Классификация массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В целом термин «коммуникация» понимается как опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. На современном этапе это взаимодействие имеет три значения: 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку; 3) передача и массовый обмен информацией с целью воздействовать на общество и его компоненты

Файлы: 1 файл

психология массовой коммуникации.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Предварительное исследование округа позволяет выяснить ожидания электората, которые являются далее определяющими  при разработке и продвижении  имиджа кандидата в данном округе. В ходе электоральной коммуникации граждан убеждают, что данный кандидат является именно тем человеком, которые решит все их проблемы. Для этой цели определяется комплекс средств, используемых как каналы коммуникации, по которым передается вся необходимая информация о кандидате.

Специальное исследование показало, что вообще каналы коммуникации можно  представить в виде следующей  иерархии в зависимости от их эффективности  в плане воздействия на аудиторию  в порядке ее снижения:

1.      Личная беседа один на один

2. Совещание, дискуссия в группе

3. Выступление перед большой аудиторией

4. Разговор по телефону

5. Написанное от руки личное письмо

6. Напечатанное личное письмо

7. Общее письмо, напечатанное типографским способом

8. Брошюра или листовка, направленная по почтовой рассылке

9. Статья во внутренней прессе

10. Новости, напечатанные в популярной прессе,

11. Реклама в СМИ

12. Рекламные щиты21

Конечно, оптимально было бы поговорить с каждым отдельным избирателем  наедине и убедить его голосовать за данного кандидата/партию. Частично эта задача решается при широком использовании в ходе избирательной компании большого числа агитаторов, но даже в этом случае всех избирателей охватить невозможно. Поэтому приходиться идти другим путем.

Короткие сроки избирательной компании задают определенные параметры коммуникационной среды, чтобы ее воздействие на сознание избирателя было мощным и эффективным. Для того чтобы добиться узнаваемости и запоминания определенной информации, содержащейся в сообщении, последнее приходится многократно повторять по одному каналу коммуникации и/или использовать для этой цели разные каналы. Таким образом, в ходе избирательной кампании на избирателя идет массированная атака по каналам межличностной (беседы агитаторов), публичной (митинги, встречи с избирателями) и массовой коммуникации (печатные и электронные СМИ, лозунги, плакаты, листовки и т.д.).

Использование сочетаний каналов  коммуникации происходит не стихийно, а в строгом соответствии с  разработанной избирательным штабом партии или кандидата стратегией кампании. Так, «стратегия рывка» требует уплотнения информационной среды на ранних стадиях кампании, и ее задача обеспечить узнаваемость и повышение авторитета кандидата. «Стратегия быстрого финала» напротив ориентируется на заключительную фазу кампании и фиксирует имидж кандидата в сознании избирателя непосредственно перед голосованием. Наконец, «крейсерская стратегия» характеризуется равномерно плотной информационной средой на протяжении всей кампании.

В зависимости от уровня выборов (федеральные, региональные, местные), социально-демографических характеристик целевой аудитории, финансирования подбирается та или иная комбинация каналов коммуникации и определяется способ представления информации. Понятно, что особое внимание в этом случае уделяется подготовке текстов, используемых в ходе избирательной компании.

Для формирования общественного мнения используются приемы мощного речевого воздействия, в результате чего нередко  имеет место насильственное навязывание  заранее выработанных оценок, и избиратель часто оказывается не в состоянии использовать свое право на выработку политического решения. Именно в электоральной коммуникации особенно четко ощущается роль языка как инструмента внушения массовой аудитории определенной идеологии.

Таким образом, в случае электоральной  коммуникации особенно ясно видно, что  «тексты   становятся   частью   окружающего   человека   предметного   мира,   органическим элементом  его практического опыта, [...] основой  преобразовательной практической деятельности социальных субъектов».

Хотя на первый взгляд может показаться, что в ходе электоральной коммуникации используется совокупность отдельных  текстов (лозунги, плакаты, листовки, радио  и телевизионные рекламные ролики, программное выступление кандидата, манифест/программа партии), по существу, мы имеем дело с единым рекламно-агитационным макротекстом, имеющим одного автора, единое содержание и единую форму. Это принципиально новый тип текста, который отличается от, например, таких традиционных для филологии текстов, как художественный, научный и даже медиа. Остановимся на этом подробнее.

