Клиническая психология в сфере народного здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение клинической психологии в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
2. Изучить проблемы клинического психолога в системе здравоохранения.
3. Рассмотреть клиническую психологию в сфере народного образования и социальной помощи населению.

Содержание работы

Введение
Предмет и объект исследования клинической психологии
Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
Клиническая психология в сфере народного образования и социальной помощи населению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

клиническая психология в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

К.К.Платонов писал о недопустимости слияния вопросов психопатологии и  патопсихологии при диагностике  больного. Принцип детерминизма, гласящий, что при объяснении любых психических  явлений личность выступает как  совокупность внутренних условий, через  которые преломляются все внешние  воздействия, еще не всегда признается и осознается врачами. Нередко они  лечат болезнь, а не самого пациента. При этом может не учитываться  личность больного, его социальный и семейный статус, жизненная ситуация, особенности его воспитания.

Принцип единства сознания и деятельности применительно к  болезни предполагает раскрытие  обратного воздействия психического на соматическое. Истинность этого утверждения стала особенно очевидной с развитием психосоматической медицины. В концепциях современных авторов психосоматические болезни рассматриваются как результат образа жизни личности, взаимодействия ее способностей, преморбидных особенностей, предпосылок и условий развития и воспитания, личностных характеристик, адаптационных ресурсов. Маркерами состояния личности являются ее действия и поступки, отношения к себе, к болезни и к здоровью. К развернутым психологическим смыслам психосоматической болезни относятся следующие: а) болезнь как стесненная в своих проявлениях жизнь, б) болезнь как язык субъекта, его души, в) болезнь как путь человека, г) болезнь как отрицание здоровья, д) болезнь как оправдание слабости, ненаказуемости индивида, е) болезнь как стратегический ответ на потребность субъекта, ж) болезнь как поиск состояния гомеостаза в регрессивной ситуации, з) болезнь как катарсис, духовное лекарство, если она осознается субъектом, и) болезнь как одна из возможных реакций, которые представлены человеку в безвыходном, на его взгляд, положении, к) болезнь как образ жизни и др.

К.К.Платонов считал, что, как  и для медицины в целом, основным объектом медицинской психологии является больной, но не организм больного, а  его личность. Принцип личностного  подхода является особенно актуальным в медицине, особенно в смысле обращения  внимания на переживания больного, на его эмоционально-психическое  состояние в данный момент. И здесь  очень важна работа медицинского психолога, который, выявив особенности  личности того или иного типа больных, может выявить конкретные особенности, присущие и данному конкретному  человеку. «Вот почему, - писал К.К. Платонов, - индивидуальный подход может быть и шире (если он включает учет и личностных и соматических качеств), но может  быть и уже личностного подхода».

Принцип структурности помогает медицинскому психологу видеть человека как систему, понимать его соотношение  с внешней средой, учитывать синдромологическое направление медицины.

Принципы единства душевного  и телесного, биологического и социального, реализуемые в общепсихологической  теории К.К.Платонова и в предложенной им динамической функциональной структуре  личности, а также его методология (применительно к методам исследования) являются основополагающими как  для психосоматической медицины, так и для медицины в целом, и для медицинской психологии в частности. Концепция холистического подхода, соединяющего в процессе лечения телесность человека, его душу и дух, должна стать основополагающей как для врача, так и для медицинского психолога.

К.К. Платонов настаивал на диалектическом отношении к выбору методики исследования, понимая под  этим адекватность выбора «совокупности  методов проведения исследования, подчиненных  определенной задаче». При этом как  в медицине, так и в медицинской  психологии основными методами являются наблюдение во всех его разновидностях (беседа с больным, сбор анамнеза и  катамнеза, самонаблюдение и самообследование, биографический метод, изучение продуктов деятельности) и эксперимент. Все тестовые методы не должны быть самоцелью, а могут лишь дополнять общую картину обследования пациента.

Утверждение К.К.Платонова  о первичности и особой значимости эмоционального отражения, имеет особое значение в психосоматической клинике. При этом если «баланс эмоционального и волевого компонентов при господстве воли над эмоциями» является основополагающим для адекватного функционирования личности, то у психосоматических больных копинг-реакции (реакции совладания) снижены, а эмоциональное подавление происходит не за счет волевого компонента, а с помощью достаточно примитивных защитных реакций и сопровождается бедностью эмоционального реагирования (высокий уровень алекситимии).

Специально следует отметить, что психологическая и психотерапевтическая коррекция пациентов должна осуществляться в зависимости от эмоционально-психологических особенностей личности и ее реакции на болезнь, от этапов развития заболевания и стадий лечения. В этом проявляются принципы динамизма и пластичности личности, на которые обращал внимание К.К. Платонов.

