Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение клинической психологии в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
2. Изучить проблемы клинического психолога в системе здравоохранения.
3. Рассмотреть клиническую психологию в сфере народного образования и социальной помощи населению.
Введение
Предмет и объект исследования клинической психологии
Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
Клиническая психология в сфере народного образования и социальной помощи населению
Заключение
Список литературы
Еще ряд несоответствий.
Должность в медицинских
Специализация по клинической психологии, получаемая в классических университетах, страдает отсутствием возможности получать полноценную практику на клинических базах и недостаточно глубокой медицинской теоретической подготовкой в смежных медицинских науках. В медицинских вузах есть опасность, что обучение психологов берут на себя психиатры, не имеющие психологического образования. Они ограничивают подготовку в этой области на базе психиатрической клиники. В новых стандартах, предполагающих, что обучение клинической психологии будет осуществляться в медицинских вузах и на клинических базах, отведено много часов на прохождение супервизий и практик.
Непонимание данной ситуации,
отсутствие функционала (а нередко
слишком жесткое его
Далее: психолог «проводит
необходимые
Если обратиться к истокам
клинической психологии в России,
то она развивалась в недрах института
им. В.М. Бехтерева в С.-Петербурге
и рассматривалась более широко
применительно к лечебному
Еще один пункт Приложения: психолог «участвует в оформлении медицинской документации установленного образца» - трудно выполним, т.к. в классических университетах психолога не обучают написанию психологических заключений в ключе медицинских требований. В ряде ЛПУ вообще не требуют записей от психолога, в других просят сделать записи в амбулаторной карте или истории болезни пациента. Возникает вопрос о запрете на открытое предоставление психологической информации, которая носит конфиденциальный характер. Наиболее грамотно иметь записи в отдельной карте, которая должна храниться только у психолога. Более подготовленными к выполнению заключений оказываются клинические психологи, работающие в учреждениях психиатрического профиля и участвующие в судебно-психологической экспертизе.
В последнее время в связи с интервенцией клинической психологии в общемедицинскую практику ситуация меняется. Во-первых, в медицину приходят врачи, которые получают в период обучения в медицинском вузе подготовку в области общей и медицинской психологии. Во-вторых, психология все больше проникает в жизнь человека с экранов телевизора, из популярной литературы, и сами пациенты начинают обращаться за консультацией к психологу, отличая его от психотерапевта и психиатра, тем самым, снимая собственные страхи быть осмеянными. В-третьих, врачи-исследователи стали включать в свои научные разработки и в практику лечения психологические методы исследования, понимая, что психологический диагноз раскрывает глубину психологических причин заболеваний и обогащает научные выводы. В-четвертых, совсем недавно принято решение о создании психологической службы страны, связанное с ростом экстремальных ситуаций, в последствиях которых участие медицинских психологов уже признано, доказано и не обсуждается. При этом взаимодействие психологов МЧС и всевозможных кризисных служб не налажено (из собственной практики и опыта коллег в регионах). Статус психолога в здравоохранении остается невысоким. Особенно потому, что в условиях кризиса пациент оказывается перед выбором, какие диагностические процедуры он имеет возможность оплатить в первую очередь. И нередко предпочтение отдается медицинской диагностике.
Зачастую психологу легче находить контакт с врачами общемедицинской практики, чем с психотерапевтами и психиатрами. Врачи соматической клиники говорят о том, что профессиональная подготовка психиатров заставляет последних смотреть на психически здорового человека через призму патологии, выставляя при этом диагноз и недооценивая роль психологических факторов в развитии заболевания. Так, например, врач-эндокринолог, обучавшийся психиатрии в вузе, работая с пациентами с нарушениями веса и привлекающий психолога для коррекции образа жизни пациента, его ценностей, с удивлением принимает при лицензировании своего центра сомнения психотерапевта, вышедшего из недр психиатрии, что у пациентов имеет место быть булимия.
Особенно велика роль грамотного клинического психолога в психосоматической клинике. Психолог в силу своей глубинной подготовки в области психологии личности гораздо более осведомлен о мотивации, внутриличностных конфликтах, влиянии семейного воспитания на развитие личности, эмоциональных ресурсах, адаптационных механизмах защитного и совладающего поведения, внутренней картине здоровья и болезни, отношении пациента к болезни и лечению.