Прежде всего следует подчеркнуть, что текст как коммуникативная  единица представляет собой чрезвычайно  сложное многомерное образование, проникновение в природу которого требует рассмотрения как его лингвистических особенностей, так и внелингвистических условий его порождения. Поэтому исследование текста любого типа предполагает а) анализ конкретных условий его возникновения, в ходе которого решается проблема авторства и аудитории, определяется конкретное содержание, индивидуальный характер исполнения и т.п.; б) изучение условий вхождения в данную область культуры, его роль в данной области культуры, взаимоотношение данного текста с другими текстами, проявляющиеся в содержании и языковой форме текстов; в) общие исторические закономерности понимания и истолкования текстов на фоне развития культуры, прогресса в знаниях и речевом общении, технического прогресса в создании текстов.

Следуя такому подходу к анализу  текста, необходимо начать с проблемы авторства и аудитории электорального макротекста. В данном случае мы имеем дело с коллективным автором и не потому, что это группа индивидуальных создателей отдельных листовок, плакатов, рекламных роликов и т.д., а потому, что все тексты создает одна команда, которая в своей работе руководствуется результатами социологических исследований округа и ориентируется на определенную целевую аудиторию.

Сама технологичность создания отдельных компонентов макротекста  требует, чтобы в их подготовки участвовали люди разных специальностей. Художники, фотографы, текстовики, редакторы, операторы и режиссеры выступают как единый творческий коллектив, в котором каждый выполняет свою работу, подчиняя ее одной задаче - максимального увеличения воздействия на целевую аудиторию.

Что касается аудитории электорального макротекста, то она, хотя и, безусловно, массовая, имеет достаточно точные социально-демографические характеристики, которые выявляются еще на этапе  подготовки избирательной кампании, поэтому ее можно квалифицировать как гомогенную. Так же, как и в случае с текстами массовой коммуникации, однако, получателем макротекста в форме составляющих его компонентов, является отдельный человек или малая группа.

Интересы и предпочтения целевой  аудитории диктуют содержание макротекста электоральной коммуникации, обозначенное общей темой, в основе которой лежит электоральная идея. Как правило, последняя довольно проста. «В отличие от творений в области потребительского рынка, шаг за шагом ведомых маркетингом и его многочисленными исследованиями, электоральная идея может быть создана лишь на основе чистого воображения. Нет ничего элементарнее, чем политическая мысль. Выбор ограничивается несколькими основными вариантами, всегда одними и теми же: бедные против богатых, прогресс против консерватизма, свобода против угнетения. Только полное изменение условий может вызвать сбой этого самоблокирующегося механизма: добро - зло.»

Если электоральная идея есть выраженная универсальными категориями некая  абстракция, достигающая высокого уровня обобщения, то центральная тема весьма конкретна, например, «партия N - партия дела», «кандидат N - борец против коррупции». В разных компонентах макротекста тема развивается в сюжетных линиях, то есть во взаимосвязанных действиях, событиях, образах, раскрывающих разные аспекты темы.

Несмотря на все жанровое многообразие своих составляющих макротекст электоральной  коммуникации не механическое, а скорее химическое соединение развернутых  произведений речи. Общая идея кампании в целом становится очевидной лишь тогда, когда мы возьмем все составляющие макротекста в совокупности. Каждый элемент макротекста, притом что он «работает» на электоральную идею и развивает тему, добавляя либо сюжетную линию, либо какой-то эмоциональный нюанс, призван выполнять свою функцию.

Так, основная функция лозунга, самого короткого компонента макротекста, состоящего из одного-двух предложений, сводится к тому, чтобы закрепить  в сознании избирателя основные цели партии/кандидата и побудить первого  к соответствующему голосованию.

Задача плаката - создать положительный  имидж кандидата и обеспечить его (кандидата) узнаваемость во время  выборов. В случае избирательной  кампании партии плакат, помимо создания положительного имиджа партии, нередко  используется для того, чтобы зафиксировать в памяти избирателя символику партии (ее логотип, цветовую гамму) и таким образом помочь избирателю найти ее в бюллетени в день выборов.

