Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение клинической психологии в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
2. Изучить проблемы клинического психолога в системе здравоохранения.
3. Рассмотреть клиническую психологию в сфере народного образования и социальной помощи населению.
Введение
Предмет и объект исследования клинической психологии
Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
Клиническая психология в сфере народного образования и социальной помощи населению
Заключение
Список литературы
К.К.Платонов писал о недопустимости слияния вопросов психопатологии и патопсихологии при диагностике больного. Принцип детерминизма, гласящий, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, еще не всегда признается и осознается врачами. Нередко они лечат болезнь, а не самого пациента. При этом может не учитываться личность больного, его социальный и семейный статус, жизненная ситуация, особенности его воспитания.
Принцип единства сознания
и деятельности применительно к
болезни предполагает раскрытие
обратного воздействия
К.К.Платонов считал, что, как и для медицины в целом, основным объектом медицинской психологии является больной, но не организм больного, а его личность. Принцип личностного подхода является особенно актуальным в медицине, особенно в смысле обращения внимания на переживания больного, на его эмоционально-психическое состояние в данный момент. И здесь очень важна работа медицинского психолога, который, выявив особенности личности того или иного типа больных, может выявить конкретные особенности, присущие и данному конкретному человеку. «Вот почему, - писал К.К. Платонов, - индивидуальный подход может быть и шире (если он включает учет и личностных и соматических качеств), но может быть и уже личностного подхода».
Принцип структурности помогает медицинскому психологу видеть человека как систему, понимать его соотношение с внешней средой, учитывать синдромологическое направление медицины.
Принципы единства душевного
и телесного, биологического и социального,
реализуемые в
К.К. Платонов настаивал на диалектическом отношении к выбору методики исследования, понимая под этим адекватность выбора «совокупности методов проведения исследования, подчиненных определенной задаче». При этом как в медицине, так и в медицинской психологии основными методами являются наблюдение во всех его разновидностях (беседа с больным, сбор анамнеза и катамнеза, самонаблюдение и самообследование, биографический метод, изучение продуктов деятельности) и эксперимент. Все тестовые методы не должны быть самоцелью, а могут лишь дополнять общую картину обследования пациента.
Утверждение К.К.Платонова о первичности и особой значимости эмоционального отражения, имеет особое значение в психосоматической клинике. При этом если «баланс эмоционального и волевого компонентов при господстве воли над эмоциями» является основополагающим для адекватного функционирования личности, то у психосоматических больных копинг-реакции (реакции совладания) снижены, а эмоциональное подавление происходит не за счет волевого компонента, а с помощью достаточно примитивных защитных реакций и сопровождается бедностью эмоционального реагирования (высокий уровень алекситимии).
Специально следует отметить,
что психологическая и
С момента выхода книги
К.К.Платонова появилось
Задачи службы практической психологии в системе образования Российской Федерации определяются в основополагающем нормативном документе — «Положении» об этой службе, проект которого, подготовленный Минобразования, опубликован в сентябре 1999 г.
В качестве цели Службы рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
К основным задачам Службы относятся:
• содействие личностному и
• содействие гармонизации социально–психологического
климата в образовательных
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям обучающихся, воспитанников;
• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• профилактика и преодоление отклонений в развитии детей, подростков и молодежи;
• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно–методических пособий;
• подготовка и создание условий психолого–педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;
• научно–методическое
Основные проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трех основных направлений деятельности:
1. Научное направление предполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.
2. Прикладное направление связано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров.
3. Практическое направление нацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи.
Проблемы на каждом из указанных направлений решаются специалистами соответствующей квалификации.
Семейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п.
Одним из основоположников семейной психотерапии в России и в мире считается И. В. Маляревский. В последние годы выделились следующие основные направления семейной психотерапии:
• психодинамическое (Аккерман, Франклин, С. М. Бабин, В. Я. Костерева и др.);
• системное и стратегическое (Хэйли, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер и др.);
• позитивное (Н. Пезешкиан)\
• эклектичное (Э. Г. Эйдемыллер, А. И. Захаров).
Как указывают авторы «Психотерапевтической энциклопедии», семейная психотерапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет (сначала с частотой 1 —2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в две недели, а далее — 1 раз в три недели).
По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому, в семейной психотерапии выделяются четыре этапа:
1) диагностический (семейный диагноз);
2) ликвидация семейного конфликта;
3) реконструктивный;
4) поддерживающий.
Большое значение при проведении семейной психодиагностики имеет принцип стереоскопического анализа: психологическая информация, полученная от одного члена семьи на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии.
В целях преодоления
К методам семейной психотерапии относятся: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга , групповая дискуссия, тренинг конструктивного спора, проработка новых форм поведения и др.
Наиболее часто применяются во время семейной психотерапии следующие приемы:
1) эффективное использование молчания;
2) умение слушать;
3) обучение с помощью вопросов;
4) повторение (резюмирование);
5) суммарное повторение;
6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
7) конфронтация;
8) проигрывание ролей;
9) создание «живых скульптур»;
10) анализ видеомагнитофонных записей.
Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями
И психодиагностика, и — в последующем — психокоррекция семейных трудностей осуществляются, как правило, в процессе семейного консультирования и семейной психотерапии. Специфические особенности такой работы определяются конкретными запросами, исходящими от одного из членов семьи или семьи в целом.
Специфическими особенностями психологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.
Работа с семьей направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу.
По направленности психологическая помощь может оказываться:
а) преимущественно одному
члену семьи в связи с
б) брачной или предбрачной паре;
в) семье в целом;
г) родителю или родителям;
д) родителям и детям;
е) ребенку или подростку.
По своему характеру психологическая помощь семье реализуется в следующих формах:
1) психодиагностическое
обследование членов семьи и
семейных отношений и
2) организационные меры (направление
на дополнительную
Информация о работе Клиническая психология в сфере народного здравоохранения