Клиническая психология в сфере народного здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение клинической психологии в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
2. Изучить проблемы клинического психолога в системе здравоохранения.
3. Рассмотреть клиническую психологию в сфере народного образования и социальной помощи населению.

Содержание работы

Введение
Предмет и объект исследования клинической психологии
Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
Клиническая психология в сфере народного образования и социальной помощи населению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

клиническая психология в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………

  1. Предмет и объект исследования клинической психологии………
  2. Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения…..
  3. Клиническая психология в сфере народного образования и социальной помощи населению……………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………….

 

Введение

 

Клиническая психология - дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания  психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической  коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической  психологии: психологическое консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Термин «клиническая психология»  был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение современному определению Американской психологической ассоциации: Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.

В РФ специальность клиническая психология сформировалась в последние десятилетия путем интеграции ряда смежных дисциплин, имеющих разную историю и проблематику: нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психологическая коррекция, психология аномального онтогенеза, психология здоровья.

Клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические  расстройства (нарушения) и психические  аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология, анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка), поэтому актуальность темы настоящей курсовой работы очевидна.

Целью курсовой работы является изучение клинической психологии в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать проблемы клинического психолога в системе здравоохранения

2. Изучить проблемы клинического психолога в системе здравоохранения.

3. Рассмотреть клиническую психологию в сфере народного образования и социальной помощи населению.

В курсовой работе использованы литературные источники отечественных  и зарубежных авторов, материалы  периодической печати.

Работа выполнена на 33 страницах. При ее написании использовано 20 литературных источников.

 

 

 

 

 

  1. Предмет и объект исследования клинической психологии

 

 

Клиническая психология является отраслью психологической  науки. Ее данные имеют теоретическое  и практическое значение как для психологии, так и для медицины.

В некоторых  странах распространено понятие  о медицинской психологии, но в  большинстве стран чаще используется понятие «клиническая психология».

В последние  десятилетия в России все чаще стал возникать вопрос о сближении  отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра таких  понятий, как медицинская и клиническая  психология.

Смена названия медицинской психологии на клиниче-скуюсвязана с тем, что в последние десятилетияпроис-ходит ее интеграция в мировую психологию.

Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 г., а в немецкоязычных странах  – с середины XIX в.

В международном  руководстве по клинической психологии под общей редакцией М. Перре и У. Бауманна приводится следующее определение: «Клиническая психология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов». В англоязычных странах помимо термина «клиническая психология» в качестве синонима используется понятие «патологическая психология» – Abnormal Psychology. Кроме клинической психологии, во многих университетах, в основном западных, преподается и медицинская психология. Содержание этой дисциплины может быть разным. Оно включает:

1) применение  достижений психологии в медицинской  практике (прежде всего это касается  решения проблемы взаимодействия  врача с пациентом);

2) предупреждение  болезней (профилактику) и охрану  здоровья;

3) психические  аспекты соматических расстройств  и пр.

 В соответствии  с государственным образовательным стандартом клиническая психология – специальность широкого профиля, направленная на решение комплекса задач в системе здравоохранения и образования. Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.

Специалисты дают различные определения клинической  психологии. Но все они сходятся в одном: клиническая психология рассматривает область, пограничную  между медициной и психологией. Это наука, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии.

Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что медицинская психология – это отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психики в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, а также исхода и восстановления. В своем исследовании медицинская психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.

По направленности психологические исследования делят  на общие (направлены на выявление общих  закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного  больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную  клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные  закономерности психологии больного, психологии медицинского работника,  психологические особенности общения  больного и врача, а также  влияние психологической атмосферы  лечебно-профилактических учреждений  на состояние человека;

2) психосоматические  и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение  им последовательных этапов развития  в процессе онтогенеза (детство,  отрочество, юность, зрелость и поздний  возраст), а также эмоционально-волевые  процессы;

4) вопросы  врачебного долга, этики, врачебной  тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена  лиц в кризисные периоды их  жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая  психотерапия.