Что касается листовок, то они довольно подробно рассказывают о кандидате/партии и сообщают избирателю основные положения его/ее программы. Листовки значительно расширяют представления избирателя о кандидате/партии и фиксируют в его сознании его/ее положительный имидж. Агитационные листовки призывают избирателя прийти на выборы и отдать свой голос за данного кандидата/партию.

Звучащим аналогом листовок являются радио и телевизионные рекламные  ролики. Текст рекламных роликов  часто мало, чем отличается от агитационных листовок и содержит те же самые  лозунги. Радио и особенно телевизионная  реклама представляет собой один из самых мощных психологических способов воздействия на избирателя, благодаря звучанию, а в случае телевизионной рекламы находящемуся в движении визуальному образу, который обладает объемом и цветом. В результате использования рекламных роликов «удается не только сформировать позитивные установки на те или иные политические объекты, но и «загасить» негативные условные рефлексы, сформированные длительным личным опытом.»

Листовка служит своеобразным мостиком еще к одному компоненту электорального макротекста - политической программе (манифесту), в котором подробно излагаются политические приоритеты кандидата/ партии и его/ее действия после победы на выборах.

Это, несомненно, ядерный компонент  всего электорального макротекста. Из программы/манифеста вычленяются основные положения, которые используются в листовках, плакатах и рекламных роликах. Они же ложатся в основу программной речи кандидата/лидера партии, с которой он выступает перед избирателями или доверенными лицами.

Публичное выступление кандидата/лидера партии играет громадную роль во всей кампании, потому что устная речь дает более полное представление о вербальном и невербальном имидже кандидата/лидера партии и позволяет более эффективно, чем печатные материалы, продвинуть его и закрепить в сознании избирателей. Опытный оратор может увлечь массы людей, воздействуя на их эмоции, и, таким образом, затушевать некоторые нечеткие или расплывчатые положения программы. С другой стороны, детализация отдельных положений, подчеркнутые интонационно примеры, статистика придают программе жизненность и убедительность.

В случае американской модели избирательной  кампании в состав электорального макротекста  включается и текст телевизионных  дебатов. Хотя на первый взгляд может  показаться, что этот компонент макротекста как бы создается непосредственно в момент телевизионной передачи, это впечатление ошибочно. Основная идея дебатов, которая должна быть внедрена в сознание избирателя, а также все аргументы продумываются заранее и опираются на политическую программу партии/кандидата. Собственно языковая сторона выступления кандидата тщательно шлифуется, чтобы не было ни одного лишнего слова, могущего вызвать нежелательные последствия.

Сам кандидат готовиться к этому  выступлению с помощью опытных  специалистов, которые помогают ему риторически точно реагировать на выпады противника. Основой успеха является точный прогноз поведения политического оппонента. Для этого изучается его программа, что помогает предугадать его аргументы, которые следует нейтрализовать в ходе дебатов. Таким образом, телевизионные дебаты должны оказать, и нередко оказывают, решающее воздействие на мнение избирателей и подталкивают их к запланированным командой кандидата действиям.

Понятно, что в силу своих технических  возможностей разные каналы коммуникации имеют разную степень воздействия на человека. Так, телевидение, которое одновременно использует звук, цвет, движущуюся картинку и таким образом придает достоверность событию и создает эффект соучастия, оказывает набольшее воздействие на получателя информации. Музыка, создающая настроение, звуковые эффекты, тембр голоса диктора/кандидата, модуляции его интонации создают своеобразный ритм, который в случае продуманного решения звукового ряда в целом, способствует положительной реакции на содержание текста и его запоминанию.

 

Заключение

 

В работе приведена классификация  массовых коммуникаций по объектам, целям  и полю. Коммуникация в переводе с латинского слова communico означает общение. Коммуникацию следует понимать как  обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами.

В более научном аспекте следует  говорить о коммуникации — как  однонаправленном процессе кодирования  и передачи информации от источника  к приему информации получателем  сообщения. Коммуникацию также можно  понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).

Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

Ученые Р. Димблби и Г. Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.

Информация о работе Классификация массовых коммуникаций