Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:17, реферат
С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого.
Введение.
I глава.
§1 Сущность невербальных средств коммуникации.
Роль невербального общения.
§ 2. Классификация основных невербальных средств поведения.
§ 2.1. Мимика.
§ 2.2 Визуальное взаимодействие (контакт глаз).
§ 2.3 Дистанция общения (пространственная организация)
§ 2.4. Временная организация.
§ 2.5. Прикосновение, или тактильная коммуникация
§ 2.6. Жесты
§ 2.7. Пантомимика
II глава.
§ 1. Особенности невербального общения в разных странах
§ 2. Этикет невербального общения.
Заключение.
§ 2.2 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)
Согласно научным данным, взгляд управляет взаимодействием, обеспечивая обратную связь, и даёт богатую информацию о поведении партнера и степени его вовлечённости в коммуникацию. Чаще всего выделяются следующие виды взглядов:
Анализируя взгляд, важно учитывать степень открытости глаз (вытаращенные, полностью открытые, прикрытые, суженные, подмигивание), направление взгляда, движение взгляда (твердый, фиксированный, попеременный контакт глаза в глаза, вялый, неопределённый, живой, беспокойный).
Основные функции визуального контакта: 1) информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий смотрит на говорящего); 2) оповещение об освобождении канала связи (иначе получится монолог); 3) установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые короткие повторяющиеся взгляды позволяют установить контакт для дальнейшей коммуникации); 4) поддержание стабильного уровня психологической близости; 5) стремление скрывать или выставлять своё «Я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие не любят).
Взглядом можно выразить своё отношение к собеседнику (уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие и т. п.), к его поведению (например, насмешливый взгляд на завравшегося собеседника). Взглядом можно залать вопрос или дать ответ. Например, кратковременное закрытие век означает ответ: «Да».
Исследования показывают, что в какие-то моменты диалога взгляд обязателен, в какие-то – нет. Обычно визуальный контакт происходит в конце предложений, не происходит во время пауз нерешительности и на стыках двух реплик. Воздействие взгляда зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда на собеседника тем сильнее, чем ближе находится к вам собеседник. Особенно большое влияние оказывает безразличный и пристальный взгляды, которые могут быть весьма неприятными для собеседника.
§ 2.3 Дистанция общения (пространственная организация)
Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский учёный Э. Холл. Эти исследования привели к образованию новой области в изучении психологии общения – проксемики, т. е. пространственно психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.
Проксемическое поведение людей вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы), из психофизиологического процесса восприятия и из организации пространства в зависимости от влияния культуры. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями (концентрические пространства с субъектом общения в центре): 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей; 2) персональное расстояние о 45 до 129 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми; 3) социальное расстояние от одного метра до четырёх метров оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное расстояние от четырёх до семи с половиной метров используется при выступлении перед различными аудиториями.
В основном изменение
величины расстояния в рамках культурного
стереотипа носит групповой характер.
Увеличивается дистанции
Один из проксемических компонентов невербальной системы – ориентация (расположение партнёров по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу) и угол общения. Например, место, которое занимается партнёром за столом, определяется характером общения. Если партнёры – соперники, то они садятся напротив, если единомышленники – на одной стороне стола. Обычная беседа и, особенно, случайная, даёт позицию «наискосок» -- через угол.
Проксемикой изучается и персональное пространство – пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить (не является кругообразным, его удалённость в разные стороны не равна). Мерой персонального пространства служит расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек.
Наряду с персональным пространством существует пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». При расстоянии 100-125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно может вторгаться в их пространство, критическое расстояние – 90 см.
В ситуациях длительной
групповой изоляции, в условиях скученности,
у человека возникает дистресс, поскольку
происходит совмещение (наложение друг
на друга) персональных пространств
и персонализированной
§ 2.4. Временная организация
Этот компонент невербального общения изучен несколько меньше, чем другие. Однако уже полученные результаты позволяют судить о том, что совпадение многих невербальных и речевых компонентов во времени у собеседников улучшает результат общения. Уже хорошо известно, что основная информация о взаимоотношениях между людьми передается в первые двадцать минут общения, а в остальное время отношения развиваются, уточняются, утверждаются. Наборы временных и пространственных констант ситуаций называются хронотопами. Наиболее известны хронотопы «больничной палаты» и «вагонного попутчика». Эти ситуации задают определённый стереотип и эффект общения – откровенность с незнакомым человеком.
К временным характеристикам
невербального поведения
Нередко временные характеристики общения социально нормированы. Примером служат различные «допуски» опоздания в гости у разных народов. Время общения свидетельствует о социальных статусах общающихся (время официального приёма), о сложившейся системе отношений. Например, подчинённый, который дольше обычного пробыл на приёме у руководителя, вызывает интерес у окружающих. Время, отведенное для высказываний в групповом и парном общении, изменяется также под влиянием принятых в данной национальной культуре норм поведения, от пола и возраста общающихся. В определённый отрезок времени происходит соответствующее ему изменение в проксемике общения, это, в свою очередь, также определяет изменения в невербальном поведении личности. Таким образом, язык тела, пространство и время складываются в одно целое – невербальное и вербальное поведение.
Тактильно-кинестезические
Начиная с раннего возраста, с помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знании о частях тела другого человека. Прикосновения в виде поглаживаний, прикосновений, поцелуев выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Прикосновение требует чуткости, такта и бдительности. Надо знать, как и с кем обойтись, к кому и насколько привлечь внимание, выразить своё положительное отношение к собеседнику, установить контакт, а можно и вызвать отрицательные эмоции: у некоторых людей сокращение психологической дистанции создает неудобство и вызывает настороженность. В этом случае не стоит злоупотреблять прикосновениями. Важную роль играют также социальный статус, возраст, пол и степень знакомства, национальность и личность собеседников. К примеру, такой тактильный элемент, как рукопожатие, может выполняться по-разному, в зависимости от перечисленных факторов; подростки очень сильно сжимают руку, стараясь выглядеть «настоящими» мужчинами, женщина мягко берёт руки подруги в свои, выражая симпатию, равный подает руку равному вперед прямо (кисть служит продолжением линии всей руки), недостаточно уверенный в себе человек протягивает вялую, безжизненную кисть, японец, в отличии от европейца, подаёт руку как бы издалека. Или такой элемент, как похлопывание по спине и плечу: он возможен только при условии близких отношений, равенстве социального положения общающихся. Проявлением славянского обычая на уровне невербального поведения являются объятия, которые демонстрируют равенство и братство. Поцелуй как элемент физического контакта наблюдается в русской культуре в поведении и мужчин и женщин, в то время, как у англичан встречается редко, только при интимных отношениях. Недопустимы немотивированные и навязчивые прикосновения к собеседнику, особенно если он находится в зависимом положении или впервые с вами общается.
Интерес к языку жестов, возрастая со временем, вызван той ролью, которую играют жесты в человеческом общении.
Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:
В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:
Жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чьё-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.
Жесты-сигналы – они непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чьё-либо восприятие (хотя имеют значение для опытного наблюдателя).
Все жестовые средства общения делятся
на натуральные, дактилологические
и конвенционные. Натуральные (естественные
и потенциально естественные) жесты
в норме употребляются в
Существуют различные
Информация о работе Классификация основных невербальных средств поведения