздействовать на общество и его компоненты

Файлы: 1 файл

психология массовой коммуникации.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

классификация массовых коммуникаций

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся Друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения1.

Современная эпоха характеризуется  исключительно динамичными процессами развития социальной жизни. Мир коммуникаций занял одно из главных мест в ряду объектов социологической науки. Массовая коммуникация сегодня представляет собой срез социальной реальности, обладающий всей совокупностью базовых признаков общества: пространственно-временных характеристик, системности, процессуальное, структурности, функциональности (социализации, контроля и др.), институциональное.

«Коммуникация» (от лат. communicatio - делаю  общим) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями — это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. В отличие от коммуникации животных человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка. Наиболее широкое понятие, охватывающее разные явления в сфере обмена информацией между людьми, — «социальные коммуникации». Социальные коммуникации выделяют среди более широкого класса взаимодействий - коммуникаций в целом, которые «...могут представлять собой движение материальных объектов в трехмерном геометрическом пространстве и в астрономическом времени или движение идеальных объектов (смыслов, образов) в многомерных умозрительных (виртуальных) пространствах и временах»2.

В целом термин «коммуникация» понимается как опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. На современном этапе это взаимодействие имеет три значения: 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку; 3) передача и массовый обмен информацией с целью воздействовать на общество и его компоненты32.

Каждое общество образует свое коммуникационное пространство, агентами которого выступают  как отдельные люди, так и группы людей и социальные институты. Совокупность связей, возникающих между людьми, их группами, социальными институтами, формирует социальное коммуникационное пространство. Таким образом, под коммуникационным пространством принято понимать в самом общем виде всю «систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации»4.

Вопрос об объекте и предмете теории коммуникации, как уже отмечалось, дискуссионен. В его решении более  или менее отчетливо обозначаются два подхода.

Первый подход («суммативный») к  определению предмета теории коммуникации как совокупности коммуникативных объектов и процессов и соответствующем комплексе знаний, отражает ситуацию, когда нет одной теории коммуникации, но есть много теорий коммуникации. У такого подхода есть свои достоинства: предметное поле теории с появлением новых знаний всегда можно расширить; возникает представление о целостном, всестороннем освоении изучаемого объекта с привлечением данных разных наук. Но при этом может быть поставлено под вопрос само существование теории коммуникации как самостоятельной дисциплины, отличной от детального исследования разных сторон коммуникации в рамках других наук, а предмет исследования попросту заменяется объектом.

Второй подход предполагает, что  наряду с другими науками, в число  интересов которых попадают коммуникационные процессы, должна существовать общая теория коммуникации, изучающая коммуникацию не в ряду прочих объектов, как, например, философия, психология, социология и пр., а как единственный и основной объект. Такая теория рассматривает коммуникацию как многомерную систему, выявляя в ней имманентные, присущие любой ее форме, механизмы, устойчивые связи и отношения.

Цель работы – провести классификацию  массовых коммуникаций по различным  основаниям: по объекту, целям и полю действия, привести примеры классификации  коммуникаций.

 

  1. Теоретические основы классификации коммуникаций
    1. Объекты коммуникации

 

Массовая коммуникация является одним  из важнейших институтов современного общества. Без поддержания устойчивого  обмена информацией между индивидами и социальными группами невозможно себе представить существование общества как целого. Средства массовой коммуникации выполняют самые разнообразные функции (образования, социализации, рекламы, развлечений, научного и культурного просветительства и т. д.), они оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т. д. С помощью СМИ создается, распространяется и сохраняется массовая культура в ее различных вариантах, они играют большую роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Средства массовой коммуникации - это каналы, материальные носители для фиксации, хранения и распространения информации массовой аудитории, а средства массовой информации как особый вид средств массовой коммуникации - это социальные институты коммуникации и соответствующие организации.

Общественная рационализация трактуется Ю. Хабермасом не как рост человеческого  разума,  или  экспансия  целерационального  действия,   а  как структурная  трансформация жизненного мира. Социальная эволюция — это процесс, в ходе которого непрерывно возрастают сложность системы и рациональность жизненного мира. В то же время система и жизненный мир отделяются друг от друга, появляются новые системные механизмы с соответствующими им уровнями сложности. Такие механизмы направляют социальное общение, во многом обособившееся от норм и ценностей.

Рационализация     жизненного     мира     открывает горизонт     развития организованных сфер действия, образующих основы для посттрадиционного жизненного мира человека как сферы приватности и гражданина - как сферы общественности.

В работе «Реальность масс-медиа» (2000) Н. Луман формулирует центральный  вопрос исследования: «Как масс-медиа  конструируют реальность, точнее, как  социологи описывают реальность их конструирования реальности?»5.