Частная клиническая психология изучает  конкретного больного, а именно:

1) особенности  психических процессов у психических  больных;

2) психику  пациентов в период подготовки  к хирургическим вмешательствам  и в послеоперационном периоде;

3) особенности  психики больных, страдающих различными  заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику  больных с дефектами органов  слуха, зрения и т. п.;

5) особенности  психики больных при проведении  трудовой, военной и судебной  экспертизы;

6) психику  больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную  психотерапию.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психическойдея-тельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

Что же является объектом клинической психологии? Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации исамореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние  неврология и нейрохирургия.

Психиатрия  – медицинская наука, но она теснейшим  образом соприкасается с клинической  психологией. Эти науки имеют  общий предмет научных исследований – психические расстройства. Но кроме этого, клиническая психология занимается такими нарушениями, которые  по своей значимости не равноценны болезни (например, по проблемам супружества), а также психическими аспектами  соматических расстройств. Однако психиатрия как частная область медицины большеучиты-вает соматическую плоскость психических расстройств. Клиническая же психология делает акцент на психологических аспектах.

Клиническая психология связана с психофармакологией: и та, и другая изучают психопатологические  расстройства и способы их лечения. Кроме того, употреб-лениелекарственных средств всегда оказывает на пациента положительное или отрицательное психологическое действие.

Успешно развивается медицинская педагогика – смежная с медициной, психологией  и педагогикой область, в задачи которой входит обучение, воспитание и лечение больных детей.

Психотерапия  как самостоятельная медицинская  специальность тесно связана  с клинической психологией. Теоретические  и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения медицинской психологии.

На Западе считается, что психотерапия является частной областью клинической психологии, и таким образом подчеркивается особая близость между психологией  и психотерапией.

Однако  положение об особой близости психотерапии и клинической психологии нередко  оспаривается. Многие ученые считают, что с научной точки зрения психотерапия ближе к медицине. При этом приводятся следующие аргументы:

1) лечение  больных является задачей медицины;

2) психотерапия  является лечением больных. Отсюда  следует, что психотерапия –  это задача медицины. Данное положение  опирается на тот факт, что  во многих странах право заниматься  ею получают только врачи.

Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения.

 

 

 Клиническая психология в системе здравоохранения – явление достаточно новое. Работа психологов в системе здравоохранения связана с рядом проблем. Их профессиональная подготовка затруднена, статус в медицинских учреждениях не определен, функции расплывчаты. В 2002 году их специальность была исключена из перечня лицензируемых видов медицинской деятельности. Их деятельность не лицензируется, в системе ОМС не оплачивается, и медицинские психологи вынуждены существовать в лечебных учреждениях за счет других специалистов, находясь в зависимости от благосклонности администрации больницы. Если в психиатрических учреждениях их работа заложена в бюджет, то в общей сети они оказываются выброшенными из медицинской системы. Специальность медицинского психолога была введена в 2004 году, и с этого момента психологи, занимающие эту должность в ЛПУ, поставлены перед необходимостью прохождения последипломной переподготовки по клинической психологии. В соответствии с Приложением № 2 приказа МЗ РФ № 438 от 16.09.2003г., медицинский психолог, работающий в учреждении здравоохранения – это специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая психология, либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по специальности «Клинической психолог». Продолжительность такой профессиональной переподготовки определяется уровнем додипломного образования и регламентируется приказом МЗ РФ "О подготовке медицинских психологов" от 26 ноября 1996 г. N 391. Подготовка осуществляется в очно - заочной форме в объеме 1080ч.

В России от работающих медицинских психологов с необходимостью потребовали получение диплома государственного образца по клинической психологии. По сути своей это интернатура для психологов, закончивших вуз немедицинского профиля. Но если для выпускников медицинских вузов интернатура планируется, выдаются контрольные цифры приема и выделяются бюджетные места, то психологи вынуждены изыскивать средства для оплаты обучения самостоятельно.

Информация о работе Клиническая психология в сфере народного здравоохранения