Огромна роль психолога в
ЛПУ психиатрического профиля как
специалиста в области
Вместе с тем, психолог,
приходящий в достаточно агрессивную
(в плане ситуаций, связанных с
жизнью человека и его здоровьем)
медицинскую среду, сталкивается с
целым рядом проблем. Для того
чтобы врачи приняли
Главная задача психолога - умение раскрыть внутренний мир пациента. Эта работа становится возможной при безусловном принятии пациента и полной заинтересованности в нем, присоединении к нему, установлении доверительных отношений, умении вести беседу, задавать вопросы. И в этой сфере психологи в силу своей профессиональной гуманитарной подготовки также более успешны. Кроме того, психологическая тестовая диагностика иногда отдаляет пациента от психолога, в данном случае ее следует применять после установления контакта с больным. Диагностика не должна стать самоцелью для научных исследований психолога и врача. В последнее время на ряде научно-практических конгрессах, конференциях, съездах, даже международного уровня, наблюдается тенденция «завязывания психологического бантика» на медицинских исследованиях, а инструментарий обследования больного принимает угрожающие размеры, которые в пору выдержать здоровому человеку, а не астенизированному пациенту.
Пути взаимодействия и
взаимопонимания врачей и психологов
следует искать в следующих направлениях.
Наиболее перспективным является опыт
коллег из Германии в области подготовки
психотерапевтов, где существуют врач-психотерапевт
и психолог-психотерапевт. Они отлично
взаимодействуют и работают с
пациентом совместно или
Второе направление
Еще одно направление –
совместная практическая и профилактическая
работа. Преподаватели кафедры
Учитывая современную ситуацию развития медицинской психологии, необходимо, выделить два главных направления деятельности медицинского психолога:
первое – это организация
и обеспечение психологической
помощи в лечении пациента через
определение его
второе – осуществление психологического обеспечения профилактики и предупреждения развития заболеваний.
Программной работой для деятельности клинических психологов остается по-прежнему монография «Методологические проблемы медицинской психологии» К.К. Платонова, имевшего одновременно медицинское и психологическое образование и докторские степени в этих областях, вышедшая в 1977 году и во многом предвосхитившая настоящее развитие отечественной медицинской психологии.
Главная заслуга К.К.Платонова заключается в формулировке фундаментальных методологических принципов и подходов, понятийного аппарата, а также в «иллюстративном описании» принципов психологии личности применительно к этой области знания. Известно, что в психологической науке на протяжении всей ее истории велись острые дискуссии по вопросу соотношения биологического и социального в развитии человека и в них «побеждал» либо социологизаторский подход, либо биологизаторский. Для медицины в целом и для медицинской психологии ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, и по сей день. Ведущий принцип психологии – принцип развития – как раз и означает, по мнению К.К. Платонова, «движение психического отражения от биологически обусловленных элементарных эмоций и ощущений до социально обусловленного сознания и его высшей формы – самосознания и превращения индивидуально-психологических особенностей в свойства личности».
Иллюстрируя действие рефлекторного принципа, К.К.Платонов ссылается на учение И.П.Павлова о второй сигнальной системе. И.П.Павлов, пришедший к выводу о невозможности ограничения деятельности человека только безусловными и условными рефлексами, писал: «Мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, в котором столько разговоров и столько всякой пустой болтовни». Именно на рефлекторном принципе построено обучение больного в поведенческой психотерапии, в психосоматической тренировке, обозначаемой обычно как аутогенная. В настоящее время во многих экспериментальных исследованиях и наблюдениях, выходящих за рамки традиционной психологии, подтверждается предположение о материальности мысли. В действительности это положение проявляется в случаях возникновения ятрогений. Роль слова особенно убедительна в понимании причин возникновения болезней под влиянием отрицательных установок, ограничивающих убеждений в применении позитивной психотерапии, в лечении больного притчами, особенно в психосоматической медицине.
Информация о работе Клиническая психология в сфере народного здравоохранения