Существуют следующие формы коммуникации — письменная, устная, визуальная и т.п. Эти формы отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания.6

Средства коммуникации — объединяют различные формы коммуникации, зачастую используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика). Средства массовой коммуникации (СМК) также могут включать различные формы коммуникации. Например, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета — слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.

Некоторые из форм и средств коммуникации связаны с технологическими ограничениями. Например, слова слышны только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные же материалы более стойки ко времени и пространству.

Все формы и средства коммуникации являются ‘продолжением человеческого  тела’, дополняя и усиливая недостаточные  функции, в особенности зрения и  слуха. Например,  громкоговорители и средства передачи звука усиливают голос, сокращая  расстояние между коммуникантами.

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так  и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют  получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.

Американский исследователь Эдвард Сепир проводил разграничение между  фундаментальными средствами, или  первичными процессами, коммуникативными по своей природе, и некоторыми вторичными средствами, облегчающими процесс коммуникации.

Согласно Сепиру7, первичные средства коммуникации следующие: язык, жестикуляция, имитация публичного поведения в процессе включения в образ жизни общества и «социальный намек» (неявные процессы новых актов коммуникативного поведения).

Вторичные средства коммуникации  направлены на облегчение первичных  коммуникативных процессов в  обществе: языковые преобразования, символизм  и создание физических условий для осуществления коммуникативного акта.

Языковые преобразования связаны  с заменой кода, познаковым «переводом» (например, устного языка в письмо, азбуку Морзе и т.п.) и делают коммуникацию возможной в тех случаях, когда  она затруднена обстоятельствами (например, время и расстояние).

Символические системы (флажки-сигналы  на флоте, семафор и светофор, горн в армейской коммуникативной  среде и т.п.) переводят возможное  вербальное сообщение не познаково, а глобально, целиком. Это требуется в тех случаях, когда необходима быстрота восприятия сообщения, быстрота реакции, когда ожидается простейший ответ типа да/нет. В армии, например, где ‘приказы не обсуждают’, или на дороге, когда для поворота на большой скорости не так много времени, длинные текстовые сообщения были бы неуместны.

Развитие физических условий, позволяющих  осуществлять коммуникацию, по Сепиру, включает железные дороги, самолет (доставляют коммуниканта), телеграф, телефон, радио (доставляют сообщение или его  воспроизведение). При этом увеличение количества средств расширяет и сферу коммуникации.

Два противоположных взгляда на эти процессы принадлежат М. Мак-Люэну  и Э.Сепиру. Мак-Люэн считал, что средства во многом определяют и само содержание сообщения. Он полагал, что современная культура — визуальная по своей сущности, в противовес, например, культуре XIX — начала XX века, преимущественно письменной (печатной). Глобализация коммуникации, по Мак-Люэну, ведет к созданию единого коммуникативного пространства — ‘глобальной деревни’. Э.Сепир, напротив, высказывал ‘опасение быть понятым слишком многими’. С его точки зрения, это ставит под угрозу психологическую реальность образа расширенного Я, противопоставленного не-Я. Невозможность удержать сообщение в тех границах, на которые оно рассчитано, признавалось и платой за облегчение коммуникации (примеры: подслушивающие устройства или падение уровня художественных ценностей при увеличении спроса и тиража). В то же время он понимал, что угрожающим препятствием воспринимаются скорее сдерживающие факторы коммуникации, например, разнообразие языков и необходимость перевода. Он также положительно оценивал глобализацию научного сообщества и введение языка международной коммуникации.

    1. Классификация по объектам, целями полю действия коммуникации

Классификация по объекту

 

Одной из самых распространенных в  социальных науках выступает классификация  видов коммуникации на основании  уровня или контекста, в котором  она осуществляется. По этому критерию выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего при непосредственном общении людей в малых группах.

Межличностная коммуникация

Изучение непосредственных взаимоотношений  между людьми оказывается возможным  только в том случае, если исследователи располагают развитой системой категорий, понятий, терминов. К числу базовых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения.8

Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму возможность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физически и психологически направлены друг на друга.

Понятие «межличностное взаимодействие»  подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать  формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует  эмоционально-чувственный аспект взаимодействия, временные параметры общения, поскольку  только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей, их взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку ими единой стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано ступившими в контакт индивидами.

Понятие «межличностная коммуникация»  используется в процессе анализа  способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.

Итак, понятие «межличностная коммуникация»  означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими людьми, вступившими в контакт друг с другом.

Анализ межличностной коммуникации — это анализ того, при каких условиях и с помощью каких средств представления, идеи, знания, настроения, т.е. субъективный опыт одного субъекта может быть сообщен другому и более или менее точно истолкован им. Задачей исследования тем самым становится выявление и систематическое описание различных предпосылок и условий успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) коммуникации.

Информация о работе Классификация массовых коммуникаций