Классификация массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В целом термин «коммуникация» понимается как опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. На современном этапе это взаимодействие имеет три значения: 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку; 3) передача и массовый обмен информацией с целью воздействовать на общество и его компоненты

Файлы: 1 файл

психология массовой коммуникации.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное  поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа является взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Каждый из его участников существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, они приспосабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, переструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.9

Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наибольшей степени. Любой человек может оценить степень эффективности взаимодействия (как собственного, так и другого человека) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родственниками или коллегами по работе, с представителями своего или противоположного пола. Большинство из нас более успешны в общении с одной категорией людей и менее успешны с другой. Значительно меньше тех, кто умеет найти общий язык в разных ситуациях с самыми разными людьми. Не случайно их называют мастерами общения.

Публичная коммуникация10

Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при  котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей.11 Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы. Кроме того, статус публичности связан с официальностью обстановки общения, которая предполагает своевременное оповещение аудитории о теме сообщения и статусе выступающего и приглашение ее в определенное место и время. Официальное общение подчиняется определенному регламенту.

При публичном общении слушатели  должны находиться в поле зрения говорящего, т.е. это контактное общение в  отличие от дистантного массового общения, осуществляемого через СМИ. В целом слушатели, как правило, — это специально организованная аудитория, и ее параметры должны быть известны говорящему (численность аудитории, возраст, профессия, пол и т.д.). Слушатели являются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей социальной роли (например, работники организации, студенты, прихожане, сторонники политической партии и т.д.). Публичное общение относится к институциональному (статусно ориентированному) общению в отличие от персонального (личностно ориентированного). Статусно ориентированное общение имеет множество разновидностей, выделяемых в том или ином обществе в соответствии с принятыми в нем сферами общения и сложившимися социальными институтами: политическими, деловыми, научными, педагогическими, медицинскими, военными, спортивными, религиозными, юридическими и т.д.12

Политическая коммуникация

Политическая коммуникация выступает  своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека.13

Изучение политической коммуникации восходит к Платону, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окончания. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и объектов политической коммуникации, анализу средств передачи сообщений, их содержания, а также воздействия сообщений на их получателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

Основателями общей теории политической коммуникации были представители двух американских научных школ: 1) сторонники так называемого кибернетического направления в анализе социальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структуры функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.)14

Впервые политическую систему как  информационно-коммутативную систему  представил К. Дойч. По его мнению, «процесс управления есть процесс власти, основанием которого выступа коммуникация».

Дойч предлагает рассматривать  политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление решений с учетом обратной связи.

Политическая система принимает  информацию через так называемые рецепторы (внешнеполитические — информационные службы и др., внутриполитические —  центры изучения общественного мнения), где происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных.

На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти  и ценностей», где сравнивается с  уже имеющейся информацией и  оценивается с позиций ценностей, норм и стереотипов. После этого правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает решение по регулированию текущего состояния системы. Наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по «обратной связи» поступают к «рецепторам»; таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.15

В модели Г. Алмонда политическая система  предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность  системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния политической системы, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Специфическая роль принадлежит функции  политической коммуникации, обеспечивающей распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между  политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности.

Представители структурно-функционального подхода, рассматривающие политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенное политической информации, ее мобильности, объема, направленности.

В современной науке существует несколько подходов к понят «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следующие:

• политическая коммуникация — это  постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и ми системами (Л.Р. Посикера);

 • политическая коммуникация  подразумевает не одностороннюю  направленность сигналов от элит  к массе, а весь диапазон  формальных коммуникационных процессов  в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай)16;

• политическая коммуникация — это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг)17.

В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процесс является передача, перемещение, оборот политической информации, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественной практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы.

Коммуникации в малой группе.

Малой группой обычно называют небольшое  число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих  между собой. Количество  определений  малой  группы  в литературе приближается к сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:18 

    • контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией;
    • целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое;
    • стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;
    • устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;
    • наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;
    • удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфические для этого типа коммуникации феномены, к которым относятся совокупность позиций членов группы относительно положения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения, т.е обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходят поиск и выработка общего группового решения.

В современной литературе присутствуют два основные подхода в    исследовании   коммуникации:   механистический   и   деятельностный.

При механистическом   подходе  под коммуникацией понимается однонаправленным процесс передачи и приема информации.

Деятельностный  подход подразумевает  понимание коммуникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как совместной деятельности участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.

И если в первом случае контекст внешней среды рассматривается как «шум», то для второго подхода характерно рассмотрение коммуникации как процесса, протекающего в определенном человеческом и социальном контексте.

Указанные подходы задают концептуальную основу и главные направления исследования групповой коммуникации: процесса передачи информации в группе (коммуникация в узком  слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, особенностей коммуникации в различного вида малых группах и т.д.

Было бы неправильно утверждать, что все аспекты коммуникации в малой группе изучены к настоящему времени одинаково хорошо. Достаточно сказать, что и само понятие малой груш сущностные черты, границы и виды все еще являются дискуссионными.

Классификация по целям

Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

Ученые Р. Димблби и Г. Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.

Согласно А. Маслоу существуют базовые  биологические потребности, и потребности  самореализации личности: 1) физиологические  потребности (пища, питье, секс); 2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности); 3) потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей); 4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); 5) необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

В процессе коммуникации могут сочетаться несколько функций,  одна или две  из которых будут основными, определяющими

Карл Бюлер (1879-1963) выделял три  функции языка, проявляющиеся в  любом акте речи: а) функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим; б) функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим; в) функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи.

Информация о работе Классификация массовых коммуникаций