С момента выхода книги  К.К.Платонова появилось множество  новых данных теории и практики, которые стали доступны каждому  человеку. К.К.Платонов приветствовал  принцип пластичности личности, который  «гласит о чрезвычайных возможностях компенсации и функциональной взаимозаменяемости отдельных частных структурв целостной структуре личности». Он одним из первых проводил психологические эксперименты, направленные на раскрытие резервных возможностей личности. Для реализации второго направления - обеспечения профилактики и предупреждения развития заболеваний - в современной ситуации развития медицинской психологии обратимся к следующим рассуждениям. ВОЗ описывает понятие здоровья как состояние физического, духовного и социального благополучия. Но есть более высокий уровень объяснения развития болезней, надпсихологический, вытекающий из холистического подхода к человеку, соединяющего в единстве его тело, душу и дух. Практически все психосоматические и невротические заболевания можно считать болезнями «образа жизни», при этом наблюдается рассогласование психической и телесной сферы. Личностный рост прогрессирует или останавливается в зависимости от наличия гармонии с миром, а это в свою очередь, определяется соответствием состояния организма, души и духа. При наличии такого соответствия происходит правильное расходование жизненной энергии, соблюдены правила и техники личной психологической безопасности. Этот концепт чрезвычайно важен для развития профилактической медицины, психологии здоровья через развитие психоэмоциональных и психофизилогических ресурсов личности.

 

  1. Клиническая психология в сфере народного образования и социальной помощи населению

 

 

Задачи службы практической психологии в системе образования Российской Федерации определяются в основополагающем нормативном документе — «Положении» об этой службе, проект которого, подготовленный Минобразования, опубликован в сентябре 1999 г.

В качестве цели Службы рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

К основным задачам Службы относятся:

• содействие личностному и интеллектуальному  развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению  и саморазвитию;

• содействие гармонизации социально–психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям обучающихся, воспитанников;

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• профилактика и преодоление отклонений в развитии детей, подростков и молодежи;

• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно–методических пособий;

• подготовка и создание условий  психолого–педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и  внедрению в практику образования  достижений психологической науки;

• научно–методическое обеспечение  деятельности специалистов системы  образования.

Основные проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трех основных направлений деятельности:

1. Научное направление предполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.

2. Прикладное направление связано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров.

3. Практическое направление нацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи.

Проблемы на каждом из указанных  направлений решаются специалистами  соответствующей квалификации.

Семейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п.

Одним из основоположников семейной психотерапии в России и  в мире считается И. В. Маляревский. В последние годы выделились следующие основные направления семейной психотерапии:

• психодинамическое (Аккерман, Франклин, С. М. Бабин, В. Я. Костерева и др.);

• системное и стратегическое (Хэйли, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер и др.);

• позитивное (Н. Пезешкиан)\

• эклектичное (Э. Г. Эйдемыллер, А. И. Захаров).

Как указывают авторы «Психотерапевтической  энциклопедии», семейная психотерапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет (сначала с частотой 1 —2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в две недели, а далее — 1 раз в три недели).

По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому, в семейной психотерапии выделяются четыре этапа:

1) диагностический (семейный  диагноз);

2) ликвидация семейного  конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Большое значение при проведении семейной психодиагностики имеет принцип стереоскопического анализа: психологическая информация, полученная от одного члена семьи на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии.

В целях преодоления внутрисемейного  конфликта психотерапевт берет  на себя роль посредника между конфликтующими членами семьи, а также помогает эмоционально отреагировать его  последствия. На этапе реконструкции  семейных отношений терапевт организует совместное обсуждение проблем либо в семье, либо в тренинговых группах, включающих несколько семей. Поддерживающий этап семейной психотерапии характеризуется работой по закреплению у членов семьи навыков эмпатического общения и расширившегося ролевого диапазона. В это время проводятся консультирование и психокоррекция в естественных условиях жизни семьи.

К методам семейной психотерапии относятся: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга , групповая дискуссия, тренинг конструктивного спора, проработка новых форм поведения и др.

Наиболее часто применяются  во время семейной психотерапии следующие  приемы:

1) эффективное использование  молчания;

2) умение слушать;

3) обучение с помощью  вопросов;

4) повторение (резюмирование);

5) суммарное повторение;

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

7) конфронтация;

8) проигрывание ролей;

9) создание «живых скульптур»;

10) анализ видеомагнитофонных  записей.

Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями

И психодиагностика, и —  в последующем — психокоррекция семейных трудностей осуществляются, как правило, в процессе семейного консультирования и семейной психотерапии. Специфические особенности такой работы определяются конкретными запросами, исходящими от одного из членов семьи или семьи в целом.

Специфическими особенностями  психологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.

Работа с семьей направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности  за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут  дать друг другу.

По направленности психологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или ее отсутствия;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь семье реализуется в следующих формах:

1) психодиагностическое  обследование членов семьи и  семейных отношений и предоставление  клиентам психологической информации;

2) организационные меры (направление  на дополнительную консультацию  у психоневролога, психиатра, сексолога  и у других специалистов);

Информация о работе Клиническая психология в сфере народного здравоохранения