Клиническая психология в сфере народного здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение клинической психологии в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
2. Изучить проблемы клинического психолога в системе здравоохранения.
3. Рассмотреть клиническую психологию в сфере народного образования и социальной помощи населению.

Содержание работы

Введение
Предмет и объект исследования клинической психологии
Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
Клиническая психология в сфере народного образования и социальной помощи населению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

клиническая психология в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

3) осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий;

4) рекомендации способов  общения, методов обучения и  воспитания;

5) выявление причин трудностей  ребенка в обучении, во взаимодействии  со взрослыми или сверстниками и т. д.

Можно привести основные принципы и правила психологической помощи семье:

1. Установление контакта и присоединение психолога к клиентам (используются приемы «пристройки»; соблюдение конструктивной дистанции, синхронизация дыхания, использования речевых предикатов, соответствующих ведущей репрезентативной системе клиента).

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор (используются вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Как звучала бы ваша цель без отрицательной частицы «не»?» и др.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта (распределение ответственности: психолог отвечает за условия безопасности и применяемые психотехнологии, а клиент — за активность и желание изменений; договоренность о продолжительности и оплате работы и санкциях за нарушения условий контракта и т. п.).

4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

5. Проведение собственно психологической работы (консультации, коррекции, терапии), во время которой укрепляется вера клиентов в успех и улучшение ситуации, обсуждаются сложившиеся стереотипы поведения и ищутся новые, иногда используются приемы трансовой визуализации, ведущие к созданию образа желаемой ситуации.

6. «Экологическая проверка»: контроль за правильностью и устойчивостью происходящих изменений (применяется, например, прием «проекции в будущее»).

7. «Страхование результата»: действия по повышению уверенности клиентов в себе (даются домашние задания и предлагается прийти через какое–то время для обсуждения результатов).

8. «Отсоединение» (используются «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному — по сравнению с якобы предполагаемым — результату).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Сегодня клиническая психология является самой популярной из прикладных отраслей психологической науки. Так, в Американской психологической  ассоциации, наиболее многочисленной и влиятельной психологической  организации в мире, семь из восьми подразделений занимаются теоретическими и прикладными проблемами психического здоровья. В нашей стране бум клинической  психологии только начинается. Огромный дефицит специалистов этой области  в здравоохранении постепенно начинает восполняться за счет увеличения курсов и кафедр в вузах, обучающих клинических  психологов. Образуются ассоциации психологов, способствующие консолидации специалистов для решения организационных, методических и практических проблем. Интерес  к этой области знания постоянно  растет. В рейтинге, проведенном  американским журналом «Деньги», психология занимает четвертое место в списке 50 наиболее перспективных профессий XXI в.

Клиническая психология в  системе здравоохранения – явление  достаточно новое. Работа психологов в  системе здравоохранения связана  с рядом проблем. Их профессиональная подготовка затруднена, статус в медицинских  учреждениях не определен, функции  расплывчаты.

Задачи службы практической психологии в системе образования Российской Федерации определяются в основополагающем нормативном документе — «Положении» об этой службе, проект которого, подготовленный Минобразования, опубликован в сентябре 1999 г.

В качестве цели Службы рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

К основным задачам Службы относятся:

• содействие личностному и интеллектуальному  развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению  и саморазвитию;

• содействие гармонизации социально–психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям обучающихся, воспитанников;

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• профилактика и преодоление отклонений в развитии детей, подростков и молодежи;

• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно–методических пособий;

• подготовка и создание условий  психолого–педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и  внедрению в практику образования  достижений психологической науки;

• научно–методическое обеспечение  деятельности специалистов системы  образования.

Клиническая психология направлена на охрану и укрепление здоровья населения (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации  больных). Предметом клинической  психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные  особенности психики человека в  их отношении к здоровью и болезни. Клиническая психология участвует  в решении прикладных проблем, связанных  с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и  патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, участвует в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

Клиническая психология изучает частные  и общие закономерности нарушений  и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. Это область  теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические  проблемы на моделях патологии психики.

Структурно современная клиническая  психология включает два основных раздела:

  1. один из них связан с применением психологии в клинике нервно психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на особенности психики изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями;
  2. другой раздел клинической психологии связан с применением психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема—влияние психических состояний («факторов») на телесные процессы.

Междисциплинарный статус клинической  психологии делает эту дисциплину особо  чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы современной науки - проблемы "природы человека" как существа биосоциального по своим внешним проявлениям. Психология имеет дело с особой реальностью - субъективной, которая далеко не всегда совпадает по содержанию с реальностью, существующей независимо от человека. Принято считать, что психология - это наука о психике. Однако психика - достаточно сложное явление, в которое включаются несколько взаимосвязанных, но различных по своей природе областей: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные психические процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешне наблюдаемое поведение. Соответственно, психику можно рассматривать с разных точек зрения: со стороны математических, физических, биохимических, физиологических процессов или как социокультурный, лингвистический феномен.

 


Информация о работе Клиническая психология в сфере народного здравоохранения